ISSN 1997-9657
       

Бухаленкова Д.А., Сухих В.Л., Якупова В.А. Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками?

Аннотация

Статья посвящена практическому аспекту развития саморегуляции дошкольников в игре. Во введении дано определение саморегуляции как многоаспектного конструкта, включающего регуляцию эмоций, когнитивных процессов и поведения. Также предлагается определение регуляторных функций на основе модели А. Мияке. Обзор литературы охватывает результаты новых исследований, посвященных влиянию игры на развитие саморегуляции дошкольников. Рассмотрены исследования, показывающие эффективность сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, цифровых игр, а также связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста. В заключительной части сформулированы практические рекомендации по применению игр в целях развития саморегуляции дошкольников. Даны рекомендации по выбору игр, наиболее подходящих для этой цели, их продолжительности, повышению вовлеченности детей в игру, нюансам организации игр. Подробно описаны условия, при создании которых разные виды игр (игры с правилами, сюжетно-ролевые, цифровые игры) наиболее эффективны. В приложении приведены названия и краткие описания цифровых и настольных игр, которые могут быть использованы для тренировки всех компонентов регуляторных функций.

Фрагмент статьи

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития саморегуляции. И естественно, что поиск эффективных способов ее развития у детей привлекает многих ученых и практиков. Цель данной статьи – на основании ряда научных исследований сформулировать рекомендации по практическому применению игры для развития саморегуляции дошкольников. Мы попытаемся дать ответ на два ключевых вопроса: какие игры можно использовать и как это делать правильно с точки зрения развития саморегуляции.

Для начала дадим несколько ключевых определений. Саморегуляция определяется как многоаспектный конструкт, включающий регуляцию эмоций, когнитивных процессов и поведения (Baumeister & Vohs, 2004; Bronson, 2000; McClelland и др., 2010). Различают «эмоциональную регуляцию» и «когнитивный контроль» – «холодные» регуляторные процессы, обеспечивающие планирование, организацию и решение задач, а «горячие» задействуются в ходе эмоционально напряженных ситуаций (Батенова, 2019; Смирнова, 2019). Регуляторные функции – совокупность когнитивных процессов, задействованных в произвольном контроле мыслей и действий (McClelland и др., 2010; Zelazo и др., 2014). Базовые регуляторные функции включают в себя три когнитивных навыка: рабочую память, когнитивную гибкость (способность к переключению) и сдерживающий контроль (торможение) (Miyake и др., 2000).

Считается, что дети изначально могут различаться по способности к саморегуляции из-за особенностей темперамента. Однако средовые факторы могут в какой-то степени нивелировать эти различия (Батенова, 2019; Смирнова, 2019). Наиболее ярко различия в саморегуляции проявляются в дошкольном возрасте. В детском саду ребенок сталкивается с новыми высокими требованиями к саморегуляции, в этой среде он овладевает культурными средствами управления своим поведением. Его поведение, благодаря знаковому опосредствованию, становится произвольным (Выготский, 2004). Кроме того, между тремя и шестью годами происходит созревание префронтальной коры, что также связано с развитием регуляторных функций. Именно в детском саду впервые проявляется связь саморегуляции с будущими академическими достижениями (например, с математическими навыками и чтением) и успешной социальной адаптацией (Anderson и др., 2010; McClelland и др., 2010). 

