ISSN 1997-9657
       

Детские психологи рекомендуют

№6 2009 Детские психологи рекомендуют
Полный текст

C первых дней игрушка занимает особое место в жизни ребенка. Она важнейший инструмент игры, с ее помощью ребенок познает окружающий мир. Именно поэтому очень важно, чтобы у малыша были качественные полезные игрушки, соответствующие его возрасту и позволяющие ему развивать нужные навыки и способности. На первый взгляд может показаться, что приобрести игрушки для ребенка несложно. Современный рынок предлагает игрушки на любой вкус. Однако родителям, да и работникам детских садов очень непросто среди всего многообразия определить, какие конкретно игрушки купить детям: заводную веселую обезьянку или спокойно шагающего бычка, очаровательную Барби или обычную куклу? Работники дошкольных образовательных учреждений, руководители, отвечающие за дошкольное образование, сходились во мнении, что необходима независимая экспертиза, которая определяла бы, какие игрушки действительно необходимы детям, способствуют их развитию и какие, наоборот, – опасны для здоровья. Идея экспертизы хорошая, но как ее осуществить?

Энтузиасты нашлись в Московском городском психолого-педагогическом университете, где при поддержке Московского город­ского департамента образования был создан Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек.

Основная задача работы Центра – проведение психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. Специалисты Центра разработали методику психолого-педагогической экспертизы разных видов игрушек и игровых материалов. Такая экспертиза позволяет оценить развивающий потенциал игрушки, ее пригодность для разных видов детской игры, возрастную адресованность, этические и эстетические качества. По результатам экспертизы игрушке может быть присвоен знак качества «Детские психологи рекомендуют».

В этом году специалисты Центра определили 10 лучших игрушек года. Церемония награждения победителей прошла в Большом зале Департамента образования Москвы.

С приветственным словом к участникам церемонии обратилась руководитель Департамента образования Москвы О. Н. Ларионова:

– Игрушки – наиболее распространенное средство воспитания и развития детей. Они помогают ребенку исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать чувства, учат общаться, познавать мир и себя.

Игрушки нового поколения существенно отличаются от традиционных, поэтому важно оценить развивающий потенциал современных игрушек и их влияние на развитие детей. В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает осуществление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек, учитывающей не только их санитарно-гигиенические качества, но и возможную роль в психическом развитии ребенка.

Руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, профессор, доктор психологических наук Е.О.Смирнова представила каталог «Лучшие игрушки», в котором опубликованы фотографии и описания игрушек, а также экспертные заключения специалистов центра. Рассказывая о проделанной работе, Елена Олеговна отметила:

– К сожалению, далеко не все современные игрушки можно назвать средством развития и воспитания. Многие из них не только не способст­вуют развитию детей, но даже препятствуют ему. По нашим данным, около 80 % современных игрушек не пригодны для развивающей детской игры ни в каком возрасте.

И все же у нас есть хорошие игрушки – и отечественные, и импортные. Но они порой незаметны среди огромного количества ярких и технологичных изделий игрушечной промышленности. Наша задача – выделить их, сделать заметными, рекомендовать именно их, потому что это действительно хорошие, развивающие игрушки. Естественно, возникает вопрос: что мы называем хорошими развивающими игрушками? Существует мнение, что хороши только экологически чистые, деревянные игрушки. Это не совсем так: они могут быть и пластиковыми, и картонными, и тряпичными, и резиновыми. Еще одно распространенное представление, что развивающими являются те игрушки, которые обучают. Но это глубокое заблуждение. Ребенок развивается не тогда, когда он запоминает готовые знания, а когда творит, ищет решение, пробует что-то сделать сам. Словом, развивающими делает игрушки та деятельность, которую с ними можно осуществлять. Это и есть главный критерий отбора лучших игрушек. Несколько слов о том, что отличает хорошие игрушки и как мы их выбираем.

Прежде всего, такие игрушки психологически безопасны. Они не несут ничего жестокого, агрессивного или уродливого. Напротив, они стимулируют заботливое, гуманное отношение к другим или интерес к игре.

Но главное, что эти игрушки стимулируют осмысленную, самостоятельную игру, пробуждают детскую инициативу и позволяют проявить себя и свои способности. Они побуждают не только внешнюю, двигательную активность, но и внутреннюю – воображение, мышление, эмоции и пр. Для каждого возраста и каждого вида активности нужны особые качества игрушки.

И, конечно же, хорошие игрушки должны быть качественно сделаны. Если у машинки отваливаются колеса, а у куклы проваливаются глаза, играть с ними невозможно.

Именно такие игрушки мы отобрали для своего каталога. Одни из них попали к нам на экспертизу, другие мы сами выбрали на выставках и на полках магазинов. Конечно, далеко не все хорошие игрушки мы смогли охватить. Уже сейчас мы видим много тех, которые могут быть рекомендованы психологами. Надеюсь, что наша сегодняшняя церемония будет началом доброй традиции своеобразного поощрения хороших игрушек и их производителей. Но сегодня мы выбрали только 50 лучших игрушек, из которых 10 – самых лучших, каждая из которых является победителем в своей номинации. Теперь любой неопытный родитель сможет выбрать для своего малыша игрушку не только красивую и модную, но и полезную.

На церемонии были представлены 10 лучших игр и игрушек в 10 номинациях. Состоялось вручение дипломов и премий производителям этих игр и игрушек.

Игрушки-победители, отобранные по результатам психолого-педагогической экспертизы в 2009 году, рекомендованы Департаменту образования для оснащения детских учреждений города Москвы.

В номинации «Играем вместе» победила игра «Доктор Ежик». Самой универсальной игрушкой назвали «Звучащие шарики». Лучшей игрой в приключения стал набор «Семейная яхта». Оригинальным решением традиционной игрушки назвали «Веселую пирамидку», а возрождением сказки – пазл «Репка».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.