ISSN 1997-9657
       

Ивкова С.М. Игра-конструктор «Чудо-домик»

Полный текст

Актуальность

Используемая нами методика развития речи базируется на представлении о том, что любая система организма развивается и совершенст­вуется только в том случае, если она включена в активную деятельность и постоянно выполняет свою основную функцию. Так, мышечная система атрофируется, если человек длительное время лежит в постели, зрение теряется при постоянном пребывании в темноте, иммунитет не вырабатывается к тем микроорганизмам, с которыми человек не встречается.

Основной функцией речи является общение, поэтому речь будет развиваться только в том случае, если она постоянно используется ребенком для взаимодействия с другими людьми.

Между тем, в последние годы в методике развития речи получили широкое распространение такие механические приемы, как повторение заученных текстов и слов, рассказ по картине, описание объектов, правильный ответ на вопрос. Наши наблюдения показали, что такие приемы могут быть полезны для постановки звуков, но не разовьют речь как таковую, т. к. в них отсутствует ведущий фактор – общение, т. е. свободное волеизъявление ребенка и личная значимость его речи.

Кроме того, речевое развитие задерживают любые воздействия, которые создают торможение в речевом центре (центре Брока) больших полушарий:

  • необходимость молчать большую часть занятия;
  • постоянно подавлять в себе желание высказаться;
  • не говорить, пока не поднял руку и не получил разрешения;
  • постоянно затормаживать любую двигательную активность, т. е. создавать устойчивый очаг торможения в соседних двигательных центрах (особенно в центрах кистей рук), которое, по закону иррадиации, распространяется и на центр Брока.

Сказанное послужило основой для формулирования следующей гипотезы: для эффективного развития речи детей необходимы три условия:

  • разговор должен базироваться на общении, для чего нужны интересная тема разговора и активный собеседник; в этом случае правильная речь потребуется ребенку для того, чтобы его понял собеседник;
  • речевой центр должен все время находиться в состоянии устойчивого возбуждения, для чего ребенку разрешается говорить в удобном для него, естественном темпе и ритме, и параллельно создается возбуждение соседних двигательных центров (особенно центров кистей рук), которое по закону одновременной положительной индукции усиливает возбуждение центра Брока;
  • ребенку надо иметь интересную тему разговора, в которой он чувствует себя достаточно подготовленным.

Все это не всегда выполнимо на коллективных занятиях, но вполне достижимо в свободной деятельности и на индивидуальных занятиях с ребенком.

Цель

Разработка комплексного подхода к развитию речи детей дошкольного возраста.

Новизна

Совершенствование речи дошкольников осуществляется с помощью изготовленного нами дидактического пособия – игры-конст­руктора «Чудо-домик», который позволил объе­динить речевое, моторное и познавательное развитие детей.

Описание игры-конструктора

Данный конструктор представляет собой дом, который состоит из четырех стен, пола, потолка и двускатной крыши. Стены обшиты прозрачной пленкой, образующей кармашки для размещения предметных и сюжетных картинок.

Кроме прозрачных карманов, каждой из сторон домика соответствует двусторонняя панель, которая, в свою очередь, состоит из трех фрагментов. Панели сшиты из ткани и синтепона.

На панелях (т. е. на стенах домика) методом аппликации изображены разнообразные сюжеты, которые соответствуют лексическим темам годового плана: «Крестьянский двор», «Насекомые», «Лес и его жители», «Транспорт. Правила дорожного движения», «Овощи. Фрукты», «Животные жарких стран» и т. д. Всего изготовлено 16 панелей, каждая из которых, как было сказано, состоит из трех фрагментов. Фрагменты складываются или раскрываются, отчего изображенные сюжеты меняются.

Кроме того, для всех панелей по каждой лексической теме изготовлено много мелких деталей, которые хранятся здесь же в специальных кармашках: разнообразные животные, машины, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода и т. п.