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Асланова М.С., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Гаврилова М.Н., Люцко Л.Н., Сухих В.Л. Традиции и инновации в математическом образовании дошкольников в России: Соответствуют ли они образовательным критериям? // Вестник Московского Университета. – 2020. – №3. – С. 166–193. https://doi.org/DOI: 10.11621/vsp.2020.03.08
  2. Батенова Ю. В. Интенсификация цифрового опыта дошкольника: Когнитивные последствия // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2019. – №4. – С. 4–20.
  3. Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Айрапетян З.В., Семенов Ю.И., Тарасова К.С. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. – 2020. – №2(38). – С. 99–108.
  4. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленко-ва Д.А., Гаврилова М.Н. Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников // Культурно-историче­ская психология. – 2020. – №16(1). – С. 111–121. https://doi.org/10.17759/chp.2020160111
  5. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Яку-пова В.А. Возможности развития регуляторных функций в игровой деятельности: теоретический обзор // Российский психологический журнал. – 2019. – №15(4). – С. 97–112. https://doi.org/10.21702/rpj.2018.4.5
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2004. – С. 200–235.
  7. Савина E.A., Савенкова И.А., Щекотихина И.В., Гульянц A. M. Влияние игр с правилами на произвольную регуляцию детей 6–7 лет // Культурно-историческая психология. – 2017. – №13(4). – С. 56–63. https://doi.org/10.17759/chp.2017130406
  8. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства. Национальный психологический журнал. – 2019. – №2 (34). – С. 33–40. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0205
  9. Сухих В.Л. Развитие регуляторных функций у детей дошкольного возраста с помощью игры. Первый международный симпозиум по культурно-исторической психологии «Актуальные проблемы культурно-психологической психологии», Новосибирский государственный педагогический университет, устный доклад, 2020. https://universityofchildhood.org/#about
  10. Anderson, V., Jacobs, R., & Anderson, P. J. (2010). Executive Functions and the Frontal Lobes: A Lifespan Perspective. Psychology Press.
  11. Baumeister, R. F., & Vohs, K. D. (Ред.). (2004). Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. Guilford Press.
  12. Bergman Nutley, S., Soderqvist, S., Bryde, S., Thorell, L. B., Humphreys, K., & Klingberg, T. (2011). Gains in fluid intelligence after training non-verbal reasoning in 4-year-old children: A controlled, randomized study: Fluid intelligence gains after training non-verbal reasoning. Developmental Science, 14(3), 591–601. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2010.01022.x
  13. Blair, C., & Razza, R. P. (2007). Relating Effortful Control, Executive Function, and False Belief Understanding to Emerging Math and Literacy Ability in Kindergarten. Child Development, 78(2), 647–663. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2007.01019.x
  14. Bronson, M. (2000). Self-regulation in Early Childhood: Nature and Nurture. Guilford Press.
  15. Dickinson, D. K., Collins, M. F., Nesbitt, K., Toub, T. S., Hassinger-Das, B., Hadley, E. B., Hirsh-Pasek, K., & Golinkoff, R. M. (2019). Effects of Teacher-Delivered Book Reading and Play on Vocabulary Learning and Self-Regulation among Low-Income Preschool Children. Journal of Cognition and Development, 20(2), 136–164. https://doi.org/10.1080/15248372.2018.1483373
  16. Goldstein, T. R., & Lerner, M. D. (2018). Dramatic pretend play games uniquely improve emotional control in young children. Developmental Science, 21(4), 1–13. https://doi.org/10.1111/desc.12603
  17. Liu, X., Liao, M., & Dou, D. (2019). Video Game Playing Enhances Young Children’s Inhibitory Control. HCI in Games, 11595, 141–153. https://doi.org/10.1007/978-3-030-22602-2
  18. McClelland, M. M., Ponitz, C. C., Messersmith, E. E., & Tominey, S. (2010). Self-Regulation: Integration of Cognition and Emotion. В R. M. Lerner, M. E. Lamb, & A. M. Freund (Ред.), The Handbook of Life-Span Development. John Wiley & Sons, Inc. https://doi.org/10.1002/9780470880166.hlsd001015
  19. McClelland, M. M., Tominey, S. L., Schmitt, S. A., Hatfield, B. E., Purpura, D. J., Gonzales, C. R., & Tracy, A. N. (2019). Red Light, Purple Light! Results of an Intervention to Promote School Readiness for Children From Low-Income Backgrounds. Frontiers in Psychology, 10, 2365. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02365
  20. Miyake, A., Friedman, N. P., Emerson, M. J., Witzki, A. H., Howerter, A., & Wager, T. D. (2000). The Unity and Diversity of Executive Functions and Their Contributions to Complex “Frontal Lobe” Tasks: A Latent Variable Analysis. Cognitive Psychology, 41(1), 49–100. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734
  21. Moore, M., & Russ, S. W. (2008). Follow-up of a Pretend Play Intervention: Effects on Play, Creativity, and Emotional Processes in Children. Creativity Research Journal, 20(4), 427–436. https://doi.org/10.1080/10400410802391892
  22. Rueda, M. R., Checa, P., & Cуmbita, L. M. (2012). Enhanced efficiency of the executive attention network after training in preschool children: Immediate changes and effects after two months. Developmental Cognitive Neuroscience, 2, S192–S204. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2011.09.004
  23. Scionti, N., Cavallero, M., Zogmaister, C., & Marzocchi, G. M. (2020). Is Cognitive Training Effective for Improving Executive Functions in Preschoolers? A Systematic Review and Meta-Analysis. Frontiers in Psychology, 10, 2812. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02812
  24. Shiu, S.-P., Wang, S.-H., & Chen, Y.-J. (2020). The effects of a small scale intervention to develop self-regulation in kindergarten children. Early Child Development and Care, 190(3), 333–347. https://doi.org/10.1080/03004430.2018.1471474
  25. Thibodeau-Nielsen, R. B., Gilpin, A. T., Nancarrow, A. F., Pierucci, J. M., & Brown, M. M. (2020). Fantastical pretense’s effects on executive function in a diverse sample of preschoolers. Journal of Applied Developmental Psychology, 68, 101137. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2020.101137
  26. Thorell, L. B., Lindqvist, S., Bergman Nutley, S., Bohlin, G., & Klingberg, T. (2009). Training and transfer effects of executive functions in preschool children. Developmental Science, 12(1), 106–113. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2008.00745.x
  27. Traverso, L., Viterbori, P., & Usai, M. C. (2019). Effectiveness of an Executive Function Training in Italian Preschool Educational Services and Far Transfer Effects to Pre-academic Skills. Frontiers in Psychology, 10, 2053. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02053
  28. Veraksa, A.N., Gavrilova, M. N., Bukhalenkova, D. А., Almazova, O., Veraksa, N. E., & Colliver, Y. (2019). Does Batman TM affect EF because he is benevolent or skilful? The effect of different pretend roles on pre-schoolers’ executive functions. Early Child Development and Care, 1–10. https://doi.org/10.1080/03004430.2019.1658091
  29. Veraksa, A.N., Gavrilova, M. N., Bukhalenkova, D. A., & Yakupova, V. A. (2020). The Relationship between Play Repertoire and Inhibitory Control in Preschool Children. European Journal of Contemporary Education, 9(2), 443–450. https://doi.org/10.13187/ejced.2020.2.443
  30. Zelazo, P. D., Qu, L., & Mьller, U. (2014). Hot and cool aspects of executive function: Relations in early development. Young Children’s Cognitive Development: Interrelationships Among Executive Functioning, Working Memory, Verbal Ability, and Theory of Mind, 71–94. https://doi.org/10.4324/9781410612007
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

саморегуляция, регуляторные функции, произвольность, дошкольный возраст, игра, развитие