ISSN 1997-9657
       

Будущее – за внедрением столичного и регионального опыта учреждений дошкольного образования

№1 2013 Будущее – за внедрением столичного и регионального опыта учреждений дошкольного образования
Полный текст

В Москве в рамках VIII Всероссийского форума руководителей образовательных учреждений прошла Всероссийская конференция руководителей дошкольных образовательных учреждений. Организатор мероприятия – ГК «Открытый Диалог».

Частные ДОУ – решение проблемы очередей

Конференция была ориентирована на специалистов и топ-менеджеров сферы образования. Ежегодно она объединяет руководителей, возглавляющих учреждения дошкольного образования страны, которые стремятся получить качественные отраслевые знания для дальнейшего успешного развития. Постоянное повышение управленческих компетенций, эффективный менеджмент и понимание тенденций развития отрасли отличает участников конференции.

Участники Конференции неоднократно упоминали о многочисленных проблемах, накопившихся в российском дошкольном образовании. Волнения и чаяния многих представителей педагогического сообщества наиболее полно отразил вопрос гостей из Сибири: «Когда же государство повернется лицом к дошкольному образованию?».

На Конференции работали три тематиче­ские секции:

1. «Качество дошкольного образования: проблемы, достижения, тенденции».
2. «Актуальные вопросы реализации и соблюдения требований санитарных норм и правил обеспечения пожарной безопасности в работе дошкольных образовательных учреждений».
3. «Получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья».

На Конференции был организован круглый стол, посвященный обсуждению актуальных вопросов управления частными дошкольными образовательными учреждениями.

С большим интересом участники Кон­фе­ренции выслушали выступление Ирины Пет­ру­ниной, заместителя директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегиче­ских инициатив. Тема ее доклада «О развитии негосударственного сектора дошкольного образования» напрямую касалась одного из самых «больных» вопросов современной российской действительности – острой нехватки мест в детских садах.

Как сообщила Ирина Петрунина, сейчас эта проблема полностью решена только в 8 регионах страны. В целом же по стране, по состоянию на 1 января 2012 года, в очереди на устройство в детские дошкольные учреждения стояло более 2 млн семей. Из них около 700 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет, когда получение дошкольных образовательных услуг наиболее важно для их дальнейшего развития.

Министерство образования РФ пытается решить данную проблему. Но стоимость создания новых мест в государственных ДОУ очень высока. На строительство необходимого количества мест федеральному бюджету понадобилось бы 1,7 трлн рублей.

Однако стоимость создания одного места для ребенка в негосударственном секторе дошкольного образования гораздо меньше.

К сожалению, развитие системы частных дошкольных учреждений, как отмечали участ­ники Конференции, сдерживается многочисленными трудностями. В первую очередь они касаются несовершенства законодательства, связанного с пенсионным обеспечением работников негосударственных ДОУ, с пробелами относительно данного сектора в Гражданском, Бюджетном, Налоговом Кодексах, в законах и нормативных актах по санитарной и пожарной безопасности.

Методическая служба на базе детского сада

В рамках мастер-классов и семинаров ведущие эксперты маркетинга и менеджмента в области образования знакомили участников с новыми управленческими технологиями, владение которыми может существенно повысить профессиональные компетенции руководителей ДОУ.

Одной из существенных трудностей, также стоящих перед российским дошкольным образованием, является проблема оценки качест­ва профессиональной деятельности педагога ДОУ. Справиться с ней способно, наверное, только введение федеральных стандартов деятельности педагогических работников. Этот вопрос подняла на Конференции в своем выступлении Ольга Бережнова, заведующая кафедрой дошкольного образования БОУ ОО ДПО (ПК) «Орловский институт усовершенст­вования учителей».

Она отметила, что сегодня существуют значительные противоречия между требуемыми и реально имеющимися качествами педагогического работника. И вызваны они тем, что выпускников образовательных учреждений, будущих педагогов, не учат работать с деть­ми, ставя перед ними совсем другие задачи. А многочисленные «новшества», вводимые в программы учебных заведений, и вовсе дезориентируют выпускников.

Доцент кафедры дошкольного образования БОУ ОО ДПО (ПК) «Орловский институт усовершенствования учителей» Лилия Тимофеева рассказала, что справиться с данной проблемой помогло бы повышение квалификации педагогов за счет методических служб разного уровня. Однако реальностью сегодня становится реорганизация и исчезновение таких служб.

В результате образовательные учреждения остаются один на один с проблемой совершенст­вования методической работы.

Помочь в этом способна, как показывает опыт Орловской области, работа объединенной методической службы на базе одного «продвинутого» детского сада.

Ксения Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, поделилась московским опытом работы дошкольных образовательных учреждений. Она представила доклад «Стажировочные площадки – надежный проводник передовых идей и технологий в практику дошкольного образования».

Создание стажировочных площадок позволяет сделать методическую поддержку педагогов более эффективной и адресной.

Стажировочная площадка представляет собой временную структуру, организованную на базе нескольких дошкольных образовательных учреждений, где есть позитивный опыт инновационной деятельности по приоритетным направлениям развития системы дошкольного образования.

По информации, предоставленной Ксени­ей Белой, в Москве работают стажировочные площадки по 12 важным направлениям развития системы дошкольного образования. Каждое направление представлено тремя образовательными учреждениями.

По результатам работы стажировочной площадки за год проводится мониторинг.

В ходе мониторинга проводится сбор, обработка и анализ статистической, справочной и аналитической информации о результатах реализации мероприятий, а также оценка достигнутых результатов.

Стажировочная площадка обеспечивает презентацию собственного инновационного опыта через различные формы социально-педагогического взаимодействия: конференции и видеоконференции, круглые столы, семинары-практикумы, мастер-классы, консультирование, творческие мастерские и другие мероприятия.

Информирование педагогического сообщества о работе стажировочной площадки осуществляется через сайты ДОУ, входящих в ее состав.

Основным продуктом деятельности стажировочной площадки является индивидуальный образовательный проект, разрабатываемый стажером или группой стажеров на основе транслируемого опыта и адаптации его к условиям своего учреждения.

На Конференции прозвучало немало интересных выступлений, касающихся конкретных, проверенных на практике примеров новых прогрессивных методик преподавания, образовательных программ и педагогических направлений в детских дошкольных учреждениях. Этот столичный и региональный опыт вызвал большой интерес у представителей педагогического сообщества сферы дошкольного образования.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.