Методика работы заключается в том, что ребенок берет любые панели и придумывает на их основе любой сюжет, любые события. Он рассказывает об этом логопеду, а тот выступает в качестве заинтересованного собеседника, поддерживающего разговор. Соединяя панели в разных комбинациях, ребенок может проявлять творческий подход и каждый раз придумывать новые сюжеты.

Для развития мелкой мускулатуры рук и формирования пространственного воображения соединение панелей между собой осуществляется с помощью разнообразных застежек: крючков, бантиков, липкой ленты (липучки), шнуровки (шнуров, которые продевают через многочисленные специально вшитые петли), пуговиц и пр. Тому же способст­вует и необходимость достать многочисленные мелкие предметы из кармашков, положить их в нужное место, использовать их как предметы-заменители в развивающей игре.

Параллельно при работе с панелями идет познавательное развитие детей, пополняется багаж их математических, природоведческих и социальных знаний.

Описание панелей

Панель «потолок» представлена большим прозрачным карманом, в который вставляются готовые картинки-лабиринты либо чистые листы бумаги, на которых дети рисуют свои картины фломастером.

Крыша домика представляет собой призму, две большие стороны которой покрыты фланелью (голубая, розовая, белая в зависимости от сезона года и состояния погоды). Поверх крыши накидывается двустороннее полотно, одна сторона которого покрыта белым синтепоном (зимний вариант), другая – тканью зеленого цвета с тесьмой («шифер», летний вариант).

На двух торцах расположены прозрачные слуховые окна, через которые видна стоящая внутри деревянная мебель, которая используется при изучении соответствующей лексической темы. Для того чтобы ею можно было играть, дети должны открыть замок-молнию и откинуть торец.

Панели на домике меняются, снимаются и надеваются в зависимости от изучаемой темы и придумываемого детьми сюжета. С панелями можно работать и в том случае, если они просто лежат на столе.

Кроме панелей, для «Чудо-домика» изготовлено много сюжетных картин, которые, как сказано выше, вставляются в прозрачные карманы на его стенах. Сюда же дети могут помещать и свои рисунки, если возникает необходимость дополнить сюжет ситуациями, для которых нет готовых форм.

Методика использования игры-конструктора «Чудо-домик»

Методика работы с «Чудо-домиком» заключается в том, что ребенку предлагается придумать рассказ по изучаемой лексической теме и разыграть его с помощью панелей. На эти панели он прикрепляет любые сменные модели, хранящиеся в кармашках. Ребенок имеет возможность сочетать панели и детали в любой комбинации, отчего сюжеты каждый раз бывают разными и динамичными.

Чтобы соединить панели между собой и прикрепить к ним мелкие детали, ребенок при составлении рассказа совершает руками сложные движения: завязывает, развязывает, шнурует, прикрепляет детали на крючки, на кнопки и липучки, собирает предметы, вынимает или складывает их в корзину, в кастрюлю и иные емкости, которые необходимы по сюжету. Это стимулирует развитие мелкой мускулатуры рук и в то же время способствует формированию речевого центра, расположенного в передней центральной извилине больших полушарий рядом с центром кисти.

Немаловажным является и тот факт, что речевая деятельность ребенка приобретает смысл: у него появляется заинтересованный собеседник, которому очень хочется узнать, что случится в рассказе. Но этот собеседник поймет смысл рассказа только в том случае, если все слова будут произнесены правильно, а предложения составлены грамотно. У ребенка появляется цель, ради которой ему нужно исправить дефекты своей речи. Еще сильнее данный фактор выступает в том случае, когда в игре принимают участие несколько детей.

Речевая работа может осуществляться в различных формах:

Индивидуальные:

  • ребенок и педагог;
  • ребенок и родитель;
  • два ребенка и педагог;
  • один ребенок без взрослых;
  • двое детей без взрослых.

Коллективные и фронтальные:

  • группа детей и педагог,
  • группа детей без педагога.

Итак, при использовании игры-конструктора «Чудо-домик» исправление дефектов речи достигается за счет того, что:

  • речевая деятельность ребенка основывается на формировании у него правильных представлений об окружающем мире;
  • она реализуется в процессе непосредст­венного восприятия деталей игры и собственных активных действий с ними;
  • одновременно происходит активизация мелкой моторики кисти;
  • у ребенка развивается воображение;
  • у ребенка появляется активный слушатель, что обеспечивает формирование целеполагания.

