ISSN 1997-9657
       

Чернокова Т.Е., Сидорова Л.В. Развитие диалектического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством тренинга

№4 2019 Чернокова Т.Е., Сидорова Л.В. Развитие диалектического мышления детей старшего  дошкольного возраста посредством тренинга
Аннотация

В статье представлены методологические основы и теоретическое обоснование возможности применения тренинга как средства работы, направленной на развитие диалектического мышления детей дошкольного возраста.

Методика тренинга диалектического мышления основана на методологии структурно-диалектического подхода (Н.Е. Веракса), общих принципах коррекционно-развивающей работы и требованиях к тренингу как методу. Особые условия, определяемые спецификой диалектических действий как объекта воздействия, – это: 1) включение проблемно-противоречивых ситуаций в разные виды детской деятельности; 2) освоение детьми терминов, отражающих диалектические отношения и преобразования: «противоположность», «среднее», «серия», «превращение», «объединение», «обратно»; 3) соответствие последовательности освоения детьми действий диалектического мышления их сложности: превращение, сериация, опосредствование, обращение, объединение; 4) формирование дей­ствий диалектического мышления согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; 5) применение диалектических схем, которые позволяют фиксировать противоположности и отношения между ними, а также диалектические преобразования. Участвовали 36 детей 6–7 лет. Для оценки эффективности тренинга использовались методики: «Что может быть одновременно?» и «Необычное дерево» (Н.Е. Веракса).

Результаты апробации тренинга свидетельствуют о его эффективности. Показатели диалектического мышления детей, участвующих в тренинге, повысились. Различия в показателях на констатирующем и контрольном этапах по U-критерию Манна–Уитни в КГ не значимые: Uэмп = 145.5, в ЭГ – значимые: Uэмп = 87; Uкр. = 109, p≤0.05.

Разработанная методика может применяться в развивающей работе педагогов-психологов и воспитателей дошкольных организаций.

Фрагмент статьи

Введение

Проблема развития диалектического мышления детей дошкольного возраста является актуальной, но малоизученной в современной психологии и педагогике. Как и другие виды продуктивного мышления, диалектическое мышление направлено на поиск новых идей и нестандартных способов деятельности. Такое мышление позволяет выявить взаимоисключающие свойства объектов и тем самым изучить объект всесторонне и увидеть разные варианты его развития. Диалектическое мышление играет огромную роль не только в познавательной деятельности. При разрешении любого социального конфликта (от распределения игрушек дошкольниками до политических конфликтов) наиболее оптимальными являются компромиссы, в которых находится вариант опосредующий крайние позиции и поэтому удовлетворяющий всех. Диалектическая стратегия мышления делает людей более счастливыми, поскольку даже в самой отчаянной ситуации позволяет обнаружить позитивные стороны и сохранить оптимизм, то есть является естественной психотерапией.

В последние годы проблема диалектического мышления интенсивно разрабатывается в структурно-диалектическом подходе (Веракса, Задаев, 2017; Белолуцкая, 2017; Veraksa, Belolutskaya, Vorobyeva, 2013). По мнению авторов, диалектическое мышление – вид продуктивного мышления, обеспечивающий познание действительности через механизм оперирования отношениями оппозиции, т.е. свойствами объектов, находящимися в отношении взаимоисключения, через специфическую систему действий. Превращение – выделение существенных противоположностей, рассмотрение объекта как противоположного себе. Сериация – осуществление последовательных превращений, упорядочивание фрагментов изменений какого-либо явления или объекта от начального к конечному состоянию. Опосредствование – выявление таких целостностей, которые характеризуются наличием определенных заранее противоположностей. Обращение – совершение обратной сериации, упорядочивание фрагментов от начального состояния к конечному и обратно. Объединение – установление в целостности отношений противоположностей.

