ISSN 1997-9657
       

Чен Ф., Флер М. Культурно-историческое представление об использовании игры в качестве инструмента поддержки эмоционального развития детей в повседневной семейной жизни

№09 2017 Чен Ф., Флер М. Культурно-историческое представление об использовании игры в качестве инструмента поддержки эмоционального развития детей в повседневной семейной жизни
Аннотация

Во многих исследованиях была выявлена положительная связь между сюжетно-ролевой игрой и регуляцией эмоций в лабораторных условиях. Однако мало что известно о том, как игра и регуляция эмоций связаны в повседневной практике. В данной статье рассматривается, как семьи используют игру в качестве инструмента поддержки регуляции эмоций маленьких детей в повседневной семейной жизни. В течение шести месяцев изучались две австралийские семьи среднего класса с детьми в возрасте трех лет. Результаты показывают, как манипулятивная игра использовалась родителями во время ежедневных процедур для регуляции детских эмоций. Родители и дети взаимодействуют друг с другом, создавая эмоциональную зону ближайшего развития (ЗБР) через игру. Предполагается, что развитие регуляции эмоций не является индивидуальной практикой, но создается коллективно. Это исследование позволяет взглянуть с нового ракурса на понимание диалектической связи между манипулятивной игрой и эмоциональным развитием детей.

Фрагмент статьи

Введение

Роль игры в социально-эмоциональном развитии детей все чаще изучается в области образования и психологии детей раннего возраста (например, Haight et al., 2006; Kaugars and Russ, 2009, Milteer, Ginsbrug и Mulligan, 2012; Singer, Golinkoff & Hirsh-Pasek, 2006). Игра используется в терапии в качестве инструмента лечения и решения эмоциональных проблем (Haight et al., 2006; Lowenstein, 2010; Philipp, 2012). Кроме того, растет число исследований, посвященных взаимосвязи между различными типами игр и регуляцией эмоций (например, Cohen & Mendez, 2009; Galyer & Evans, 2001; Hoffmann & Russ, 2012; Kuczaj & Horback, 2012; LaFreniere 2011). Эти исследования показывают, что ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие регуляции детских эмоций (Galyer & Evans, 2001; Kuczaj & Horback, 2012) и помогает поддерживать эмоциональную саморегуляцию детей (Berk, Mann, Ogan, 2006). Проведенные исследования также указывают на то, что подвижные контактные игры являются важным условием для развития навыков управления такими эмоциями, как гнев или агрессия (LaFreniere, 2011). Кроме того, было установлено, что более высокие уровни взаимодействия между сверст­никами положительно влияют на улучшение регуляции эмоций (Fantuzzo, Sekino, Cohen, 2004).

В исследованиях, проведенных в последние 10 лет, отмечается, что существует тесная связь между игрой и развитием регуляции детских эмоций. Однако эти эмпирические исследования редко объясняют, как соотносятся игра и регуляция эмоций и в каких условиях повседневной жизни происходит развитие регуляции эмоций. В большинстве исследований связь между игрой и регуляцией эмоций изучается либо в лабораторных условиях, либо с использованием количественных методов измерения для изучения эмоций. Мало что известно о регуляции эмоций в повседневной семейной жизни маленьких детей с использованием качественных подходов к разработке исследования (Quinones, 2013).