Следовательно, процесс речевого развития носит комплексный и системный характер, поскольку одновременно происходит формирование речевой, сенсорной, моторной и познавательной активности детей.

Основные направления развития детей с помощью игры-конструктора «Чудо-домик»

Познавательное:

  • ориентировка в пространстве;
  • ориентировка во времени;
  • формирование естественно-научных представлений;
  • обогащение знаний об окружающем мире;
  • конкретизация знаний о труде людей и др.

Умственное:

  • самостоятельное сочинение сюжетов и рассказов;
  • варьирование событий;
  • способность видеть и предвидеть разные следствия одних и тех же ситуаций в зависимости от обстоятельств;
  • развитие творческого воображения.

Сенсорное:

  • зрительный анализатор: рассматривание объектов, определение формы, цвета, оттенка, размера, подсчет количества; подбор панелей по сюжету;
  • кожный анализатор: ощупывание объектов; определение их твердости, описание качества поверхности, определение без помощи зрения.

Моторное:

  • застегивание-расстегивание (пуговицы и петли, кнопки, плательные крючки, липучки, замки-молния);
  • завязывание-развязывание (шнурки, ленты);
  • повороты «Чудо-домика»;
  • повороты панелей;
  • складывание-раскладывание домика и па­нелей.

Речевое:

  • составление словосочетаний и предложений;
  • описание отдельных объектов;
  • описание отдельных панелей;
  • составление описательных рассказов по одной панели;
  • составление предложения и описательных рассказов на основе нескольких панелей и ковриков;
  • творческое придумывание сюжетов;
  • сочинение сказки;
  • сочинение разных вариантов одних и тех же сюжетов и сказок.

Эмоциональное:

  • восприятие ярких красок;
  • возможность действовать самому;
  • радость от содержания придуманных сюжетов;
  • моральное удовлетворение от процесса творчества;
  • моральное удовлетворение от собственных успехов;
  • эстетическое:
  • эстетичность полотен, высокое качество исполнения;
  • их чистота и гигиеничность.

Использование частей речи:

  • существительные: на каждом полотне много объектов; их можно назвать, объяснить предназначение, указать взаимное расположение, посчитать;
  • прилагательные: назвать цвета и оттенки, размеры объектов, использовать относительные прилагательные;
  • числительные: подсчитать сколько объектов, называть последовательность чисел (первый, второй…);
  • глаголы: назвать действия, происходящие на полотнах, использовать разные времена (настоящее, прошедшее, будущее) и виды глаголов;
  • предлоги: использовать для указания взаимного расположения объектов и при развитии сюжета.

Освоение детьми умственных операций:

  • анализа и синтеза;
  • обобщения и классификации,
  • индукции и дедукции;
  • мысленное моделирование;
  • экстраполяции.

Примеры заданий для детей разного возраста

Пайлак К. Средний дошкольный возраст. 
Диагноз: общее недоразвитие речи.
Тема: «Лес и его обитатели».
Задание: «Придумай, что случилось в лесу».

Речевые задачи. Составление словосочетаний и отдельных простых предложений с предлогами, согласование существительных в роде и числе, счет до пяти, активизация глагольного словаря.
Моторные задачи. Развязывание шнурков, снятие полотна, раскладывание и перекладывание макетов животных, отстегивание и пристегивание кнопок, складывание грибов в корзинку.
Развитие пространственного воображения. Расположение фигурок животных и грибов в адекватных местах.
Коррекционные задачи. Закрепление поставленных звуков в словах, активизация звука «ш», выработка правильного дыхания, преодоление многократного повторения одного и того же слова.
Выполнение задания. Ребенок отвязывает полотно от домика, размещает на нем животных (на полянке, на деревьях, на тропинке, на пеньке – по своему усмотрению)
и рассказывает, кто что делает, сопровождая рассказ движением рук – перемещением животных и моделированием складывающихся ситуаций.
На первых порах такое задание вызывает затруднения, но постепенно содружественная работа речедвигательного центра и центра кисти дает положительный результат. Обязательным условием является создание непринужденной обстановки, раскрепощение ребенка, предоставление ему возможности действовать самостоятельно по своему усмотрению и самому придумывать сюжет.
Фактически, данное индивидуальное занятие представляет собой игру. Педагог показывает, что ему очень интересно узнать, что случилось в лесу, и ребенок, видя такую заинтересованность, увлекается, начинает фантазировать. Это стимулирует его к использованию более сложной и богатой речи.

