Статья призвана помочь детям и их родителям в сложный период адаптации к школе. Авторы рассматривают связь психологической готовности и успешности вхождения ребенка в школьную жизнь. Раскрываются показатели благополучия данного процесса и индикаторы зон риска. В статье последовательно освещается как подготовительные к школе этапы, так и непосредственно встраивание ученика в школьную жизнь, анализируются возможности поддержки первоклассников на этом интересном и непростом пути к взрослости. Даются ответы на вопросы, знает ли ребенок правила и способен ли их соблюдать без контроля со стороны родителей и других взрослых, готов ли ребенок строить отношения с педагогом и сверстниками в форме делового сотрудничества? Предоставляются рекомендации по оказанию психологической помощи для обеспечения благополучного вхождения ребенка в школьную жизнь.
Заканчивается летняя пора, и совсем скоро недавние дошкольники начнут новую, взрослую жизнь первоклассников. Эта удивительная трансформация сопряжена с фундаментальными изменениями, заметными уже в старшем дошкольном возрасте.
Вчерашний малыш и завтрашний школьник растет и крепнет, ему по силам более длительные физические и умственные нагрузки. Он становится более внимательным, дольше может заниматься монотонной деятельностью, и соблюдение норм приобретает особую значимость. Даже в играх дети не только сами стремятся следовать правилам, но и требуют этого от других. Дошкольник теряет детскую непосредственность, учится рефлексировать, оценивать свои достижения, думает о том, как его поступки выглядят со стороны. Иными становятся и представления ребенка о своем месте в окружающем мире. Точка отсчета в оценке своих и чужих поступков перемещается с эгоцентрических, сосредоточенных на себе ценностей, на моральные, общечеловеческие. Ребенок готов поступиться сиюминутными желаниями ради реализации принятого решения.
Природная детская любознательность уступает место интересу к учебе. Складывается внутренний план действий, который подготавливает ребенка к тому, чтобы решать задачи в уме, отвлекаться от внешних, наглядных признаков предметов, выделять существенные, порой скрытые от непосредственного наблюдения свойства. Его речь приобретает более осмысленный, последовательный характер. Он начинает оперировать сложными причинно-следственными связями. Увеличивается объем памяти, словарный запас, повышается внимание и т.д.
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".
1. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Пеленг, 1992.
2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. Ч. 2. – М.: Генезис, 2007.
3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. –
М.: Просвещение, 1992.
4. Ермакова И.В., Даниленко О.В. Цена адаптации и как ее снизить: оценка адаптации детей к школе // Народное образование. – 2009. – №4. – С. 248–256.
5. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дис. … д-ра психол. наук. – М., 2002.
6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –
М.: Сфера, 1995.
7. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение. 1986.
мотивационная готовность к школе, волевая готовность к школе, коммуникативная готовность к школе, интеллектуальная готовность к школе; показатели адаптации к школе; эмоциональное состояние ребенка в период адаптации; варианты психологической адаптации
Ваша корзина пуста