ISSN 1997-9657
       

Зацепина М.Б. День защитника Отечества

№1 2008 Зацепина М.Б. День защитника Отечества
Полный текст

На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу. Главными героями былин являлись богатыри – мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей. Множество сказок, пословиц, поговорок и песен сложено о русском солдате, который умело и храбро воюет и при необходимости «из топора вкусную кашу варит». Горит Вечный огонь у Кремлевской стены (и в других городах) в память о погибших воинах. Былинных, сказочных, живущих и несущих дейст­вительную службу героев армии знает вся страна. И, конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М.: Мозаи­ка-Синтез, 2007) большое внимание уделено нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому. Так, уже со второй младшей группы детям начинают рассказывать о родном крае, то есть о малой родине. В средней группе тематика расширяется и дошкольникам дают доступные их пониманию представления о государственных праздниках, рассказывают о Российской армии, о воинах, охраняющих нашу Родину. В старшей группе расширяют представления детей о родной стране, государственных праздниках; формируют представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. В подготовительной к школе группе закрепляют знания детей о флаге, гербе и гимне (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы); расширяют представление о Москве – столице нашего государства; воспитывают уважение к защитникам Отечества, к памяти павших в сражениях, приучают возлагать цветы к обелискам и памятникам.

Наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей оказывает подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому этот праздник считается всенародным. Организация и проведение праздников, посвященных Дням воинской славы, являются основными направлениями патриотического воспитания детей и способст­вуют развитию личности гражданина и долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.

Воспитательно-образовательная работа дошкольного учреждения должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; привитие любви к Отечеству и родному краю, воспитание чувст­ва гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.

Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельностей, где центральным, стержневым моментом является праздник, направленный на формирование культуры ребенка, на ознакомление с традициями празднования красных дат календаря, знаменательных событий и т. д. Интеграция в этом случае представляет собой организованную деятельность детей на основе определенной проблемы. Для ее решения в дошкольных образовательных учреждениях довольно часто используется проектный метод деятельности. Для реализации проекта воспитатели, музыкальный руководитель должны спланировать свою и детскую деятельность; интеграция должна происходить и в деятельности детей, содержании подготавливаемого мероприятия. Проект по проведению такого праздника может быть творческим или исследовательским. В зависимости от типа проекта будет планироваться и деятельность дошкольников. Детская деятельность может часто изменяться, так как она во многом зависит от потребностей детей, которые педагог направляет и координирует, а также их заинтересованности.

С целью разработки такого проекта музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу проведения праздника, затем разрабатывают план, где предусматривается обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний; формирование умения организовать деятельность и обеспечить ее разнообразие, развить творческий потенциал и привлечь родителей к осуществлению проекта. Проектная предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника; она направлена на основную цель, заключенную в самом празднике: формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимания того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своему народу, из чувства ответственности перед ним.

Для того чтобы работа по проекту была интересной и эффективной, ее можно распределить по этапам.

1-й этап

  • Деятельность педагогов (воспитателя и музыкального работника): постановка цели, формулировка задач, продумывание заключительного этапа проекта (возможно посещение музея), обсуждение направлений работы для включения предпраздничной подготовки в воспитательно-образовательную работув группе.
  • Деятельность детей: принятие предложений взрослых и вхождение в проблему, обсуждение (совместно с взрослыми) последовательности действий, внесение пожеланий в проектную деятельность.

2-й этап

  • Деятельность педагогов: оказание по­мощи детям, обогащение их жизненного опыта историческими событиями через произведения искусства (изобразительное, музыкальное, театрализованное, а также литературу); проведение занятий, формирующих знания, умения и навыки творческой деятельности.
  • Деятельность детей: усвоение новых знаний, навыков и умений; проявление активности, желания выразить свое отношениек происходящему.

3-й этап

  • Деятельность педагогов: направление деятельности детей; стимулирование к проявлению творчества, активности, эмоционально-положительного отношения ко всему происходящему.
  • Деятельность детей: объединение в творческие группы, проявление творческой инициативы и активной позиции по отношению к происходящему; привлечение родителей 
    к своей деятельности.

4-й этап

  • Деятельность педагогов и родителей: подготовка к проведению праздника (костюмы, атрибуты, оформление зала и групповой комнаты и т. д.).
  • Деятельность детей: подготовка к празднику, участие в оформлении зала, изготовление подарков для гостей, разучивание своих номеров для праздничного концерта.