Яна С. Старший дошкольный возраст.
Диагноз: общее недоразвитие речи.
Тема: «Овощи и фрукты».
Задание: «Как бы ты заготовил фрукты на зиму?»

Речевые задачи. Составить рассказ, используя предложения с предлогами, согласуя существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, активизируя словарь и закрепляя значения слов.
Моторные задачи. Завязывание и развязывание шнурков, отстегивание кнопок, раскладывание и сбор мелких предметов, помещение их в корзину и в многочисленные банки.
Развитие пространственного воображения. Расположение панелей в нужной последовательности и в определенном отношении друг к другу, обусловленном развитием сюжета.
Коррекционные задачи. Преодоление общего недоразвития речи, развитие навыков плавной речи, дифференциация ранее поставленных звуков, контроль за положением языка, формирование культуры общения.
Выполнение задания. Ребенок выбирает по своему замыслу два-три коврика, объединяет их в единую конструкцию, связывая каждую пару петель отдельными шнурками. (Всего на панели имеется 6 пар петель.) Укрепляет панели в качестве стенок домика. По сюжету, на котором изображен «Фруктовый сад», рассказывает, какие деревья там растут. Навешивает на них макеты фруктов, называет их и считает количество. Поясняет свои действия. Затем собирает урожай, отстегивая кнопки и складывая мелкие детали в корзину. Обсуждает, в какое время года такое бывает.
Продолжая игру, он переносит собранный урожай на стену «Кухня», консервирует целиком, готовит повидло, джем, варенье. Раскладывает по банкам, которые стоят на полках. Готовит сок. Свои действия комментирует, вспоминает, какими вкусовыми качествами обладают разные виды заготовок.
Педагог очень заинтересован его кулинарными экспериментами, стимулирует его на создание новых вариантов использования фруктов: можно приготовить ассорти, пироги, пирожки и пр. Поддерживает активную деятельность наводящими вопросами. Занятие проходит как игра двух товарищей, заинтересованных кулинарными проблемами.

Примерная тематика бесед по панели «Собака около дома»

Средний дошкольный возраст

  • Где живет собака?
  • Сделай собаке домик.
  • Накорми собаку.

Старший дошкольный возраст

  • Зачем собака нужна людям?
  • Зачем люди нужны собаке?
  • Как нужно ухаживать за собакой?
  • Какие части тела есть у собаки?
  • Какие условия нужны для того, чтобы собака чувствовала себя хорошо?
  • Мы в ответе за тех, кого приручили.
  • Надо ли привязывать собак на цепь? Чем это хорошо и чем плохо? (По типу игры «ТРИЗ» «Хорошо-плохо».)
  • Что вы знаете о дружбе собак и людей?

Составление сказки

Самой сложной работой, которую выполняют дети с помощью игры-конструктора, является составление сказки. Поскольку дети являются логопатами, им предлагаются знакомые герои, а задачей ребят является варьирование событий, введение новых персонажей, придумывание новых поворотов сюжета.

Это задание обычно дается в середине или в конце года, когда дети освоили конструктор, а их речь приближается к норме. На более ранних этапах проигрываются отдельные фрагменты такого задания.

Формы работы бывают разными: с отдель­ным ребенком, с двумя детьми и с группой детей. Выбор способа определяется достижениями детей и теми коррекционными задачами, которые педагог решает на данном этапе.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.