ISSN 1997-9657
       

Чернокова Т.Е., Иванова В.В. Формирование познавательного интереса к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования

№8 2018 Чернокова Т.Е., Иванова В.В. Формирование познавательного интереса  к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования
Аннотация

Цель исследования: выявить возможности формирования познавательного интереса к социальным явлениям у детей 5–6 лет посредством экспериментирования.

Введение. На основании классических и современных исследований представлено теоретическое обоснование актуальности проблемы формирования познавательного интереса к социальным явлениям у детей и возможности применения социального экспериментирования.

Методы. Для изучения особенностей и педагогических условий развития познавательных интересов у детей использовались: методика Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка»; наблюдение за образовательной деятельностью; анализ календарных планов и анкетирование воспитателей. На формирующем этапе была апробирована серия образовательных ситуаций, включающих социальное экспериментирование детей, оценка эффективности проводилась в ходе контрольной диагностики с применением U-критерия Манна-Уитни. В исследовании приняли участие 40 детей 5–6,5 лет (18 девочек и 22 мальчика).

Результаты. Данные контрольной диагностики свидетельствуют о положительной динамике показателей познавательного интереса к социальным явлениям у детей экспериментальной группы (ЭГ). Различия между показателями познавательных интересов в ЭГ на констатирующем и контрольном этапах статистически значимы.

Вывод. Организация социального экспериментирования способствует формированию у детей 5–6 лет познавательного интереса к социальным явлениям, расширению коммуникативных навыков, преодолению эгоцентризма, повышению активности, более безопасно, чем спонтанное социальное экспериментирование дошкольников.

Фрагмент статьи

Введение

Вопрос о формировании познавательных интересов у детей традиционно является одним из актуальных в педагогике и психологии (Петунин, 2006). Познавательный интерес определяется как «особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам» (Щукина, 2006. С. 88). Являясь проявлением познавательной потребности, интерес стимулирует личность к более полному и глубокому отражению действительности.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных интересов. Л.И. Божович, А.А. Люблинская, М.И. Лисина, В.В. Давыдов и другие исследователи указывали, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают мотивы, связанные с направленностью на обучение, расширяются познавательные интересы, которые стимулируют детей к волевым усилиям в процессе освоения знаний (Баранова, 2005; Виноградова, 2018; Исакова, 2015; Клопотова, Самкова, 2017; Щукина, 2006), что является важной составляющей готовности ребенка к школе (Лебедева, 2010). В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» указывается, что «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации» (Приказ, 2013. С. 7). Следовательно, усилия педагогов дошкольного образования должны быть направлены на создание условий, стимулирующих познавательные интересы детей (Дошкольное образование, 2016).

М.И. Лисина и Е.О. Смирнова определили особенности проявления познавательных интересов детей: «В 4–5 лет при внеситуативно-познавательной форме общения в разговорах преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы», в 5–6 лет интерес к миру природы уходит на второй план, детей все больше привлекают события, которые происходят среди людей, они «предпочитают говорить о себе, своих родителях, правилах поведения и др.» (Смирнова, 2016. С. 244). В связи с расширением сферы жизнедеятельности и социального опыта дети старшего дошкольного возраста начинают познавать себя и другого человека как члена общества, осмысливать закономерности в поведении и взаимоотношениях людей. Основные интересы ребенка сосредотачиваются в сфере социальных отношений (Гамезо, Петрова, Орлова, 2003). Исследования, проведенные в последние годы, говорят о снижении интереса современных дошкольников к окружающим людям. Несмотря на то, что сохраняется значимость семьи для ребенка, «среди ценностных ориентаций современных дошкольников основное место занимает удовлетворение собственных материальных потребностей» (Клопотова, 2017. С. 102), широкий социальный мир менее интересен ребенку, чем предметный. Таким образом, вопрос о формировании интереса к социальным явлениям у дошкольников приобретает сегодня особую актуальность.

Важное место среди средств формирования познавательных интересов у детей занимает экспериментирование. Н.Н. Поддьяков сформулировал гипотезу, что в период дошкольного детства экспериментирование является ведущей деятельностью, потому что оно «пронизывает все сферы детской жизни», позволяет удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях и обеспечивает активное познание окружающей действительности (Поддьяков, 2009). Многочисленные исследования показали, что экспериментирование способствует расширению представлений детей об окружающем мире, развитию самостоятельности, элементарной саморегуляции, коммуникативных и познавательных способностей, формированию исследовательских умений и познавательной мотивации (Иванова, 2009; Поддьяков, 2006; Савенков, 2017; Тугушева, Чистякова, 2010).

Список литературы

1. Алиева Т.И. Культурная практика детско-взрослой исследовательской деятельности в дошкольном образовании: содержание и риски (часть первая) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2016. – Том 8. – № 4. – C. 24–32. doi:10.17759/psyedu.2016080403 (дата обращения: 14.06.2018).
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
3. Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 77 с.
4. Виноградова Т.В. Особенности и педагогические условия развития познавательной мотивации у детей 4–5 лет // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых – 2018. Материалы конференции /Сост. Ю.С. Кузнецова; Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск, 2018. – С. 205–209.
5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
6. Дошкольное образование на #EdCrunch: интересно ли детям учиться? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №8. – С.22–27.
7. Иванова А.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (учебно-методическое пособие) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3–2. – С. 201–202.
8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 56 с.
9. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 64 с.
10. Клопотова Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. C. 96–105. doi: 10.17759/psyedu.2017090110 (дата обращения: 14.06.2018).
11. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2017. – Том 9. – № 2. – C. 25–37. doi: 10.17759/psyedu.
2017090203 (дата обращения: 20.06.2017).
12. Лебедева А.В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе // Начальная школа. – 2010. – №3. – С. 100–103.
13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. –368 с.
14. Пазухина И.А. Маленькие экспериментаторы в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2012. – №10. – С. 52–56.
15. Петунин О.В. Проблема формирования познавательного интереса в зарубежной педагогике и психологии // Инновации в образовании. – 2006. – №1. – С. 95–98.
16. Поддьяков Н.Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника // Исследователь / Researcher. – 2009. – № 2. – С. 68–75.
17. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Эребус, 2006. – 264 с.
18. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.
19. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 304 с.
20. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с. 
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки №1155 от 17.10.2013 года) [Электронный ресурс]: URL: http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ%20№%201155%20от17.10.2013%20г.pdf (дата обращения: 20.06.2017).
22. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. – М.: Просвещение, 2006. – 383 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

познавательный интерес, социальные явления, социальное экспериментирование, дети дошкольного возраста