Деятельность в рамках проекта позволяет синтезировать полученные детьми знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки; помогает усвоить традиции празднования этого события, запомнить значение и роль защитника в жизни страны.

Например, весь проект по празднованию Дня защитника Отечества можно осуществить в течение 4 недель при условии использования времени в первой и второй половинах дня согласно спланированной воспитательно-образовательной работе в группе.

Первая неделя

Выяснение знаний детей об истории своей страны и военных сражениях, проходивших 
в местности, где они живут; о былинах и сказках, об армии и видах войск и т. п.
Беседы во второй половине дня или занятия по ознакомлению с окружающим, музыкальные занятия.
Изобразительная деятельность на военную тематику по самостоятельному творческому замыслу детей.

Вторая неделя

Познавательные беседы о былинных защитниках Отечества (занятия в первой половине дня). Беседы о войне с французами в 1812 году и Великой Отечественной войне в 1941–1945 годах с фашистской Германией.

Разучивание стихов, песен, танцев.Чтение книг, слушание песен, просмотр фильмов на военную тематику, в которых отображаются подвиги героев войны.

Третья неделя

Продолжение чтения литературы, разучивание стихов и музыкального репертуара.
Занятия по изобразительной деятельности на военную тематику: «Рисуем корабли», «Военно-воздушный флот», «Портрет бойца» (дедушки, отца, брата или сестры, соседа – участника войны) (одна из тем по выбору детей или воспитателя).
Беседы по картинам.

Встречи с родителями детей в детском саду или дома; беседы о Великой Оте­чественной войне, о родственниках, принимавших участие в боевых действиях; о фотографиях, хранящихся в семейном альбоме. Подготовка небольшого рассказа на тему: «Моя семья и война», «Мой дедушка – военный», «Медсестра на войне» и т. д. 
Посещение с детьми Музея Вооруженных сил России.

Организация в группе или в музыкальном зале выставки на военную тематику (фотоматериалы, иллюстрации картин, портреты героев войны; одежда участников боев, посуда, книги о войне, рисунки детей).

Обсуждение с детьми вопроса о том, как можно поздравить ветеранов войны, военнослужащих, проходящих службу в Российской армии, родственников – участников боевых действий.

Изготовление подарков.

Четвертая неделя

Оформление группы, музыкального зала; подготовка костюмов, изготовление пригласительных билетов на праздничный концерт; репетиции подготовленных к празднику номеров.

Торжественные праздники, посвященные доблести российских солдат и офицеров, можно проводить не только 23 февраля. При систематической и планомерной работе по патриотическому воспитанию дошкольников такие мероприятия можно организовать и в связи с другими Днями воинской славы.

В этих целях следует использовать также интегрированные блоки и занятия по ознакомлению детей с историческими событиями и выдающимися полководцами нашей страны, посещение музеев и исторических мест, просмотры эпизодов из кинофильмов, слушание музыки, рассматривание картин батальной живописи, чтение былин, сказок, пословиц и поговорок, стихотворений и т. д.

Конспекты занятий

В порядке обмена опытом работы приводим два конспекта занятий на тему «Русский военный костюм», разработанных старшим воспитателем детского сада М. В. Черепановой.

Занятие 1

Программное содержание. Дать детям представление о костюмах жителей Древней Руси. Учить воспринимать картинки, аккумулировать, сравнивать, обобщать; отвечать на вопросы, составлять рассказы по картинкам. Формировать патриотические чувства.

Материал. Иллюстрации с изображением воинов Древней Руси; вооружение и доспехи, выполненные из картона (шаблоны), краски, карандаши, художественная пастель, пластилин.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением вооружения (шлем-шишак, меч и ножны, зерцала, палица, щит, колчан и стрелы, лук, копье, кольчуга); репродукция картины А. Васнецова «Три богатыря». Чтение былин. 

Ход занятия

Педагог. Существует много разных мирных профессий: музыканты, строители, учителя, врачи, водители и др. Но есть самая почетная, важная профессия. О представителях этой профессии говорят такие слова: сильные, храбрые, выносливые, мужественные, честные, бесстрашные. Догадались, о ком я говорю? (О военных.) Что является главным в этой профессии? (Защита Родины от врагов.) Как народ называет этих людей? (Защитники Отечества.) Мы говорим: «Вот идет защитник Отечества, а как мы об этом узнаем?» (По военной форме.) Интересно заглянуть в глубь истории и посмотреть, какие костюмы носили первые защитники земли Русской – богатыри.