Исследования, проведенные в русле структурно-диалектического подхода, свидетельствуют о наличии элементов диалектического мышления в дошкольном возрасте, выявлено, что диалектические действия проявляются у детей в разных сферах жизни (игра, освоение речи, восприятие литературы и др.) (Веракса, 1987, 2010; Белолуцкая, 2017; Чернокова, Захарова, 2017; Чернокова, Сидорова, 2018; Шиян, 2013; Шиян, 2018; Veraksa, 2014; Veraksa, Veresov, 2018). Была экспериментально обоснована возможность развития диалектического мышления средствами учебного материала. Разработаны программы для дошкольников по физике, математике, биологии, представлены методики развития творческого мышления посредством сказок, развития способности к прогнозированию, формирования способности к игровому моделированию (Диалектическое обучение, 2005). Полагаем необходимым дополнение этих методических материалов психологическими средствами, которые могут использоваться в развивающей работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации.

Развивающая работа педагога-психолога дошкольной образовательной организации создает условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей детей. Основная цель такой работы в пространстве нормального детства – «способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка, в том числе интеллектуальному, на основе создания оптимальных психолого-педагогиче­ских условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка» (Осипова, 2002. С. 25). Одним из направлений такой работы может быть развитие диалектического мышления детей.

В арсенале средств развивающей работы педагога-психолога все большую популярность приобретает тренинг. Под тренингом понимают «способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих» (Вачков, 2007. С. 41). В.Г. Маралов и Л.П. Фролова указывают, что в работе с дошкольниками возможно использование тренинга, но при этом необходимо учесть возрастные возможности детей, особенности внутригруппового взаимодействия и трудности, которые могут возникнуть у детей на этапе рефлексии (Маралов, 2008). В методической литературе описаны тренинги, направленные на развитие креативности и мышления дошкольников, однако тренинг, направленный на развитие диалектического мышления, не представлен.

В связи с вышесказанным мы определили цель исследования – изучить возможности применения тренинга в работе по развитию диалектического мышления детей 6–7 лет.

Список литературы

1. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С. 14–25.
2. Белолуцкая А.К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, №2. – С. 44–54.
3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. Педагогика и психология. – 2010. – № 2. – С. 46–53.
5. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1987.– № 4. – С. 135–139.
6. Веракса Н.Е., Задаев С.А. Основания структурной диалектики // Вестник МГПУ. Педагогика и психология. – 2017. – №3. – С. 8–25.
7. Диалектическое обучение / Н.Е. Ве­ракса, Л.А. Адамская, А.М. Баканова, А.К. Бело­луцкая и др. / Сост. И.Б. Шиян. – М.: Эврика, 2005. – 272 с.
8. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука. – М.: Институт практической психологии, 1998. – С. 272–317.
9. Маралов В.Г. Коррекция личностного развития дошкольников: пособие для воспитателей и детских психологов / В.Г. Маралов, Л.П. Фролова. – М.: Сфера, 2008. – 126 с.
10. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
11. Практическая психология образования: учебное пособие / И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
12. Чернокова Т.Е., Захарова Е.А. Соот­ношение формально-логического и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II-й Международной научно-практической конференции 20–22 апреля 2017 г., Калуга, Россия. – Калуга: Политоп, 2017. – С. 745–753.
13. Чернокова Т.Е., Сидорова Л.В. Соот­ношение дивергентного и диалектического мышления в дошкольном возрасте // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы III-й Международной научно-практической конференции 19–21 апреля 2018 г. Калуга, Россия. – Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. – С. 368–377.
14. Шиян О.А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №6. – С. 11–27. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10021
15. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. – №3. –
С. 329–332.
16. Шиян И.Б. Об одном методе диагностики диалектического мышления дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010.– №4. – С. 36–42.
17. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 112 с.
18. Veraksa N.E., Belolutskaya A. K., Vorobyeva I. I., Krasheninnikov E. K., Rachkova E. V., Shiyan O. A., Shiyan I. B. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. 6 (2). P. 65–77.
19. Veraksa N. Dialectic and Formal Structures in Cognition of Preschool Children // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. P. 118–123.
20. Veraksa N., Veresov N. Dialectical thinking research in early years. В N. Veraksa, & S. Sheridan (Eds.), Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research: Russian and Western Values. Routledge, Abingdon UK, PP. 2018. P. 25-37. DOI: 10.4324/9781315098203

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

структурно-диалектический подход, диалектическое мышление, диалектические действия, развитие, тренинг, дети дошкольного возраста