ISSN 1997-9657
       

Чернокова Т.Е. Формирование ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация

В статье представлены результаты исследования проблемы освоения детьми старшего дошкольного возраста ментальных представлений. Обобщены результаты исследований особенностей формирования у детей метакогнитивных знаний и представлений об эмоциях, проведенных зарубежными и отечественными психологами, показана необходимость создания психолого-педагогических условий для освоения детьми ментальных представлений. Описан опыт разработки и создания образовательных ситуаций, направленных на формирование представлений детей о познавательных и эмоциональных процессах, выделены наиболее значимые аспекты содержания такой работы и методики ее реализации. Показано, что в работе по формированию у детей ментальных представлений можно использовать вербальные методы, определены требовании к ним. Выявлены преимущества активных методов обучения: игр и экспериментов. Приведены доказательства эффективности проведенной работы, свидетельствующие о возможности целенаправленного формирования у детей ментальных представлений.

Фрагмент статьи

Ментальные представления – система субъективных эмпирических образов, отражающих психические состояния, их причины, условия протекания, индивидуальные особенности и соответствующие им стратегии поведения, на основе которых человек распознает, оценивает и прогнозирует собственные состояния и состояния другого человека. Подобно тому, как саморегуляция внешней практиче­ской деятельности основана на знаниях о физических предметах, саморегуляция внутренней деятельности (управление познавательными и эмоциональными процессами) осуществляется на основе представлений о психике.

В зарубежной психологии исследования специфики и возрастной динамики ментальных представлений проводятся в традиции, заложенной Дж. Флейвеллом. Знания о различных психических феноменах (желаниях, внимании, мышлении, воображении и т.д.), которые накапливаются при жизни и являются основой саморегуляции поведения, обозначаются понятием «theory-of-mind» (Flavell, 2004). Большинство работ в рамках этой тематики направлено на изучение представлений детей о познавательных процессах. Такие представления субъекта об общих закономерностях и индивидуальных особенностях познавательной деятельности обозначаются понятием «метакогнитивные знания».

В результате исследований в области «Theory-of-Mind» было выявлено, что предпосылки метакогнитивных знаний появляются уже в раннем детстве, но наиболее существенные сдвиги происходят в дошкольном возрасте. В работах Дж. Флейвелла указывается, что в старшем дошкольном возрасте дети различают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, осознают их роль в познании, понимают, что мышление – это внутренняя деятельность человека, призванная описывать или представлять реальный либо воображаемый объект, но не осознают такое существенное свойство сознания, как активность (Flavell, 2004). Исследования Р. Фишера показали, что детям в возрасте 4–6 лет уже доступно понимание того, что они знают и не знают, в каких знаниях они нуждаются, что поможет получить им новое знание (Fisher, 1998). Работы П. Миллер свидетельствуют, что, начиная с трех лет, дети регулярно демонстрируют и используют метакогнитивные знания, не будучи в состоянии выразить их, а после пяти лет происходит наиболее интенсивный рост метакогнитивных знаний и дети осознают влияние некоторых внешних факторов на познание (Miller, 1985).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".

Список литературы

1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений: Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4–10 лет. – М.: Когито-Центр, 2008.
2. Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. –
М.: Педагогика-Пресс, 1996.
3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
4. Дуванов Д.В. Формирование представлений об эмоциях как условие развития способности к адекватному выражению эмоций у детей 5–6 лет: Выпускная квалификационная работа. – Северодвинск,
ГИ САФУ, 2013.
5. Краева Е.В. Формирование метакогнитивных знаний как условие развития процессов саморегуляции познавательной деятельности
у детей 5–6 лет: Выпускная квалификационная работа ГИ САФУ. – Северодвинск, 2013.
6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удив­ляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2002.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж: МОДЕК, 2001.
8. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. – М.: ИП РАН, 2009.
9. Fisher R. Thinking about Thinking: developing metacognition in children // Early Child Development and Care. 1998. Vol. 141. P. 1–15.
10. Flavell J.H. Theory-of-Mind Development: Retrospect and Prospect. Merrill-Palmer Quartely. 2004. Vol. 50 (3). P. 274–290.
11. Miller P.H. Metacognition and attention // Metacognition, Cognition and Human Performance. Vol. 2 / Eds. D.L. Forrest-Pressley, G.E. MacKinnon, T.G. Waller. Orlando: Academic Press. 1985. P. 181–221.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

ментальные представления, метакогнитивные знания, представления об эмоциях, дети старшего дошкольного возраста, формирование, экспериментирование, игра