Показ рисунков и иллюстраций с изображением воинов Древней Руси. Дети рассматривают иллюстрации и слушают музыку: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере М. П. Мусоргского «Хованщина»; «Богатырские ворота», муз. М. П. Мусоргского; «Марш Черномора», муз. М. И. Глинки; «Богатырская симфония», муз. А. П. Бородина (по выбору воспитателя).

Педагог. Кто изображен на этих картинах? (Воины, богатыри.) Что вы знаете о богатырях? (Это люди, всегда готовые защищать свой народ, семью, Родину. Они сильные, храбрые, смелые.) Вы видите, что костюмы воинов Древней Руси выглядят очень красиво. Они сшиты из тканей самых разных расцветок, украшены всевозможными пряжками, медальонами, золочеными нитями. Кожаные или металлические пластины плотно облегают фигуру воина. Неотъемлемой частью костюма были кольчуга, шлем, доспехи. Костюм воина – это просто красивая одежда, или она выполняет определенную задачу во время сражения? (Является защитным вооружением, предохраняет от ударов вражеских мечей в бою.) Расскажите о кольчуге. Какой вид она имеет? (Рубахи.) Ее шьют, плетут, куют? (Ответы детей.) Кто может рассказать о шлеме воина? Из каких частей он состоит? Для чего служит каждая часть шлема? (Ответы детей.)

На Руси воинов-героев называли богатырями. Они носили богато расшитые рубахи с разрезами спереди, сзади и по бокам – так было удобнее сидеть в седле. Штаны шили из льняного полотна или тонкой кожи. Самой распространенной обувью в те времена были сапоги из мягкой кожи. Главной в облачении воина была кольчуга. (Показ картинки.) Она имела вид рубахи, сплетенной из множества железных колец. Поверх кольчуги воин надевал доспехи из металлических пластин. (Показ картинки.) Пластины находили одна на другую, как рыбья чешуя. На руках закреплялись «наручи», а на ногах – «поножи». Железный конусообразный шлем изготавливался из нескольких частей: наносник предохранял от ударов по лицу, кольчужная барлица крепилась к шлему с боков и сзади, полностью закрывая шею.

У шлема имелся подшлемник из кожи с войло­ком или мехом, который смягчал удары вражеских мечей в бою, а в холодное время года выполнял роль шапки. Его могли крепить к шлему или носить отдельно. Богатыри на Руси всегда были конными воинами, хорошо вооруженными: в комплект вооружения входили меч и ножны, палица, колчан со стрелами, щит и копье на длинной деревянной ручке. Эти 
сильные, смелые, любящие свою землю люди защищали и освобождали русский народ от унижения и разорения, от врагов. Народ в их честь слагал сказки, былины; художники писали картины, композиторы сочиняли музыку, песни.

Звучит «Богатырская симфония», муз. А. П. Бо­родина. Педагог читает отрывок из былины «Илья Муромец»:

И садился тут Илья на добра коня,
Брал с собой доспехи крепки богатырские:
Во-первых, брал палицу булатную,
Во-вторых, копье брал мурзамецкое,
А еще брал саблю свою острую, 
Еще брал шалыгу подорожную,
И поехал он из города Киева.
Выехал Илья да во чисто поле,
И подъехал он ко войскам ко татарским
Посмотреть на войска на татарские.
Нагнано-то силы много множество.
Как от покрика от человечьего,
Как от ржанья лошадиного
Унывает сердце человеческо.
И поехал Илья по раздольицу чисту полю
Во тую во силушку великую,
Стал конем топтать да и копьем колоть,
И он бьет-то силу, как траву косит, –
У Ильи-то сила не уменьшится.

Педагог. Представьте, дети, что вы все – богатыри русские, садитесь на добрых коней и едете в чисто поле. 
Звучит «Марш Черномора», муз. М. И. Глинки.

Дети выполняют образное упражнение (этюд) «Богатыри выезжают на защиту земли Русской». Затем дети по шаблону рисуют портрет богатыря в доспехах.

