ISSN 1997-9657
       

Дерек Брин: «Scratch позволяет детям очень быстро делать вещи, на которые не способен взрослый»

№8 2016 Дерек Брин: «Scratch позволяет детям очень быстро делать вещи,  на которые не способен взрослый»
Аннотация

Дерек Брин – основатель ассоциации Instructional Design&Educational Media Association (IDIEM), руководитель группы педагогического дизайна лаборатории Массачусетского технологического института (MIT). Более 20 лет Дерек разрабатывает образовательные методики для школ и университетов, является одним из разработчиков языка программирования для детей Scratch, автором учебника «Scratch для детей» (Scratch for kids). Scratch используется в более чем 150 странах и доступен более чем на 40 языках.В рамках международной конференции по новым образовательным технологиям #EDCRUNCH, проходившей в Москве, Дерек Брин провел воркшоп, рассказал о языке Scratch, о своей книге и о значимости программирования для детей.

Полный текст

Дерек, в чем основные особенности языка Scratch?

– Scratch– язык программирования, созданный специально для детей. По сути, он представляет собой программу-конструктор, в которой дети не печатают код словами, а выстраивают его блоками, создают анимацию, заставляя рисунки двигаться. С помощью движущихся рисунков ребенок может создать не только мультфильм, но и игру, и интерактивную книжку, и многое другое. Scratch позволяет даже маленьким детям разрабатывать собственный дизайн, анимацию, игры. Особенностью программы является ее доступность, возможность использования символов и инфографики вместо букв, что дает возможность освоить ее, даже не владея английским языком.

Scratch – это не только язык программирования, это еще и полноценный инструмент разработчика. Одна из причин, почему я глубоко увлекся Scratch и начал писать о нем, – его многогранность, он позволяет и программировать, и рисовать, и писать музыку.

Дерек, вы профессиональный программист. Как возникла идея написать книгу?

– Ко мне обратились представители издательства «Джон Уайли и сыновья» и предложили написать книги для детей в серии «Для чайников». Так как я в то время был не занят, то ответил: «Конечно, я могу это сделать». Я действительно надеялся, что сумею научить детей некоторым любимым приемам использования языка Scratch, и что я действительно могу обучать Scratch, а не просто писать программный код. Поэтому я был очень рад сделать это. Написание книги – процесс увлекательный.

Чем привлекла вас работа над книгой?

– Больше всего мне понравилось открывать для себя маленькие хитрости Scratch. В этом мне помогала «Википедия по Scratch», которая дополняется и редактируется людьми по всему миру. Так, я обращался к «Scratch-Вики» каждый раз, когда, создавая игру или анимацию, не мог с чем-либо разобраться. Затем я обнаружил ссылки на случайные страницы Википедии, поэтому каждый раз, когда я застревал, я кликал на эти страницы. И каждый раз я открывал для себя что-то новое, о чем даже не подозревал, – мне кажется, это и нравилось мне больше всего. Так что я благодарен тем людям, которые внесли вклад в «Википедию по Scratch».

Как вы считаете, с какого возраста нужно начинать обучать детей программированию?

– Я привык думать, что обучение маленьких детей программированию или наличие множества электронных устройств в детских садах – не очень хорошая идея. Но я все равно был бы очень осторожен с обеспечением дет­садовских групп компьютерами, планшетами и телефонами. Не потому что я не хочу, чтобы пятилетние дети обучались программированию или графическому дизайну, а потому что дети и так много времени проводят с электронными девайсами вне дошкольного процесса обучения. Я считаю важным, чтобы в дошкольном возрасте у детей в детском саду были места, где они могли бы узнавать о разнообразии вещей, не отвлекаясь постоянно на девайсы.

Написанные мной книги предназначены для внеклассного обучения. Дома необходимо давать гаджеты детям, даже 3–4-летним малышам, с которыми они смогут играть. Как давно вы последний раз летали на самолете или ехали в поезде? Семьи путешествуют вместе, и почти у каждого ребенка в руках электронный гаджет. Для родителей это способ отдохнуть, а для детей – возможность заниматься тем, чем они на самом деле хотят заниматься, то есть либо смотреть мультфильмы, либо играть в видеоигры. Это начинается, когда ребенку всего лишь 2–3 года. Таким образом, к 4–5 годам дети проводят очень много времени с электронными устройствами.

Я хочу показать детям способы создания цифровых мультимедиа, как только они будут к этому готовы. Отличным примером является мой племянник Генри: он начал использовать Scratch Junior, когда ему было 4,5 – еще до того как научился читать. Генри создавал анимации и игры на планшете чаще, чем просто играл и смотрел анимационные фильмы. Сейчас ему 6,5 лет, и он пользуется Scratch – называет его «Scratch Senior» – и ему все проще дается программирование. Генри может создавать игры, в которые будет сложно играть детям его возраста. Это так вдохновляет меня! Этим летом мой племянник проводил уроки по Scratch в Массачусетском технологическом институте (MIT). Там есть команда Scratch, но раньше они ничего подобного не делали. На YouTube есть видео «Henry ScratchJr», где Генри 4,5 года и он рассуждает о Scratch Junior, рассказывает, почему он считает это крутым.

Создание анимации и программирование – занятия взрослых людей. Почему детям нравится заниматься такой сложной и кропотливой работой?

