ISSN 1997-9657
       

Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации

№6 2019 Денисенкова Н.С., Красило Т.А.  Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации
Аннотация

В статье рассматриваются тенденции развития детей дошкольного возраста, связанные с особенностями современной социализации. Сегодня процесс вхождения ребенка в культуру имеет ряд специфических черт: размываются границы между детством и взрослостью, меняется позиция ребенка по отношению к миру взрослых, взрослый перестает быть уникальным носителем культуры, эффективность традиционных практик воспитания и обучения становится неоднозначной, снижается интенсивность общения ребенка со взрослыми и с другими детьми. Одной из причин, обусловливающих эти изменения, является бурное вхождение цифровых технологий в повседневную жизнь ребенка. Интернет, компьютер, планшет, телефон и другие гаджеты, которыми дошкольник владеет зачастую лучше, чем родители, становятся не просто игрушкой, но и средством социализации. Для определения и описания новой грани социализации ребенка используется термин «цифровая социализация». Ее характеризуют следующее: использование детьми высокотехнологичного арсенала цифровых устройств, длительность нахождения ребенка в онлайн-пространстве, возрастание рисков, связанных с онлайн-средой, увеличение технической грамотности детей по сравнению с родителями, снижение универсальности фигуры взрослого и его роли в детско-родительских отношениях и др.

Фрагмент статьи

Понятие «социализация» отечественные психологи понимают как овладение ребенком общественным опытом путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и отношений, воспроизведение их в дальнейшей активной деятельности (Выготский, 1984, 1999; Кон, 2003; Эльконин, 1989). Л.С. Выготский писал, что характеристикой социальной ситуации развития в дошкольном детстве является отделение ребенка от взрослого, его выход за пределы семейных отношений и приобщение к широкому миру человеческой культуры (Выготский, 1984, 1984). Следовательно, можно говорить о том, что одной из основных характеристик дошкольного детства является вхождение в социум, в культуру, т.е. социализация.

Изучение социализации дошкольника сегодня невозможно без анализа современного культурно-исторического контекста детства. Говоря о задачах, стоящих перед исследователями современного детства, Д.И. Фельдштейн пишет о необходимости дать оценку исторической ситуации и социокультурной среды, в которой сегодня объективно функционирует и развивается Детство; очертить его сущностно значимые особенности и характеристики; выявить специфику самого процесса развития современного Детства (Фельдштейн, 2009).

Эволюция взросления в современном контексте

Анализируя историческую ситуацию и социокультурную среду, в которой происходит социализация дошкольников, нельзя обойти вниманием фигуру взрослого.

Само понятие взрослости претерпевает сейчас значительные изменения.Н.Н. Толстых, исследуя различные подходы к современному взрослению, выделяет три характеристики современного взросления: переход из детства во взрослость наступает значительно позже; изменяются критерии взрослости; наблюдается отход от единого понимания наступления взрослости в разных культурах, социальных слоях, стратах и т.д. (Толстых, 2015).

Устоявшиеся признаки взрослости: отделение от родителей, обретение финансовой самостоятельности, вступление в брак, рождение детей и др., в ХХI в. перестают маркировать взрослость. Люди, достигшие совершеннолетия, не считают себя взрослыми, не хотят взрослеть, планировать свою карьеру, не стремятся жить отдельно от родителей и обрести финансовую самостоятельность, завести семью и т.д. В бедных социальных слоях человек считается взрослым уже в 14–15 лет, а более обеспеченные люди продолжают учиться, искать себя уже после 30 лет (Поливанова, 2016; Толстых, 2015; Qvortrup , 2008).

Очень важной для понимания социализации современного ребенка нам представляется идея, высказанная Н. Постманом в книге «Исчезновение детства» (Postman, 1982). Он пишет о том, что в современном обществе отсутствует четкая граница, отгораживающая детство от взрослости. Следовательно, само понятие детства и взрослости, как противопоставленные друг другу, теряют смысл. Существует только два четко физиологически определенных возраста: младенчество и старость. Остальные люди относятся к группе неопределенного возраста, после которого наступает пенсия.

