Статья посвящена практическому аспекту развития саморегуляции дошкольников в игре. Во введении дано определение саморегуляции как многоаспектного конструкта, включающего регуляцию эмоций, когнитивных процессов и поведения. Также предлагается определение регуляторных функций на основе модели А. Мияке. Обзор литературы охватывает результаты новых исследований, посвященных влиянию игры на развитие саморегуляции дошкольников. Рассмотрены исследования, показывающие эффективность сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, цифровых игр, а также связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста. В заключительной части сформулированы практические рекомендации по применению игр в целях развития саморегуляции дошкольников. Даны рекомендации по выбору игр, наиболее подходящих для этой цели, их продолжительности, повышению вовлеченности детей в игру, нюансам организации игр. Подробно описаны условия, при создании которых разные виды игр (игры с правилами, сюжетно-ролевые, цифровые игры) наиболее эффективны. В приложении приведены названия и краткие описания цифровых и настольных игр, которые могут быть использованы для тренировки всех компонентов регуляторных функций.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития саморегуляции. И естественно, что поиск эффективных способов ее развития у детей привлекает многих ученых и практиков. Цель данной статьи – на основании ряда научных исследований сформулировать рекомендации по практическому применению игры для развития саморегуляции дошкольников. Мы попытаемся дать ответ на два ключевых вопроса: какие игры можно использовать и как это делать правильно с точки зрения развития саморегуляции.
Для начала дадим несколько ключевых определений. Саморегуляция определяется как многоаспектный конструкт, включающий регуляцию эмоций, когнитивных процессов и поведения (Baumeister & Vohs, 2004; Bronson, 2000; McClelland и др., 2010). Различают «эмоциональную регуляцию» и «когнитивный контроль» – «холодные» регуляторные процессы, обеспечивающие планирование, организацию и решение задач, а «горячие» задействуются в ходе эмоционально напряженных ситуаций (Батенова, 2019; Смирнова, 2019). Регуляторные функции – совокупность когнитивных процессов, задействованных в произвольном контроле мыслей и действий (McClelland и др., 2010; Zelazo и др., 2014). Базовые регуляторные функции включают в себя три когнитивных навыка: рабочую память, когнитивную гибкость (способность к переключению) и сдерживающий контроль (торможение) (Miyake и др., 2000).
Считается, что дети изначально могут различаться по способности к саморегуляции из-за особенностей темперамента. Однако средовые факторы могут в какой-то степени нивелировать эти различия (Батенова, 2019; Смирнова, 2019). Наиболее ярко различия в саморегуляции проявляются в дошкольном возрасте. В детском саду ребенок сталкивается с новыми высокими требованиями к саморегуляции, в этой среде он овладевает культурными средствами управления своим поведением. Его поведение, благодаря знаковому опосредствованию, становится произвольным (Выготский, 2004). Кроме того, между тремя и шестью годами происходит созревание префронтальной коры, что также связано с развитием регуляторных функций. Именно в детском саду впервые проявляется связь саморегуляции с будущими академическими достижениями (например, с математическими навыками и чтением) и успешной социальной адаптацией (Anderson и др., 2010; McClelland и др., 2010).
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"
саморегуляция, регуляторные функции, произвольность, дошкольный возраст, игра, развитие
Ваша корзина пуста