Денисенкова Н.С. Чему не учат в школе…

Фрагмент статьи

Поступление в школу – ответственное событие в жизни ребенка. Кроме радост­ных моментов, первоклассник и его родители встречаются с множеством проб­лем, о которых они и не подозревали до начала обучения.

Неоднократно проводившиеся обследования качества усвоения учебной программы, уровня умственного развития и личностных особенностей первоклассников показали, что по всем основным параметрам отстающих детей насчитывается до 1/5 всех учащихся. Такие дети отличаются не только заниженным уровнем умственного развития, отсутствием умения учиться, но и эмоционально-личностным неблагополучием, они проявляют повышенную тревожность по отношению к учебе, боятся получить плохую отметку, не могут объективно оценить свои достижения.

В какой-то мере наличие такой группы детей может объясняться просчетами школы: недостатками учебной программы и образовательного процесса, просчетами учителей. Но нельзя не заметить, что некоторая часть первоклассников оказывается явно «недозревшей» до школы. Эти дети испытывают значительные трудности даже при благоприятных условиях обучения. Очевидно, что причиной возникающих проблем является их общая неготовность к школе.

Многие родители уверены, что ребенок, умеющий читать, считать, писать, решать задачи, хорошо подготовлен к первому классу. На самом деле психологическая готовность к школе достаточно сложный феномен. Она рождается на стыке двух возрастов, дошкольного и младшего школьного, и определяется достижениями первых шести-семи лет жизни ребенка, обеспечивающими освоение школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Многие детские психологи полагают, что важно сформировать у дошкольника не сами «школьные» качества, а то, что поможет ему в дальнейшем овладевать учебной деятельностью.

Хотя ученые до сих пор не пришли к единому мнению, что же является ключевым моментом в подготовке ребенка к школьной жизни и учебе, большинство выделяют следующие основные составляющие психологической готовности к школе: личностную, социальную и интеллектуальную. Они характеризуются показателями умственного развития: памяти, внимания, мышления, речи и других психических процессов, необходимых для успешного восприятия, понимания и усвоения школьного материала (умственной готовностью), совокупностью личных качеств, определяющих отношение ребенка к обучению как важному и интересному делу (личностной готовностью), навыками общения и поведения (социальной готовностью).

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.