– Я хочу рассказать о термине, придуманном одним теоретиком и практиком образования, чьи труды сильно повлияли на мои работы. Его зовут Сеймур Пейперт. Сеймур Пейперт работал с Жаном Пиаже в 1950-х, а в середине 1960-х переехал в США, где стал трудиться в Массачусетском технологическом институте над технологиями для детей. Сеймур Пейперт стал со-разработчиком первого языка программирования для детей Logo, который можно считать чем-то вроде прародителя Scratch. Чем больше Сеймур работал с детьми, тем чаще замечал, как и мы сейчас, что им скучно в школе, а когда тебе скучно – ты не можешь учиться. А еще это означает, что ты не вовлечен ни в какие виды деятельности. В общем, если тебе скучно, это значит, что все слишком просто. Сеймур начал давать ученикам все более сложные задания. Однажды один из учеников, примерно 7–9 лет, который пытался программировать, сказал: «Это так сложно! Но это так весело!» Так Сеймур стал использовать словосочетание «сложное веселье», то есть, действительно, игры – это сложно, детские игры сложны, играть в «Майнкрафт» – сложно! Учиться чему-то новому – очень сложно.

Оказывается, десятками, сотнями лет мы совершали одну и ту же ошибку: думали, что нужно упрощать все для детей. Но это означало, что школа не будет такой интересной, как игры. Теперь мы сможем поднять уровень вовлечения детей, а я думаю, мы сумеем это сделать благодаря сложным заданиям.

Из личного опыта вы прекрасно знаете, что, когда получается решить сложную задачу, испытываешь чувство удовлетворения. Поэтому Scratch – один из отличных инструментов. Его очень просто начать использовать – у Scratch низкий потолок, но очень широкие стены, то есть можно двигаться во множестве разных направлений. Можно делать что-то сложное, пока не научишься это делать. Наверное, больше всего я люблю говорить родителям: одна из причин, по которой дети так любят Scratch, – он позволяет им очень быстро делать вещи, на которые не способен взрослый. Это переносится и на школу: когда я обучаю педагогов, мне очень важно сказать им, что уже через несколько часов они станут учениками, которые знают больше учителя. Необходимо, чтобы учителя привыкли к мысли, что они не обязаны постоянно быть единственными экспертами в классе.

Может ли ребенок создать шедевр с помощью Scratch?

– Конечно! Вы наверняка видели рисунки, сделанные 4–5-летними детьми, которые взрослые вешали на стену? Из всех моих работ любимая – та, которую я нарисовал, когда мне было 4–5 лет, а моя мама поместила ее в рамку. Это рисунок, нарисованный пальцами, на нем всего лишь 9 или 10 полос, но, вообще, это выглядит как забор в грозу, я даже не знаю, именно ли это я хотел нарисовать, но я создал нечто абстрактное, а это детям дается хорошо. С помощью Scratch они могут создавать что-то упрощенное или веселое.

Что бы вы посоветовали учителям, которые хотят привить детям любовь не только к правильному использованию новых технологий, но и к созданию технологий?

– Митчел Резник возглавляет исследовательскую группу «The lifelong kindergarten group» в медиа-лаборатории Массачусетского технологического института, которая занимается пробуждением воспоминаний о детских садах и вдохновляет нас разрабатывать идеи, как мы можем сохранить это игровое пространство. Митчел Резник много раз говорил, что если не учить ребенка программированию, это то же самое, что учить читать, но не учить писать. Мы закрываем детям доступ к этому новому виду грамотности. Слишком часто в детских садах и школах мы вручаем воспитанникам гаджеты, чтобы они могли почитать книгу или поиграть в математические игры, но действительно важно, что эти же гаджеты могут помочь создать интерактивную среду. Мы даем детям возможность стать частью интерактивной культуры.

ScratchJunior вышел всего лишь два года назад, был создан инструмент, который позволяет 4-летнему ребенку создавать интерактивную среду – это очень меня вдохновляет. Я не хочу, чтобы воспитатели думали, что они обязаны приносить технологии в класс. Но я хочу убедиться, что все они знакомы с технологиями, доступными для детей, которые могут подвигнуть ребенка на что-то вроде Scratch Junior или Scratch, оба полностью бесплатны и есть в открытом доступе. Также выходят новые инструменты: «Turtleart», с помощью которого дети могут с легкостью создавать сложные работы. Другой инструмент – «Music blocks» – позволяет им писать собственную музыку, используя блоки, как в Scratch. В программе «Tale blazer» ребенок может разрабатывать игры с виртуальной реальностью вроде «Pokemon Go».

Сейчас мы занимаемся созданием группы под названием «Scratch educator meetups», каждый месяц планируем проводить встречи в разных школах или компаниях по всей Москве, на которые могут прийти педагоги и ознакомиться с этими инструментами, поучиться и поделиться идеями друг с другом. Наши встречи мы начнем в октябре этого года, и это будет частью европейского проекта Codeweek – недели мероприятий, призванных популяризировать программирование и цифровую грамотность для всех в веселой и привлекательной форме, которые пройдут с 15 по 23 октября 2016 года.

Сегодня мы живем в мире стремительного развития технологий. Для того чтобы справиться с этими быстрыми изменениями и осмыслить мир вокруг нас, мы должны не только развивать понимание того, как работают технологии, но и развивать навыки и способности, которые помогут нам приспособиться к жизни в новой цифровой эре.

Беседовала Александра Мельцева

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.