ISSN 1997-9657
       

«Цифровое детство: социализация и безопасность»

№4 2016 «Цифровое детство: социализация и безопасность»
Аннотация

В Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровое детство: социализация и безопасность». Главной целью конференции было обсуждение теоретических и прикладных вопросов, связанных с проблемой социализации детей в информационном обществе, вопросов безопасности детей и подростков в Интернете, информатизации образования, а также выявление и распространение передового опыта использования ИКТ в учебно-воспитательной работе образовательных учреждений. В работе конференции приняли участие более 400 ведущих специалистов в области образования, психологии и педагогики детства: научные работники, представители государственных органов, работники образования и представители IT-индустрии из различных регионов России: Москвы, Московской, Ленинградской, Калужской, Рязанской, Калининградской областей, Чувашской республики и других регионов.

Полный текст

Пленарное заседание конференции «Цифровое детство: социализация и безопасность» открыла президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая, Она обозначила актуальность обсуждаемой темы и подчеркнула важность организации комплексного обучения подростков грамотному и безопасному поведению в Интернете. Л.А. Вербицкая отметила, что в мероприятии принимает участие огромное количество специалистов самых разных областей, как опытных педагогов, так и молодых учителей, что свидетельствует об их высокой заинтересованности в решении вопросов, связанных с использованием новых технологий в сфере образования.

Пленарное заседание продолжилось выступлениями докладчиков. Е.Л. Вартанова, декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, в своем сообщении раскрыла основные особенности цифровой медиакультуры современных детей.

А.Г. Асмолов, академик РАО, директор Федерального института развития образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, остановился на основных проблемах образования в сетевом столетии.

С.Б. Малых, академик РАО, и.о. академика-секретаря отделения психологии и возрастной физиологии РАО, затронул тему возможностей и рисков современного цифрового поколения.

И.А. Баева, член-корреспондент РАО, зав. лабораторией «Психологическая культура и безопасность в образовании», представила концепцию психологической безопасности образовательной среды.

Г.У. Солдатова, член-корреспондент РАО, зам. зав. кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет, познакомила слушателей с основными результатами совместной деятельности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Фонда и обозначила цифровую компетентность в качестве важнейшего навыка ХХI века как основу безопасности в информационном обществе.

С докладами также выступили А.Л. Семенов, академик РАО, ректор МПГУ, В.С. Собкин, академик РАО, руководитель Информационно-аналитического центра РАО, Д.С. Сомов, директор гимназии № 710 им. народного учителя СССР В.К. Жудова, Е.С. Романичева, заслуженный учитель РФ, главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ.

После перерыва состоялись мастер-классы. Психологи Фонда Развития Интернет О.Б. Темежникова и О.И. Олькина провели семинар «Персональные данные и безопасность в Сети: уроки для школьников». На нем педагоги, психологи и специалисты по информатизации учебного процесса получили возможность познакомиться с уроками по управлению личной информацией в Интернете.

Директор по социальным проектам Фонда В.Н. Шляпников на мастер-классе «Как поговорить с детьми об Интернете? Сценарии родительских собраний» представил полезную информацию и практические советы для родителей о безопасности детей в Интернете.

На мастер-классе «Безопасность домашних пользователей: угрозы и советы» эксперт компании «Лаборатория Касперского» Д.Н. Макрушин рассказал об основных технических рисках, возникающих при работе на персональных цифровых устройствах, а также методах их предотвращения и профилактики.

Во второй половине дня в рамках конференции на разных площадках состоялись секционные заседания. На базе факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова прошло две секции: «Детство в эпоху цифровых технологий» и «Безопасность детей и подростков в Интернете: подходы, исследования, программы», на которых поднимались проблемы социализации детей и подростков в цифровом мире, возможности и риски нового образа жизни, современные подходы к обеспечению безопасности детей-пользователей Сети, интернет-зависимость, организация психолого-педагогической помощи детям, столкнувшимся с проблемами в Интернете и другие.

На базе факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова прошла секция «Цифровая грамотность, медиаобразование и цифровая культура: школьники, родители и учителя», где развернулась активная дискуссия о методологических проблемах повышения цифровой грамотности в системе образования, новых технологиях и подходах к обучению медиаграмотности, особенностях медиапотребления детьми и подростками.

На базе Московского государственного педагогического университета состоялась секция «Цифровая образовательная среда: традиции и инновации», на которой рассматривались вопросы необходимости включения ИКТ-компетентности в профессиональном стандарте педагога, позитивного опыта использования цифровых технологий в образовательном процессе, психолого-педагогические технологии формирования цифровой компетентности и ряд других проблем.

На базе Российской академии образова­ния прошла секция «Сопровождение психологической безопасности детей и подростков в образовательном пространстве», где обсуждались вопросы психологической безопасности образовательной среды, безопасного использования ИКТ в учебном процессе, программы и опыт реализации этих задач.

http://detionline.com/news/1711

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.