ISSN 1997-9657
       

Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду

№1 2019 Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника  как субъекта деятельности и поведения в детском саду
Аннотация

В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы воспитания и развития дошкольника как субъекта деятельности и поведения в дошкольной образовательной организации, осуществляемого кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в течение нескольких десятилетий. Цель проведенного исследования – определение концептуальных подходов к воспитанию и развитию современного ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения в условиях детского сада.

Аксиологическое понимание ребенка как субъекта, способного авторизовать деятельность, войти в нее и развернуть в соответствии с собственным замыслом, видением, образом и результатом, способность оценить и изменить ее. Основу исследования составили идеи личностно-ориентированного и развивающего образования, подходы субъектоцентрированного и нелинейного построения содержания образования и форм поддержки ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе (сопровождение и противодействие).

Результатом исследования стала концепция воспитания и развития дошкольника как субъекта деятельности и поведения. В ней раскрываются исходные положения о ребенке как субъекте детских видов деятельности и поведения в дошкольном возрасте, разработанные петербургской научной школой кафедры дошкольной педагогики, положения о коллективном субъекте, принципы воспитания и развития ребенка как субъекта деятельности и поведения, принципы к обновлению содержания дошкольного образования и возрастосообразные методы его освоения детьми, принципы личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей, событийный, необыденный и ситуативный подходы к образовательному процессу в детском саду как базовым в развитии субъектности дошкольников. Новая компетентность современного педагога дошкольного образования – реактивность, оперативность, гибкость, вариативность в организации субъект-субъектного образовательного процесса.

Проведенное исследование позволяет увидеть необходимость изменений в дошкольном образовании, исходя из изменений, произошедших в современном ребенке за последнее десятилетие. Важными точками преобразований, исходя из концепции воспитания и развития ребенка как субъекта в период дошкольного детства, становятся: обновление содержания дошкольного образования, форм и видов детской деятельности, форм и методов субъект-субъектного взаимодействия педагога и детей, развитие процессов само- (самоорганизации, самодеятельности, самообучаемости, самооценки, саморегуляции) в образовании ребенка.

Фрагмент статьи

Интерес к ребенку как субъекту детской деятельности и поведения не случаен, очевидно, что такие субъектные проявления, как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность, творчество, рефлексивность – это необходимые качества для развивающейся личности, которые обуславливают достижение высоких результатов в любой сфере деятельности, обеспечивают социальное благополучие и человека, и общества в целом. Их развитие начинается с появления ребенка на свет, формируется с раннего и на протяжении всего дошкольного детства, во многом и потому, что дошкольный возраст является сензитивным для развития фундаментальных основ субъектности, ее постепенного наращивания. Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления и воспитания ребенка как субъекта деятельности и поведения.

Феномен детства – это феномен действа, главным итогом которого выступает порождение в ребенке субъекта и последующее овладение им собственной субъектностью (В.Т. Кудрявцев). Дошкольник как субъект дет­ской деятельности и поведения – это своего рода «автор» деятельности и поступка, включенный в психическую общность со взрослым (родителем, педагогом) и совершающий неповторимый вклад в совокупную деятельность с ним (сотворение деятельности). Ребенок как субъект деятельности осуществляет субъектные действия по развитию (проектирование, конструирование, построение как целого, видение ее образа и образца, результата) целостной деятельности, саморазвиваясь в ней (самодетерминируясь). И в этом смысле воспитание начинает выполнять помогающую функцию в становлении ребенка как субъекта деятельности и поведения, субъекта культуры (И.А. Колесникова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

Воспитание как особая гуманистическая практика педагога – это диалог и взаимодействие с ребенком, предъявляющие ему с одной стороны гуманистические ценности, отношения, социальные нормы и правила, приобщение к ценностному сознанию других. А с другой, не менее важной – помогающие (содействующие) ему вступить в отношения с самим собой и запустить само-процессы или самодвижение развития (самоидентификацию, самопознание, самосознание, включая саморегуляцию и рефлексию как высший уровень самосознания; самоопределение, самостоятельность, самоорганизацию, самоконтроль; самодеятельность, самовыражение, самообучаемость и саморазвитие). Воспитание ребенка как субъекта детской деятельности и поведения – это процесс, в котором существуют равноправно и вместе со- и само-процессы взрослого и ребенка и который основан на глубинном общении двух личностей.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Институт практической психологии, 1996.
2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-на-Дону, 1999.
3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – СПб., 2003.
4. Воспитательная деятельность педагога / Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2008.
5. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2017.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
7. Деркунская В.А. Поддержка детских инициатив как условие воспитания дошкольника как субъекта деятельности и поведения / Педагогическая наука и современное образование: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции 11 февраля 2016 года. – СПб., 2016.
8. Детская общность как объект и субъект воспитания: Монография / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М., 2012.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб., 2014.
10. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., 2008.
11. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 2001. – №4.
12. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. –М., 2001.
13. Поддьяков А.Н. Компликология. Создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. – М., 2014.
14. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. – М., 2013.
15. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1994.
16. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: Сборник научных трудов. – СПб., 1996.
17. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования // Под ред. Е.Д. Божович. – М., 2005.
18. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М., 1997.
19. Самобытность детства / Под ред. Н.Б. Крыловой. – М., 2007.
20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. – М., 2013.
21. Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 10–11 декабря 2015 г. – СПб., 2015.
22. Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании: Научно-методический сборник / Авторы: В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева, Е.А. Александрова, О.А. Мацкайлова, З.А. Аба­сов, А.Н. Тубельский и др. Научный редактор Н.Б. Крылова. – М.: НИИ школьных технологий, 2008.
23. Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. – М., 2009.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

субъект, субъектность, коллективный субъект, воспитание ребенка как субъекта деятельности и поведения, субъект-субъектное взаимодействие