Занятие 2

Программное содержание. Дать детям представление о том, как изменилась в течение веков одежда русских воинов. Пробуждать интерес к истории Отечества. Учить воспринимать рисунки, анализировать и сравнивать их; отвечать на вопросы. Развивать диалогиче­скую речь, учить составлять рассказ-осмысление по картинкам.
Материал. Плакаты с изображениями вооруженных воинов в доспехах, портреты Алек­сандра Невского и Дмитрия Донского; мешочки с песком, корзина, полоса препятствий.

Предварительная работа. Беседа о крупных сражениях (Ледовое побоище, Куликовская битва).

Ход занятия

Вводная беседа проходит в группе.

Воспитатель. Вы уже знаете, ребята, как проходит сражение: воины собираются вместе и ведут бой, чтобы прогнать врага с земли Русской. Но чтобы выиграть бой, недостаточно быть храбрым, смелым, сытым и иметь большое желание принести мир своему народу. Что еще помогает воину в сражении? (Оружие, доспехи.) Костюм воина – часть его вооружения. Каким он должен быть? (Удобным, хорошо защищать от ударов, согревать в холод.) Отражая нападения врагов, русский воин приобретал умение вести бой. Со временем появлялось новое, более современное оружие. А костюм воина менялся или оставался прежним? (Ответы детей.) Прошло время, и у русских воинов появилось новое оружие и защитные доспехи. Можно ли в наше время увидеть оружие и доспехи прошлых времен? Где? (В книгах, мультфильмах, художественных фильмах, на фотографиях.) Увидеть воинов и их доспехи, а также узнать, как они жили, можно в музее. В музее можно узнать еще много интересного – в нем хранятся старинные вещи, картины и оружие разных народов. Экспонаты рассказывают о прошлом России; о том, какие люди в ней жили; как они выглядели, какую одежду носили, чем прославились. Хотели бы вы побывать в музее? А как следует вести себя в музее, чтобы не нанести вреда музейным экспонатам, вы знаете? (Ответы детей.) Теперь давайте отправимся в музей. Мы с вами попали в необыкновенный зал. На картинках показано, как изменялся костюм русского воина. Интересно, почему он так изменился?

Дети подходят к картине, на которой изображен богатырь Древней Руси, и внимательно рассматривают ее.

Воспитатель. Кто здесь изображен? (Богатырь.) А кто такой богатырь? (Первый защитник земли Русской.) Какой он? (Смелый, храбрый, могучий, сильный.) Как мы узнаем, что это богатырь? (По оружию, доспехам.) Расскажите о костюме воина-богатыря. (Ответы детей.) Что было главным в облачении воина? (Кольчуга, доспехи.) Расскажите о каждом предмете.

Выслушав рассказы-описания каждого пред­мета одежды и вооружения, педагог и дети переходят к другой картине, на которой изображены воины ХIV–ХV веков.
Педагог. На внешнем облике русских воинов отражался суровый климат. Зимой под доспехи надевали теплые суконные кафтаны. Кафтан – это длинная верхняя одежда из плотной ткани. Зимняя одежда князей и знатных дружинников расшивалась причудливыми узорами, для вышивки использовали золотые и серебряные нити. Воротники, рукава и подолы обшивали мехом. Шлемы причудливой формы имели вверху длинный шпиль с красным флажком, их украшали серебром и золотом. Украшалась и кольчуга. В сильную стужу воины надевали валенки, тоже украшенные узорами. Мастера красили их в яркие цвета. Воины из простого народа имели снаряжение попроще: недорогие кольчуги, дощатые и кожаные доспехи. На голове – грубо кованные шишаки-шлемы. Часто вместо шлема головным убором служила достаточно легкая и прочная, стеганая на войлоке и вате шапка из плотной ткани с наушниками, затылочным козырем и железным переносьем с обручем вокруг головы. Недорогим вооружением был и стеганый кафтан тегиляй. Он был довольно длинным, широким и тяжелым. На уровне груди крепились металлические или кожаные пластины. А довершал его высокий стоячий воротник – козырь. Разрубить или проколоть тегиляй в бою было сложно. Чтобы сражаться в таком кафтане, требовалась сила и сноровка. Оружие изменялось медленнее. У воинов были мечи, булавы, боевые топоры. Оружием дальнего боя служили лук и арбалет. Большую популярность приобрела у русских воинов сабля. Любое сражение в то время было, прежде всего, рукопашной схваткой. Русичи – русские воины – всегда считались очень храбрыми, и в бою один на один победа почти всегда была на их стороне. 
Педагог обращает внимание детей на портреты Александра Невского и Дмитрия Донско­го и задает вопросы: «Кто назовет этих прославленных защитников Руси? Чем прославился Александр Невский? Благодарная Россия назвала Александра Невского „Солнцем Отчизны“, а Петр I учредил воинскую награду – орден Святого Александра Невского. Им награждали отличившихся в бою воинов и высших чиновников государства. (Показ иллюстраций.) Какой подвиг совершил Дмитрий Донской? (Ответы детей.) Подвигу русских воинов на Куликовом поле композитор А. П. Бородин по­святил „Богатырскую симфонию“, отрывок из которой мы сейчас послушаем».

