ISSN 1997-9657
       

Чеснокова О.Б., Тарасова К.С. Все ли дети готовы к конкуренции?

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с характеристиками соревновательных ситуаций в целом и с игровыми в частности, которые могут оказывать положительное и отрицательное влияние на развитие детей в зависимости от их возрастных особенностей и индивидуальных характеристик. Рассматривается место соревновательных игр в жизни младших школьников по сравнению с детьми дошкольного возраста и их соотношение с ведущей деятельностью этого возраста – учебной. На основе предложенной диагностической методики описываются различные конструктивные и неконструктивные виды соревновательного поведения в игровых соревновательных ситуациях старших дошкольников и младших школьников. На основании выделения неэффективных типов поведения ставится вопрос о критериях готовности к соревновательным ситуациям в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Фрагмент статьи

Введение

Дошкольный возраст обладает большим потенциалом для овладения навыками конкурентного поведения (Поддьяков А.Н., 2006; Orlick T., 1981; Fьlцp M., 2009), что становится чрезвычайно важным во взрослом возрасте, поскольку взрослые существуют в жестко конкурентной системе отношений (Friedman H.L., 2013). Мы определяем конкуренцию (competition) как коммуникативную ситуацию, при которой индивиды с различными или противоположными интересами стремятся к максимальному увеличению своих преимуществ или вознаграждений (Социологический словарь 2008, Шмелев А.Г., 2014). Именно в дошкольном возрасте конкурентная ситуация помогает решать две из четырех различных задач – выиграть (1), добиться превосходства над другими (2), испытать себя и получить стимул для совершенствования своих недостаточно отработанных навыков (3) и подтвердить свою самооценку (4) (Fьlцp М. et all, 2007). Третья и четвертая задачи появляются только в конце младшего школьного возраста (Люблинская А.А., 1977).