Д. Элкинд поддерживает данный тезис, утверждая, что современный ребенок уже плохо вписывается в традиционный детский возраст, ибо различия между взрослыми и детьми могут быть менее значимыми, чем различия между группами (этническими, социальными и др.) (Elkind, 1997, 2001).

Иными словами, можно говорить о том, что само понимание взрослости сегодня выглядят расплывчато и неопределенно. А классическое определение детства, как «периода, на протяжении которого ребенок находится вне производительной и социальной деятельности общества под опекой и протекцией взрослых» (Карабанова, 2005), требует уточнения.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF с сайта

Список литературы

1. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эль­конин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии: Научный журнал. – 1988. – №3. – С. 20–29.
2. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Мышление и речь / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
3. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – С. 224–269.
4. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Орудие и знак в развитии ребенка / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – С. 5–91.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
7. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
8. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №2. – С. 5–10.
9. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №4. – С. 27–36.
10. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т.9. – №3. – С. 71–80.
11. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Расска­зова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд развития интернета, 2013. – 144 с.
12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нес­тик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017. – 375 с.
13. Толстых Н.Н., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В., Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Социальная возрастная психология. – М.: Академический Проект. Серия Gaudeamus. 2019. – 345 с.
14. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – №4. – С. 7–24.
15. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. – №2(19), апрель-июнь 2009. – С. 28–32.
16. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. – 1992. – №3. – С. 7–13.
17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
18. Elkind, D. The Death of Child Nature: Education in the Postmodern World. Journ. Phi Delta Kappah March 1997. – Р. – 241-245.
19. Elkind D. The Hurried Child: Growing Up Too Fast Too Soon. Cambridge: Perseus Publishing, 2001. – 244 p.
20. Children and screens: A survey by French pediatricians. R. Assathiany, E. Guery, F.M. Caron, J. Cheymol, G. Picherot, P. Foucaud, N. Gelbert, Association francёaise de peґdiatrie ambulatoireg Groupe de peґdiatrie geґneґralef. Archives de Peґdiatrie 25 (2018). – Р.84–88.
21. Digital Childhoods: Technologies and Children’s Everyday Lives / Danby S.J., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. (eds.). Springer, 2018. Vol. 22. – 287 p.
22. Moore K., Kinghorn A., Bandy T. Parental Relationship Quality and Child Outcomes across Subgroups. [Электронный ресурс] // Child Trends. 2011. 11 p. URL: http://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2011/04/Child_ Trends-2011_04_04_RB_MaritalHappiness.pdf (дата обращения: 17.10.2019).
23. Morrow V. Understanding Children and Childhood. 2nd ed. Lismore: Centre for Children and Young People, Southern Cross University, 2011. – 35 p.
24. The Palgrave handbook of childhood studies / Qvortrup J., Corsaro W.A., Honig M.S., Valentine G. (eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2016. – 452 p.
25. Postman N. The Disappearance of Childhood. N. Y.: Delacorte Press, 1982. – 177 p.
26. Qvortrup J. Childhood in the Welfare State // European Childhoods: Cultures, Politics and Childhood in Europe / Eds. James, A.L. James. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 2008. P. 216–233.
27. Qvortrup J. Diversity’s Temptation – and Hazards’ // Childhood and Youth’: Conference: 8–19 July 2008 / Centre for the Study of Childhood and Youth, University of Sheffield. Sheffield: University of Sheffield. 2008. P. 1–9.
28. Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood// Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. №. 9. P. 1022–1038.
29. The State of Americans: This Generation and the Next: by Peter D. McClelland, Stephen J Ceci, Phyllis Moen, Elaine Wethington , Urie Bronfenbrenner. Softcover: Free Press, 2007. – 304 р.
30. Stornaiuolo A. Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents’ Interactions on Social Network Sites //Human Development. 2017. Vol. 60. №. 5. P. 233–238.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

культурно-исторический контекст детства, современное детство, взрослый, социализация, цифровая социализация