Звучит отрывок из симфонии.

Педагог. Представьте, что вы – богатыри. Вы пришли на поле боя. Покажите свою ловкость, быстроту, смелость.

Проводится игра «Меткий стрелок».

Дети делятся на 2 команды и бросают мешочки с песком в корзины. Выигрывает команда, у которой больше попаданий.
Затем проводится игра «Донеси пакет».
В игре участвуют 2 команды, в каждой команде выбирают командира. Играющие бегут по полосе препятствий (дуги, кубики, гимнастиче­ские скамейки и т. п.) и отдают командиру важное донесение. Побеждает команда, которая первой вручит последнее донесение командиру.

Можно прочитать детям пословицы, поговорки, стихи по теме.

Пословицы и поговорки

  • Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.
  • За правое дело сражайся смело.
  • Народ и армия – одна семья.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Нет обороны – заклюют и вороны.
  • Русский солдат не знает преград.
  • Если по-русски скроен, то и один в поле воин.
  • Жить – Родине служить.
  • Российский флот – Родине оплот.
  • Крепка рука у русского моряка.
  • Держи порох сухим – будешь непобедим.

РОЖДЕНИЕ ПЕСНИ

Мне в детстве говорил отец:
– В бою рождается храбрец. 
Прославить подвиг храбреца – 
И честь, и доблесть для певца. 
Я песен не ищу своих – 
Мне жизнь подсказывает их. 
В них слава армии родной, 
Народа подвиг трудовой, 
Победы нашей торжество 
И луч бессмертия его. 
Источник счастья в них живет, 
Такая песня не умрет. 
В землянке мне сказал боец:
– В бою рождается певец. 
В победный бой ведет сердца 
И песнь народного певца.

Т. Шмаков

ГОРОД-ГЕРОЙ

Все мы гордимся нашей Москвой
Наша столица – город-герой. 
Красные звезды горят над тобой, 
Город родной, город-герой. 
Смело с врагами битву вела 
И победила наша Москва. 
Все мы сегодня гордимся тобой. 
Город родной, город-герой.

Е. Карасев

МОЙ ДЕДУШКА

У меня есть дедушка, 
Дедушка родной. 
На груди у дедушки 
Орден боевой. 
На работу дедушка 
Ходит на завод. 
В нашем доме дедушку 
Знает весь народ. 
Он в реке купается 
Летом и зимой, 
И не простужается 
Дед мой молодой. 
Мы на лыжах ездили 
С дедушкой гулять, 
Я бежал за дедушкой 
И не мог догнать. 
На войне мой дедушка
Смело воевал, 
За отвагу дедушку 
Маршал награждал. 
Вот по Красной площади
Вместе мы идем. 
На плечах у дедушки 
Я машу флажком. 
Хорошо и весело 
Мне, ребята, с ним. 
Вам бы познакомиться 
С дедушкой моим!

В. Малков 

Можно послушать с детьми музыкальные произведения: Баллада о солдате (муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского), День Победы (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), Капитан (муз. и сл. Ю. Верижникова), Катюша (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского), Марш кадетов (муз. и сл. Е. Шмакова), Марш Победы (муз. и сл. М. Старокадомского).

Желательно использовать в беседах с детьми картины: В. Васнецов. Богатыри; А. Дейнека. Оборона Севастополя; И. Евстигнеев. Под Сталинградом; А. Меркулов. Салют Победы (Возвращение подводной лодки с боевого задания); Ю. Непринцев. Отдых после боя.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.