В повседневной семейной жизни есть много ежедневных процедур (например, купание, питание), которые родители и дети выполняют вместе. Во время этих процедур дети не только выполняют требования родителей, но и предъявляют свои требования к родителям (Hedegaard, 2012). Например, дети могут захотеть поиграть, а не следовать просьбе родителей принять душ или убрать свои игрушки. В таких ситуациях между родителями и детьми могут возникать конфликты. Способы реагирования родителей на эти ситуации различны. Например, родители могут создать воображаемую ситуацию, предложив ребенку покататься на лодке, чтобы принять ванну, или могут занять авторитарную позицию и в приказном порядке немедленно отправлять детей в ванную. В некоторых ситуациях воображаемая игра успешно используется в качестве инструмента приучения детей к распорядку дня так, чтобы ежедневные процедуры воспринимались эмоционально спокойно и были приятными для ребенка. Игра в качестве источника развития ребенка «содержит все тенденции развития в сжатой форме» (Vygotsky, 1966, 16) и, как будет показано в данной статье, является ценным инструментом для родителей в поддержке эмоционального развития их детей в повседневной жизни.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Berk, L. E., T. D. Mann, and Ogan, M. A. 2006. “Make-Believe Play: Wellspring for Development of Self-Regulation.” In Play = Learning: How Play Motivates and Enhances Children’s Cognitive and Social-Emotional Growth, edited by D. G. Singer, R. M. Golinkoff, and K. Hirsh-Pasek, 1–38. New York: Oxford University Press. http://www.oxfordscholarship.com.ezproxy.lib.monash.edu.au/view/10.1093/acprof:oso/9780195304381.001.0001/acprof-9780195304381-chapter-5.
2. Chaiklin, S. 2012. “A Conceptual Perspective for Investigating Motive in Cultural-Historical Theory.” In Motives in Children’s Development: Cultural-Historical Approaches, edited by A. Edwards, M. Fleer, and M. Hedegaard, 209–224. New York: Cambridge University Press.
3. Cohen, J. S., and J. L. Mendez, 2009. “Emotion Regulation, Language Ability, and the Stability of Preschool Children’s Peer Play Behavior.” Early Education and Development 20 (6): 1016–1037.
4. Elkonin, D. B. 2005. “The Psychology of Play.” Journal of Russian and East European Psychology 43 (1): 11–21.
5. Fantuzzo, J., Y. Sekino, and H. L. Cohen. 2004. “An Examination of the Contributions of Interactive Peer Play to Salient Classroom Competencies for Urban Head Start Children.” Psychology in the Schools 41 (3): 323–336.
6. Fleer, M. 2008. “Using Digital Video Observations and Computer Technologies in a Cultural-Historical Approach.” In Studying Children: A Cultural-Historical Approach, edited by M. Hedegaard, and M. Fleer, 104–117. London: Open University Press.
7. Fleer, M. 2012. “The Development of Motives in Children’s Play.” In Motives, Emotions and Values in Children’s and Youth’s Development: Advances from a Cultural-Historical Approach, edited by M. Hedegaard, M. A. Edward, and M. Fleer, 79–96. New York: Cambridge University Press.
8. Fleer, M., and M. Hammer. 2013. “Emotions in Imaginative Situations: The Valued Place of Fairytales for Supporting Emotion Regulation.” Mind, Culture, and Activity 20 (3): 240–259.
9. Galyer, K., and L. Evans. 2001. “Pretend Play and the Development of Emotion Regulation in Preschool Children.” Early Child Development and Care 166 (1): 93–108.
10. Gavazzi, I. 2011. “Emotional State Talk and Emotion Understanding: A Training Study with Preschool Children.” Journal of child language 38 (5): 1124–1139.
11. Haight, W., J. Balck, T. Ostler, and K. Sheridan. 2006. “Pretend Play and Emotion Learning in Traumatized Mothers and Children.” In Play = Learning: How Play Motivates and Enhances Children’s Cognitive and Social-Emotional Growth, edited by D. G. Singer, R. M. Golinkoff, and K. Hirsh-Pasek, 1–30. New York: Oxford University Press. http://www.oxfordscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/9780195304381.001.0001/acprof-9780195304381-chapter-11.
12. Hedegaard, M. 2005. “Strategies for Dealing with Conflicts in Value Positions between Home and School: Influences on Ethnic Minority Students’ Development of Motives and Identity.” Culture & Psychology 11 (2): 187–205.
13. Hedegaard, M. 2008. “Principles for interpreting research protocols.” In Studying Children: A Cultural-Historical Approach, edited by M. Hedegaard, and M. Fleer, 46–64. London: Open University Press.
14. Hedegaard, M. 2012. “Analyzing Children’s Learning and Development in Everyday Settings From A Cultural-Historical Wholeness Approach.” Mind Culture and Activity, 19: 1–12.
