ISSN 1997-9657
       

Денисенкова Н.С., Счастная Т.Н. Современная игрушка: бедствие или культурная реальность?

Аннотация

Статья призвана помочь родителям разобраться в том, какое значение имеет игра и игрушка в жизни современного дошкольника, какие игрушки помогают ребенку войти в мир человеческой культуры, какова роль взрослого в развитии игровой деятельности. Рассматриваются психологические подходы к пониманию роли игры и игрушки в становлении личности и интеллекта ребенка, развитии его общения со взрослыми и сверстниками. Показывается, что внешний вид игрушки и ее функции определяются с одной стороны социокультурной реальностью, с другой – потребностями самого ребенка. Авторы, анализируя предпочтения современных мальчиков и девочек, предлагают преодолеть стереотипы в выборе игрушек. Рассматриваются зоны риска и ресурсы современных игрушек, компьютерных и других игр. Даются рекомендации о том, как правильно подобрать игрушку, учитывая психологию дошкольника.

Фрагмент статьи

Трудно встретить родителя, который бы не знал о том, что игра и игрушки очень важны для развития дошкольника. Одни родители ориентируются при выборе игр и игрушек на рекомендации педагогов и психологов. Другие полагают, что это чисто теоретические построения, не имеющие отношения к реальной жизни. Третьи хотят, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игрушек. Четвертые считают, что самое главное – принимать участие в детской игре, остальное определится в ее процессе. Всех вариантов родительского отношения к данному вопросу не перечислишь. Важно, что благодаря длительному психолого-педагогическому просвещению дошкольное детство стало прочно ассоциироваться с игрой, а родители озадачены выбором правильных игрушек (Осорина М.В., 2009; Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Нисская А.К., 2015; Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., 2005; Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С., 2013).

Исследования, посвященные изучению мнения родителей о том, зачем ребенку нужно играть, какова роль игры в психическом развитии, как подбирать игрушки в соответствии с возрастом, какие игрушки обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, показали наличие противоречивых точек зрения (Аррюс-Реведи Ж., 2015; Смирнова Е.О., 2009; Майофис М., Кукулин И., 2010; Смирнова Е.О., 2006; Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С., 2013; Sobkin V.S, Skobeltina K.N., 2012).

В одной статье невозможно рассмотреть все многообразие проблем, касающихся значения игры и игрушки в жизни ребенка. Основные вопросы, которые сегодня родители ставят перед собой и задают психологам и педагогам, можно сформулировать примерно следующим образом.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Аррюс-Реведи Ж. Незрелые родители и взрослые дети. – СПб.: Питер. 2015. – 320 с.
2. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Под ред. Е.О. Смир­новой. – Москва: Ломоносовъ, 2009. – 224 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. – СПб, Питер. 2001. С.56–79.
4. Комарова Г.А. Этнография детства: междисциплинарные исследования. Изд. 2-е, доп. – М.: ИЭА РАН, 2014. – 160 с.
5. Майофис М., Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты // Contra. 2010. Т. 14. № 1–2. – С. 6–17.
6. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988 – 429 с.
7. Осорина М.В. Секретный мир детей в про­странстве взрослых.– СПб.: Питер. 2009. – 304 с.
8. Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Нисская А.К. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции // Педагогика. – 2015. – №7. – С. 95–101.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 – 652с.
10. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Состо­яние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2005.– № 2. – С. 76–86.
11. Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.
12. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Ивано-ва А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. ХVII, Вып. ХХ1Х.– М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – 168 с.
13. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. центр. Владос, 1999. – 363 с.
14. Этнография детства / Под ред. И.С. Кона. – М.: Наука. 1992. – 270 с.
15. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с.
16. Sobkin V.S, Skobeltina K.N. Play Activity of Preschool Children: Joint Play with parents, Game Preferences and Favorite Toys // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – Т.5, №11. С. 1602–1616.
17. Zulfu Genc. Parents’ Perceptions about the Mobile Technology Use of Preschool Aged Children. // Journal of Procedia – Social and Behavioral Sciences Volume 146, 2014. PP. 55–60.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

игра, игрушка, психологическое значение современной игрушки, социокультурное влияние, потребности ребенка, родительская позиция