ISSN 1997-9657
       

Чулюкин К.С., Баянова Л.Ф. Проблема креативности детей в современной зарубежной психологии развития

Аннотация

В статье представлен обзор зарубежных исследований последних лет по проблеме креативности в детском возрасте. Обращение к проблеме креативности детей методологически аргументировано культурно-исторической теорией Л.С. Выготского о развития психики и положениями о творчестве как созидающей деятельности. В отличие от работ отечественных авторов, рассматривающих проблему креативности в тесной связи с воображением, деятельностью и творческим потенциалом личности, зарубежные публикации больше концентрируются на проблемах кросс-культурных различий креативности, взаимосвязи стиля педагогической деятельности и креативности детей, эффектов фиксации креативности, дивергентного мышления в контексте креативности и др. Цель данной обзорной статьи заключается в анализе современных зарубежных публикаций, выполненных в русле изучения проблематики креативности детей. В статье приведены результаты обзора по исследованиям последних лет в области зарубежной психологии развития, где тема креативности обсуждается в четырех направлениях. В первом направлении объединены источники, в которых даны теоретиче­ские обоснования креативности и рассмотрена ее структура. Во втором направлении креативность рассматривается в контексте культуры. В третьей группе предложены работы, посвященные креативности педагога. В четвертой группе источников приводятся работы, отражающие конкретные эмпириче­ские исследования креативности в детском возрасте. Эти исследования носят как теоретический, так и эмпирический характер. В представленных в статье результатах исследований зарубежных ученых подтверждается актуальность изучения креативности именно в детском возрасте, так как развитие и становление личности начинается с раннего возраста, поэтому важно учитывать специфику проявления креативности во взаимосвязи и взаимовлиянии с другими психическими процессами и состояниями личности в раннем онтогенезе.

Фрагмент статьи

Введение

На современном этапе исследований в области психологии развития одной из обсуждаемых в научном сообществе проблем является вопрос о развитии креативности в раннем возрасте. Анализ зарубежных источников показал, что публикации, отражающие результаты исследований креативности в детском возрасте, можно условно разделить на четыре группы.

Первая группа исследований посвящена теоретическому анализу креативности и ее структуры. Среди подобных работ следует выделить исследования доктора Мэрилин Фрайер из Великобритании (Fryer & Collings, 2011; Fryer & Fryer-Bolingbroke, 2011; Fryer, 2012); Влада Петре из Дании (Petre, 2010; Petre & Tanggaard, 2014; Petre, Tanggaard & Wegener, 2016) в соавторстве с доктором философии Университета Кэмбриджа Брэди Вагонер (Petre & Wagoner, 2016) и американского профессора Джона Баера (Baer, 2016).

Вторая группа статей отражает результаты изучения креативности в контексте культуры, где были проанализированы такие аспекты их взаимосвязи и влияния, как кросскультурные различия креативного мышления на примере восточных и западных культур, креативность как социокультурный процесс, креативность и социально-культурная теория творческой идентичности, повышение креативного потенциала среди школьников в среде культурного разнообразия. Особый вклад в изучение креативности и культуры внесли Фрайер (Fryer & Collings, 2011; Fryer & Fryer-Bolingbroke, 2011; Fryer, 2012); Петре (Petre, 2010; Petre & Tanggaard, 2014; Petre, Tanggaard & Wegener, 2016; Petre & Wagoner, 2016), Вецалли и др. (Vezzali, Gocłowska, Crisp & Stathi, 2016).

Третья группа статей включает изучение креативности детей, связанное с результатами исследований взаимосвязи креативности учителей, стимулирования креативного мышления учителей, перспективы влияния стиля преподавательской деятельности на креативность в школьной среде. Среди исследователей, занимающихся изучением подобных работ, можно отметить исследования Л. Ньютон и других ученых из Великобритании (Newton & Beverton, 2012; Newton L. & Newton D., 2014), Р. Исон и ее коллег из США (Eason, Giannangelo & Franceschini, 2009).

