ISSN 1997-9657
       

Чернокова Т.Е., Северьянова Т.В. Формирование коммуникативных способностей у детей 5–6 лет посредством игр-драматизаций

Аннотация

Развитие коммуникативных способностей детей – важная задача дошкольного образования. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, особо подчеркивается роль игры в развитии общения. Однако значение игры-драматизации для развития коммуникативных способностей и личности ребенка в целом недооценивается воспитателями. Результаты нашего экспериментального исследования показали, что в игре-драматизации создаются благоприятные условия для развития социально-перцептивных, эмотивных и интеракционных способностей детей. Выявлено, что формирование коммуникативных способностей в игре-драматизации должно осуществляться поэтапно: от способности различать ситуации взаимодействия и понимать состояния партнера к овладению способами выражения своего отношения к нему и, наконец, к способности сотрудничать. Развитию коммуникативных способностей также способствует использование сюжетов, которые отражают проблемы межличностных взаимодействий, и применение активных методов обучения.

Фрагмент статьи

Развитие коммуникативных способностей – важное условие социализации ребенка в современном обществе. В психологии общепризнано, что дошкольный возраст сензитивен для формирования у детей умений взаимодействовать с окружающими людьми (Бычкова С.С., 2007; Лисина М.И., 1986; Смирнова Е.О., 2005). М.И. Лисина утверждала: «Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить, произвести их коррекцию очень сложно, а иногда и невозможно» (Лисина М.И., 1986, с. 112). Исследования показывают, что освоение опыта сотрудничества со сверст­никами в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе (Арушанова А.Г., 2011, Кравцова Е.Н., 1991).

Большинство авторов определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности (Бадалев А.А., 2011). Также в современной психологии широко используется близкое понятие «социальный интеллект». В работах Ю.Н. Емельянова, Н.А. Кудрявцевой, В.Н. Кунициной, Е.Ю. Ни­ки­тиной, О.В. Шило­вой акцентируются когнитивные основы этого явления: способность анализировать и понимать себя и окружающих, прогнозировать межличностные события и т.д. (Емельянов Ю.Н., 1991; Никитина Е.Ю., Шилова О.В., 2009). А.И. Савенков предлагает более широкую трактовку и выделяет в структуре социального интеллекта три группы компонентов:

а) когнитивные: социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование;

б) эмоциональные: эмоциональная выразительность, чувствительность, эмоциональный контроль, сопереживание, установление эмоциональных связей с другими;

в) поведенческие: социальное взаимодействие, способность к саморегуляции, способность работать в условиях стресса (Савенков А.И., 2006).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
3. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М.: Аркти, 2007.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие. – СПб.: Питер, 2008.
5. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
6. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5–7 лет / Под редакцией Н.Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
7. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дисс... д-р психол. наук. – Л., 1991.
8. Кузнецова О.О. Изучение общения дошкольников в совместной деятельности // Экспериментальная психология. – 2013. Т. 6. – № 2. – С. 91–100.
9. Кравцова Е.Н. Психологические проблемы готовности детей к обучению в шко-
ле. – М.: Педагогика, 1991.
10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
11. Никитина Е.Ю., Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 6. – С. 119–127.
12. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: (дата обращения: 28.08.2016).
13. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Когито-Центр, 2011.
14. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. – 2006. – № 1. – С. 30–38.
15. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2005.
16. Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений // Вестник практической психологии образования. – 2011. – №3. – С. 22–31.
17. Смирнова Е.О. Виды игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №6. – С. 74–78.
18. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2011. – №4. – С. 3–12.
19. Craig-Unkefer L.A., Kaiser A.P. Improving the social communication skills of at-risk preschool children in a play context // Topics in Early Childhood Special Education. 2002. V. 22, n.1, Р. 3–13.
20. Erbay F., Yldэrэm Dogru S.S. The effectiveness of creative drama education on the teaching of social communication skills in mainstreamed students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010. V. 2. Р. 4475–4479.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

коммуникативные способности, социально-перцептивные способности, эмотивные способности, интеракционные способности, дети дошкольного возраста, игра-драматизация