ISSN 1997-9657
       

Детские сады наукограда

№3 2008 Детские сады наукограда
Полный текст

Подмосковный Троицк исторически сложился вокруг комплекса научно-исследовательских институтов. В настоящее время в Троицке десять НИИ, один из которых имеет статус Государственного научного центра. Уровень высшего образования среди жителей Троицка составляет 42,3% – это в 3 раза выше, чем в среднем по России. В элитные вузы отсюда поступает в 100 раз больше выпускников школ, чем в среднем по стране. В 2007 году городу присвоен статус наукограда. Известно, что растить научные кадры необходимо с раннего возраста. Как в Троицке организована система дошкольного образования, как ведется подготовка детей к школе? Чтобы ответить на эти вопросы, мы отправились в Троицк. В поездке нас сопровождала редактор-составитель одной из наиболее популярных современных образовательных программ по дошкольному образованию в России – «Программы воспитания и обучения в детском саду» – Маргарита Александровна Васильева.

Основные направления развития дошкольного образования города Троицка Московской области на 2008–2010 год:

  • обеспечение доступности образовательных услуг дошкольных учреждений для всех слоев населения;
  • обеспечение дошкольными образовательными услугами в соответствии с потребностями населения;
  • увеличение сети дошкольных образовательных учреждений в городе;
  • создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей, в том числе детей с ограниченными возможностями;
  • укрепление здоровья детей, развитие разнообразных форм здо­ро­вье­сберегающей деятельности в дошкольных учреждениях;
  • внедрение современных технологий, разработка авторских программ, экспертиза и утверждение их в учреждениях повышения квалификации;
  • совершенствование программно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений;
  • улучшение кадрового обеспечения дошкольных образовательных учреждений; повышение профессиональной компетенции руководящих и педагогических кадров;
  • взаимодействие с семьей;
  • активизация взаимодействия дошкольных учреждений с окружающим социумом, СМИ.

– Статус наукограда ко многому обязывает, и мы стараемся ему соответствовать, – рассказывает Серафима Андреевна Иконникова-Сараева, главный специалист Управления образования города Троицка.

– Все наши шесть детских садов имеют первую категорию и являются Центрами развития ребенка, что позволяет оказывать разнообразные образовательные услуги в соответствии с имеющимися условиями и требованиями, предъявляемыми к учреждениям первой категории.

Первый детский сад, куда мы отправились вместе с Серафимой Андреевной, – № 2 «Рябинка». В группах уютно и комфортно, много игрушек, книг, обучающих пособий.

Здесь созданы необходимые условия для всестороннего развития детей, в детском саду есть бассейн, зимний сад, изостудия, кабинеты для логопедов, видеосалон, интеллектуально-экологическая комната. Это единственный сад в городе, где есть компьютерный класс. Открыт он был более 20 лет назад, на заре компьютерной эры.

Воспитатели уделяют значительное внимание возрождению нравственности, культурных традиций.

Гордость детского сада № 6 «Солнышко» – мини-стадион, где дети могут заниматься бегом, прыжками, преодолевать полосу препят­ствий, проводить эстафеты. В этом саду шесть коррекционных групп, физическому развитию здесь уделяют значительное внимание.

В детском саду № 7 особый упор сделан на нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Маргариту Александровну Васильеву интересовало, какие программы развития используют в детских садах.

– Педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования ориентирована на использование вариативных развивающих общеобразовательных программ, учитываю­щих индивидуальные особенности детей. Детские сады сейчас имеют право самостоятельно выбирать программы, – рассказывает Серафима Андреевна,

– наши ДОУ работают по «Программе воспитания и обучения в детском саду», потому что она соответствует всем современным требованиям, к ней прилагается большое количество методических рекомендаций и конспектов для разных групп по разным направлениям. Правда, конспектов хотелось бы больше.

– Работа ведется, – сообщила Маргарита Александровна Васильева. Основная задача дошкольных учреждений Троицка – охрана и укрепление здоровья детей.

– Родители хотят видеть детей образованными и развитыми, – делится мнением Серафима Андреевна, – они стремятся, чтобы дети посещали как можно больше кружков, дополнительных занятий. Возможности предоставлять дополнительные услуги у нас есть, но во всем необходимо знать меру. Детей нельзя перегружать. Нас очень беспокоит проблема состояния здоровья детей. У нас разработаны программы закаливания, под строгим контролем организация питания и режим дня. Не секрет, что рост заболеваемости наблюдается в адаптационный период, когда дети начинают посещать детский сад. Мы стараемся избежать этой проблемы, ведем разъяснительную работу с родителями. Специалисты дают рекомендации, как подготовить детей к посещению дет­ского сада.

Все детские сады Троицка имеют финансовую самостоятельность.

– Я сторонник самосто­ятельности, – под­чер­кивает Серафима Андреевна. – На каждое учреждение в соответствии с нормативами города выделяется бюджет.

Остальные средства планируются из внебюджетных источников: это оплата родителей, дополнительные услуги. Руководитель, как хороший хозяин, должен видеть, сколько у него в кармане (на счету) денег и планировать, на что их потратить в первую очередь. А когда это все закрыто, находится в общем котле, планировать что-то сложно. Конечно, работа очень тяжелая, много проблем с организацией конкурсов, аукционов, но выгода несомненна.

Конечно, есть в дошкольном образовании Троицка вопросы, которые предстоит решить: как и во многих регионах, не хватает мест в детском саду, существует кадровая проблема, из-за низкого социального статуса и невысокой оплаты труда молодежь неохотно выбирает профессию воспитателя. Впереди много планов: расширять работу с родителями через использование новых форм: трансляции по Троицкому телевидению роликов о дошкольных учреждениях города, прямые эфиры с работниками Управления образования, с руководителями ДОУ, использование печатных материалов в местных СМИ, издание газет в учреждениях, горячие телефонные линии, интернет-линии и многое другое.

– Мы стремимся, чтобы система дошкольного образования Троицка представляла собой гибкую многофункциональную сеть, – подводит итог Серафима Андреевна.

Наша поездка в подмосковный Троицк оказалась познавательной и содержательной. Мы поблагодарили гостеприимных хозяев, а Серафима Андреевна подарила нам на прощание стихи:

Наш Троицк – город молодой,
Ему лишь тридцать лет.
Читателям журнала
Мы шлем большой привет!

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.