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
2. Варшавская Н.Е. Целостность как критерий творческого познания // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №1(44). – С.255–258.
3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. – 1990. №4. – С.5–14.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчест­во в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. –
96 с.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
6. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с.
7. Давыдов В.В. Главное воображение / Обруч. – 1996. – №3. – С. 2–3.
8. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника – М., 1996. – Гл. 1–3. – С. 8–128.
9. Ермакова Ж.Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №6. – С. 78–85.
10. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №6. – С. 64–76.
11. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 5–13.
12. Семенов И.Н. Современные исследования творческого мышления и креативности личности в научной школе рефлексивной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. – 2017. Т. 1. – №1. – С. 121–150.
13. Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. – 1998. – №6. – С. 3–17.
14. Agoguйa, M., Poirel, N., Pineau, A., Houdй, O. & Cassotti M. (2014). The impact of age and training on creativity: A design-theory approach to study fixation effects. Thinking Skills and Creativity, 11, 33–41. doi: 10.1016/j.tsc.2013.10.002
15. Alfonso-Benlliurea, V. & Santos, M. R. (2016). Creativity development trajectories in Elementary Education: Differences in divergent and evaluative skills. Thinking Skills and Creativity, 19, 160–174. doi: 10.1016/j.tsc.2015.11.003
16. Baer, J. (2016). Chapter 5 – Implications of Domain Specificity for Creativity Assessment. Domain Specificity of Creativity, 103–140. doi: 10.1016/B978-0-12-799962-3.00005-7
17. Bayanova, L. (2014). Compliance with Cultural Rules of Children Having Different Level of Creativity // Procedia – Social and Behavioral Sciences, 146. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.109
18. Eason, R., Giannangelo, D. M. & Franceschini, L. A., III. (2009). A look at creativity in public and private schools. Thinking Skills and Creativity, 4(2), 130–137. doi: 10.1016/j.tsc.2009.04.001
19. Fryer, M. & Collings, A. J. (2011). Teachers’ views about creativity Teachers’ Views about Creativity. British Journal of Educational Psychology, 61, 207–219. doi:10.1111/j.2044-8279.1991.tb00976.x
20. Fryer, M. & Fryer-Bolingbroke, C. (2011). Cross-Cultural Differences in Creativity. Encyclopedia of Creativity (Second Edition), 326–334. doi: 10.1016/B978-0-12-375038-9.00059-5
21. Fryer, M. (2012). Making sense of creativity from a psychological perspective. Creativity and human development, 5, 1-8. Retrieved from: https://creativityjournal.net/component/k2/item/81-making-sense-of-creativity-from-a-psychological-perspective#.Wd6dF1u0PIU
22. Jin, X., Wang, Y. & Dong, H. (2016). The relationship between self-construal and creativity – Regulatory focus as moderator. Personality and Individual Differences, 99, 282–288. doi:10.1016/j.paid.2016.03.044
23. Newton, L. & Beverton, S. (2012). Pre-service teachers’ conceptions of creativity in elementary school English. Thinking Skills and Creativity, 7(3), 165–176. doi: 10.1016/j.tsc.2012.02.002
24. Newton, L. & Newton, D. (2014). Creativity in 21st-century education. Prospects, 44(4), 575–589. doi: 10.1007/s11125-014-9322-1
25. Petre, V. G. & Tanggaard, L. (2014). Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity. New Ideas in Psychology, 34, 12–21. doi: 10.1016/j.newideapsych.2014.02.002
26. Petre, V. G. & Wagoner, B. (2016). Memory and Creativity: Historical and Conceptual Intersections. Psychology as the Science of Human Being, 67-83. doi: 10.1007/978-3-319-21094-0_5
27. Petre, V. G. (2010). Creativity As Cultural Participation. Journal for the Theory of Social Behaviour, 41(1), 48-67. doi: 10.1111/j.1468-5914.2010.00445.x
28. Petre, V. G., Tanggaard, L. P. &Wegener, C. (2016). Creativity – A New Vocabulary, 36–42. doi: 10.1057/9781137511805
29. Vezzali, L., Gocłowska, M. A., Crisp, R. J. & Stathi, S. (2016). On the relationship between cultural diversity and creativity in education: The moderating role of communal versus divisional mindset. Thinking Skills and Creativity, 21, 152–157. doi: 10.1016/j.tsc.2016.07.001
30. Wang, Y. & Wang, L. (2016). Self-construal and creativity: The moderator effect of self-esteem. Personality and Individual Differences, 99, 184–189. doi: 10.1016/j.paid.2016.04.086

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

креативность, раннее развитие, творческое мышление, деятельность, поведение, культура