Традиционно считается, что ребенок растет в менее конкурентной среде, чем взрослые (Евплова Е.В., 2010). На этом основывается относительно небольшое количество исследований конкурентной среды детей, включая один из ее элементов – соревновательную игру и ее роль в развитии детей разного возраста (Гринь Н.Н., 1994; Самоукина Н.В., 1993; Смирнова Е.О., 2014; Baines E., & Blatchford P., 2011; Bishop J.C., and Mavis C., 2001; Friedman H.L., 2013).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
4. Гринь Н.Н. Игра на занятиях по физиче­ской культуре как фактор общеличностного развития младшего школьника / Дис. канд. пед. наук. –
М., 1994. – 165 с.
5. Евплова Е.В. Конкурентная учебная среда как средство формирования личностной конкурентоспособности у обучающихся разного возраста // Южно-Уральский педагогический журнал. – 2010. – №2. – С. 91–97.
6. Карпенко М.П. Образовательная среда и интеллектуальный потенциал обучаемых // Инновации в образовании. – 2005. – №4. – С. 84–103.
7. Лахин Р.А. Народная игра как сред­ство социально-нравственного воспитания младших школьников и подростков. – Курск, 2009. – 250 с.
8. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
9. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. – 231 с.
10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993. – 144 с.
11. Смирнова Е.О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии // Современная зарубежная психология. – 2014. – №4. – С. 5–17.
12.  Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2008. – 608 с.
13. Шмелев А.Г. Конкуренция как метакатегория современной психологии. Сообщение 1. Новое в методологии и теории психологии, Вестник ЮУрГУ. Серия Психология, Том 7, №3, 2014. – C. 105–115.
14. Шмелев А.Г. Продуктивная конкурен-
ция. – М.: Магистр, 1997. – 56 с.
15. Baines, E., & Blatchford, P. Children’s games and playground activities in school and their role in development. In A. D. Pellegrini (Ed.), The Oxford handbook of the development of play. New York: Oxford University Press. 2011. Pp. 260-283.
16. Baines, E., Rubie-Davies, C., & Blatchford, P. Improving pupil group work interaction and dialogue in primary classrooms: Results from a year-long intervention study. Cambridge Journal of Education. 2009. Vol. 39(1). Pp. 95-117.
17. Bishop, J. C., and Mavis C., eds. Play today in the primary school playground: Life, learning, and creativity. 2001.
18. Brownell, C.A., Iesue, S.S., Nichols, S.R., Svetlova, M. Mine or Yours? Development of Sharing in Toddlers in Relation to Ownership Understanding. Child Dev. 84(3), 2013. Pp.906–920.
19. Daniels А.М. Cooperation versus competition: Is there really such an issue? New directions for youth development. Wiley Periodicals, Published online in Wiley InterScience (www.interscience.wiley.com) •DOI: 10.1002/yd.222. Inc. 2007. No. 115.
20. Epstein, J. A., Harackiewicz , J. M. Winning is not enough: The effects of competition and achievement orientation on intrinsic interest . Personality and Social Psychology Bulletin. 1992. Vol. 18. Pp. 128–138.
21. Evans, J., & Roberts, G.C. (1987). Physical competence and the development of children’s peer relations. Quest, 39, 25-35.
22. Friedman, H. L. Competitive Kid Capital. October 8. Kidz Edge Magazine. 2014. http://kidzedge.com/recent-issues/competitive-kid-capital/
23. Friedman, H. L. Playing to Win: Raising Children in a Competitive Culture Hilary Levey Friedman Berkeley, CA: University of California Press. 2013. 288 p.
24. Fьlцp, M. Socialization for cooperative and competitive citizen: a classroom observation study. Social Science Tribune. Special Issue: From a national identity to a European one, Vol. 55, 2009, Pp.59-87.
25. Fьlцp, M., Ross, A., Pergar Kuscer, M., Razdevsek Pucko, C. Competition and cooperation in schools. An English, Hungarian and Slovenian comparison. In F.Salili., R.Hoosain (Eds), Research in Multicultural Education and International Perspective, Vol 6: Culture, Motivation and Learning: A Multicultural Perspective. Greenwich, CT: Information Age Publishing, 2007, Pp.235-284.
26. Georgiou, I., Becchio, C., Glover, S., Castiello, U. Different action patterns for cooperative and competitive behaviour. Cognition. 2007. Vol. 102. Pp. 415–433.
27. Glasser, W. Schools without failure. New York: Harper & Row, 1969, 236 p.
28. Hallgren K.A. Computing Inter-Rater Reliability for Observational Data: An Overview and Tutorial, Tutor Quant Methods Psychol. 2012; 8(1). Pp. 23–34.
29. Johnson, C. E. Children Competition, North Carolina Cooperative Extension Service, 1993 https://www.ces.ncsu.edu/depts/fcs/pdfs/fcs404.pdf
30. Kamii, C., DeVries, R. Group games in early education. Washington, DC: National Association for the education of young children, 1980. 256 p.
31. Kohn, A. No contest: The case against competition (rev. ed.). Boston: Houghton Mifflin, 1992. 336 p.
32. Manning, M. L., Play development from ages 8 to 12, Play from birth to twelve, Contexts, Perspectives and Meanings, edited by D.P. Fromberg and D. Bergen -2nd ed., Routledge. 2006. Pp.21-29.
33. Mincemoyer, C. Cooperation, Competition, and Kids. A learn-at-home series for volunteers, parents, coaches, and anyone who works with youth, The Pennsylvania State University. Issue 2. 1994. http://extension.psu.edu/4-h/leaders/resources/publications/s2060-cooperation-competition-and-kids-2-competition-and-self-esteem.pdf
34. Orlick, T. Cooperative play socialization among preschool children. Journal of Individual Psychology, 37, 1981. Pp.54-63.
35. Orlick, T. Positive socialization via cooperative games. Developmental Psychology, 17, 1981. Pp. 426-429.
36. Polgar, S. The social context of games: Or when play is not play. Sociology of Education, 49, 1976. Pp. 265-271.
37. Priewasser, B., Roessler, J., & Perner, J. Com­petition as rational action: Why young children cannot appreciate competitive games. Journal of Experimental Child Psychology, 116, 2013. Pp.545–559.
38. Rhodes, M., Brickman D. Preschoolers’ Responses to Social Comparisons Involving Relative Failure, Psychological Science, V. 19, n. 10, 2008. Pp.968-972
39. Roberts, G.C. Children in competition: A theoretical perspective and recommendations for practice. Motor Skills: Theory Into Practice, 4, 1980, Pp.37-50.
40. Roseth, C. J., Johnson, D. W., Johnson, R.T. Promoting early adolescents’ achievement and peer relationships: The effects of cooperative, competitive, and individualistic goal structures, Psychological Bulletin, 2008. Vol. 134. No. 2. Pp. 223–246.
41. Schmidt, M., Hardecker, S, Tomasello, M. Preschoolers understand the normativity of cooperatively structured competition. – Journal of experimental child psychology, 143, 2016. Pp.34-47.
42. Stemler, Steven E. (2004). A comparison of consensus, consistency, and measurement approaches to estimating interrater reliability. Practical Assessment, Research & Evaluation, 9(4). Retrieved April 24, 2016 from http://PAREonline.net/getvn.asp?v=9&n=4
43. Tauer, J., Harackiewicz, J. Winning isn’t everything: Competition, achievement orientation, and intrinsic motivation . Journal of Experimental Social Psychology 1999. Vol. 35. Pp. 209-238.
44. Veroff, J. Social comparison and the development of achievement motivation, In C.P. Smith (Ed.), Achievement-related motives in children. New York: Russell Sage Foundation, 1969. Pp.46-101.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

игра, соревновательные ситуации, дошкольный возраст, младший школьный возраст, конкурентное поведение, конструктивные и неконструктивные виды