15. Hedegaard, M., and Chaiklin, S. 2005. Radical-Local Teaching and Learning: A Cultural-Historical Approach. Aarhus: Aarhus University Press.
16. Hedegaard, M., and Fleer, M. 2013. Play, Learning, and Children’s Development: Everyday Life in Families and Transition to School. Cambridge and New York: Cambridge University Press.
17. Hoffmann, J., and S. Russ, 2012. “Pretend Play, Creativity, and Emotion Regulation in Children.” Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts 6 (2): 175–184.
18. Holodynski, M. 2009. “Milestones and Mechanisms of Emotional Development.” In Emotion As Bio-Cultural Processes, edited by B. Rцttger- Rossler, and H. J. Markowitsch, 139–163. New York: Springer Science+Business Media.
19. Holzman, L. 2009. Vygotsky at Work and Play. London and New York: Routledge.
20. Kaugars, A. S., and S. W. Russ. 2009. “Assessing Preschool Children’s Pretend Play: Preliminary Validation of the Affect in Play Scale-Preschool Version.” Early Education and Development 20 (5): 733–755.
21. Kuczaj II, S. A., and K. M. Horback. 2012. “Play and Emotion.” In Emotions of Animals and Humans: Comparative Perspectives, edited by S. Watanabe, and S. Kuczaj, 87–112. Japan: Springer. http://link.springer.com/book/10.1007/978-4-431-54123-3/page/1.
22. LaFreniere, P. 2011. “Evolutionary Functions of Social Play: Life Histories, Sex Differences, and Emotion Regulation.” American Journal of Play 3 (4): 464–488.
23. Lowenstein, L. ed. 2010. Creative Family Therapy Techniques: Play, Art, and Expressive Activities to Engage Children in Family Sessions. Toronto: Champion Press.
24. Milteer, R. M., K. R. Ginsbrug, and D. A. Mulligan. 2012. “The Importance of Play in Promoting Health Child Development and Maintaining Strong Parent-Child Bond: Focus on Children in Poverty.” Pediatircs, 129 (1): e204–e214.
25. Philipp, D. 2012. “Reflective Family Play: A Model for Whole Family Intervention in the Infant and Preschool Clinical Population.” Infant Mental Health Journal 33 (6): 599–608.
26. Quinones, G. 2013. Vivencia Perezhivanie in the Everyday Life of Children. Unpublished PhD dissertation, Monash University.
27. Sallquist, J., N. Eisenberg, T. L. Spinrad, B. M. Gaertner, N. D. Eggum, and Zhou, N. 2010. “Mothers’ and Children’s Positive Emotion: Relations and Trajectories across Four Years.” Social Development 19 (4): 799–821. doi:10.1111/j.1467-9507.2009.00565.x
28. Singer, D. G., R. M. Golinkoff, K. Hirsh-Pasek, eds. 2006. Play = Learning: How Play Motivates and Enhances Children’s Cognitive and Social-Emotional Growth. New York: Oxford University Press. http://www.oxfordscholarship.com.ezproxy.lib.monash.edu.au/view/10.1093/acprof:oso/9780195304381.001.0001/acprof-9780195304381.
29. Tudge, J. 2008. The Everyday Lives of Young Children: Culture, Class, and Child Rearing in Diverse Societies. New York: Cambridge University Press.
30. van Oers, B. 2013a. “An Activity Theory View on the Development of Playing.” In Children’s Play and Development: Cultural-Historical Perspectives, edited by I. Schousboe, and D. Winther-Lodqvist, 231–250. The Netherlands: Springer.
31. van Oers, B. 2013b. “Is it Play? Towards a Reconceptualization of Role Play from an Activity Perspective.” European Early Childhood Education Research Journal 21 (2), 185–198.
32. Vygotsky, L. S. 1966. “Play and Its Role in the Mental Development of the Child.” Soviet Psychology 5 (3): 6–18. (first published in 1933).
33. Vygotsky, L. S. 1987. The Collected Works of L. S. Vygotsky: Problems of General Psychology. Vol. 1 New York: Plenum Press. (first published in 1934).
34. Vygotsky, L. S. 1997a. “Self-Control (M. J. Hall, Trans.).” In The Collected Works of L. S. Vygotsky: The History of the Development of Higher Mental Functions, edited by R. W. Rieber, Vol. 4, 207–219. New York: Plenum Press. (first published in 1931).
35. Vygotsky, L. S. 1997b. “The Structure of Higher Mental Functions (M. J. Hall, Trans.).” In The Collected Works of L. S. Vygotsky: The History of the Development of Higher Mental Functions, edited by R. W. Rieber, Vol. 4, 83–96. New York: Plenum Press. (first published in 1931).
36. Vygotsky, L. S. 1997c. “Genesis of Higher Mental Functions (M. J. Hall, Trans.).” In The Collected Works of L. S. Vygotsky: The History of the Development of Higher Mental Functions, edited by R. W. Rieber, Vol. 4, 97–119. New York: Plenum Press. (first published in 1931).
37. Vygotsky, L. S. 2005. “Appendix.” Journal of Russian and East European Psychology 43 (2): 90–97. (first published in 1999).

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

игра, регуляция эмоций, маленькие дети, культурно-исторический подход, повседневная семейная жизнь