ISSN 1997-9657
       

Чернокова Т.Е. Развитие структуры метапознания в дошкольном возрасте

Аннотация

В статье представлены результаты исследования развития структуры метапознания в дошколь­ном возрасте. Использовалась метакогнитивная беседа и экспериментальная методика. Эксперимент включал: введение проблемной ситуации; обсуждение с ребенком плана деятельности; реализацию плана; обсуждение результатов. Обследованы 80 детей 4–7 лет. Показано, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для метакогнитивного развития детей, наиболее значим возраст 5–6 лет. В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться диалектические представления о познавательной деятельности как динамической системе, включающей ее взаимоисключающие характеристики. Дети 5–7 лет могут ставить диалектические задачи, которые направлены на познание специфических свойств объекта, его связей с окружающими объектами и возможных направлений развития. Старшие дошкольники могут определять возможные познавательные средства с учетом внешних и внутренних факторов и составлять долгосрочные и логичные программы действий, предполагающие разные варианты решения поставленных задач, проявляются элементы содержательного самоконтроля.

Фрагмент статьи

Проблема метакогнитивного развития детей является одной из актуальных в современной психологии. Метапознание отражает субъектную позицию ребенка в познании, обеспечивает саморегуляцию, поэтому является основой эффективности познавательной деятельности.

Термин «метапознание» в последние годы становится все популярнее в психологии, поскольку заменяет сложную конструкцию «произвольная саморегуляция познавательной деятельности», точнее отражает содержание исследуемой области, чем традиционные термины (саморегуляция, произвольность, рефлексия и пр.), указывая на его отнесенность именно к процессу познания. В зарубежной психологии большое количество исследований по проблеме метапознания оформилось в самостоятельное направление (анализ представлен в ряде работ: Карпов А.В., Скитяева И.М., 2005; Чернокова Т.Е., 2011; Литвинов А.В., Иволина Т.В., 2013). В отечественной психологии понятие метапознания менее распространено, но все чаще используется в работах, посвященных вопросам структуры и развития интеллекта (Холодная М.А., 1997).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Бурлакова И.А., Смирнова Е.О. Диагностическое обследование психического развития пятилетних детей: результаты и выводы // Психологическая наука и образование. – 2003. – №4. – С. 30–39.
2. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 14–26.
3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. – №2. – С. 46–53.
4. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.: ИП РАН, 2005. – 352 с.
5. Князева Е.С. Исследование предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 2. URL: http://psyjournals.ru (дата обращения 16.02.2014).
6. Литвинов А.В., Иволина Т.В. Мета­когниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru (дата обращения 16.04.2015).
7. Обухова Л.Ф., Каданкова Н.Н. Феномен 5 лет // Психологическая наука и образова-ние. – 2001. – № 1. – С. 21–36.
8. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. М.: МПСИ, 2010. – 16 с.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.: Барс, 1997. – 392 с.
10. Чернокова Т.Е. О возможностях развития метакогнитивных функций у детей до­школьного воз­-
раста с точки зрения культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2009. – № 4. – С. 70–75.
11. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Поморского университета. – 2011. – №3. – С. 153–158.
12. Чернокова Т.Е. Диалектические структуры в метапознании // Филология и культура. Philology and Culture. – 2013. – № 3. – С. 322–328.
13. Чернокова Т.Е. Роль метакогнитивных знаний в саморегуляции познавательной деятельности старших дошкольников // Культурно-историческая психология.  – 2014. – №3. – С. 38–45.
14. Чернокова Т.Е. Особенности ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – № 33. – С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.07.2014).
15. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представления о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. Philology and Culture. –2013. – №3. – С. 329–332.
16. Basilio M., Whitebread D. The emergence and early development of self-regulation in young children // Journal of Curriculum and Teacher Education. 2012. Vol. 16(1). P. 15–34.
17. Schneider W. The development of metacognitive knowledge in children and adolescents: Major trends and implications for education // Mind, Brain, and Education. 2008. Vol. 2 (3). P. 114–121.
18. Veraksa N., Belolutskaya A., Vorobyeva I., Krasheninnikov E., Rachkova E., Shiyan I., Shiyan O. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6(2). P. 65–77.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

структура метапознания, метакогнитивное развитие, структурно-диалектический подход, дети дошкольного возраста, метакогнитивные знания, гностическое целеполагание, моделирование условий познания, программирование познавательных действий, самоконтроль