ISSN 1997-9657
       

Детские сады России: результаты рейтинга РИА Новости

№6 2012 Детские сады России: результаты рейтинга РИА Новости
Полный текст

В международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости прошла пресс-конференция на тему «Детские сады России: результаты рейтинга РИА Новости».

Исследование проводилось в рамках проекта «Социальный навигатор» при поддержке Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования среди государственных дошкольных образовательных учреждений восьми пилотных регионов РФ: Республики Марий Эл, Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Волгоградской, Псковской и Ростовской областей, городов Москва и Тольятти (Самарская область).

Руководитель проекта «Социальный нави­гатор» РИА Новости И.Е.Ясина назвала те­му пресс-конференции «крайне важной и жи­вотрепещущей».

– О том, что детских садов не хватает, знают все, а о других проблемах мы и думать забыли, – отметила И. Е. Ясина.

Заместитель руководителя Центра социальных рейтингов РИА Новости Н.В.Тю­рина в своем выступлении выделила тот факт, что последний рейтинг по детским садам выходил в нашей стране десять лет назад.

– Мы попытались сделать свой рейтинг на основе современных критериев и с использованием лучших специалистов, – подчеркнула Н.В.Тюрина.

В исследовании, которое проводилось с января по апрель 2012 года, приняли участие 1979 дошкольных образовательных учреждений. Оценка проводилась по множеству критериев, сгруппированных по трем основным направлениям:

  • условия, созданные для ребенка в дет­ском саду;
  • педагоги, работающие с детьми в дет­ском саду;
  • дополнительные услуги в детском саду.

Выводы, которые сделали эксперты РИА Новости и Института психолого-педагогических проблем детства РАО, не утешают: отечественные ДОУ с точки зрения условий содержания детей и работы педагогов соответствуют современным требованиям лишь на «тройку». И только 3% соответствуют оценке «хорошо».

Лидером рейтинга стал детский сад №19 из Волгограда (сводный индекс 60%), второе место занял Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Росток» из Йошкар-Олы (58,8%), третье – москов­ский детский сад №733 (55,3%). Большинство дет­ских садов расположились в диапазоне от 55% до 28%, то есть получили оценку «удо­влетворительно».

При анализе детских садов выяснилось, что большинство ДОУ имеют музыкальный зал, спортивную площадку. Больше половины детских садов – спортивный зал. И только небольшое количество детских садов оборудовано бассейном, хотя много говорится о важности детского здоровья.

Вместе с тем, выяснилось, что в разных направлениях критериев оказались разные оценки. Например, ситуация по критерию «Условия, созданные для ребенка в детском саду» намного лучше, чем по другим группам. Здесь лидирующие места занимают детские сады города Тольятти и Ханты-Мансийского автономного округа.

Наиболее низкие оценки были получены по группе «Дополнительные услуги для детей, посещающих детский сад». Эта картина наиболее характерна для ДОУ, которые находятся в малых городах и сельской местности.

Директор Ин­сти­тута психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, кандидат педагогических наук Т.В.Волосовец от­метила, что россий­ская система дошкольного образования через 10–15 лет столкнется с дефицитом специалистов. Главная проблема, которую постоянно поднимают средства массовой информации, – это нехватка детских садов. По последним данным Минобрнауки, очередь в дошкольные образовательные учреждения выросла до 2,4 млн человек, а перед летними каникулами она составляла 2,1 млн человек. Хорошо, конечно, что повышается рождаемость, но страна оказалась к этому не готова.

– Одна из самых важных проблем, которая, на первый взгляд, скрыта, – кадровая, – под­черкнула Т. В. Волосовец. – Профессиональ­ные кадры – условие, без которого невоз­можно достижение высокого качества до­школьного образования.

Средний возраст педагогов в дошкольном образовании – 45–50 лет, в Москве – около 38 лет. Это значит, что буквально через 10–15 лет в силу возраста они уйдут на пенсию. И мы увидим колоссальную кадровую дыру, которую мы пока не готовы заполнить. Ситуация с подготовкой кадров в дошкольные образовательные учреждения стоит достаточно остро. Прием на дошкольные факультеты вузов не увеличивается. По разным причинам закрываются педагогические колледжи. Следовательно, через определенное количество лет мы можем оказаться без педагогов.

Сейчас готовится программа по строительству дошкольных образовательных учреждений, о которой уже заявила вице-премьер О. Ю. Голодец. Планируется в целом по Российской Федерации увеличить количество мест в детских садах на 500 тысяч. Но вопрос – кто придет в эти учреждения работать?

Вторая проблема, которая сейчас выявляется, – проблема модернизации существующих программ дошкольного образования и разработки новых.

Родители хотят, чтобы дети, с одной стороны, разносторонне развивались – и физически, и психически, и интеллектуально. Но есть родители, которые хотят, чтобы их ребенок в будущем стал музыкантом, спортсменом или художником, то есть чтобы уже в школьном обучении он вышел на какую-то профессиональную подготовку. Следовательно, необходимы именно такие программы, которые могли бы удовлетворить запрос родителей. А таких программ сегодня практически нет или же они не востребованы в детских садах. Причина в том, что многие дошкольные учреждения привыкли работать по старинке, используя ту программу, которую использовали 10–20 лет назад. Но у этой проблемы есть и другая сторона – модернизация программ требует определенных усилий со стороны научных работников.

Ректор Мос­ков­ской педагогиче­ской академии дошкольного образова­ния, доктор психо­ло­гических наук Н.Е.Веракса акцентировал внимание собравшихся на том, что сегодня меняется само содержание детства.

Происходит отставание в образовательном содержании, которое предлагается дошкольными учреждениями, и той реальностью, в которой оказываются дети. Почему дети перестают играть? Потому что система образования не учитывает те обстоятельства, в которых проживают дети? Или же потому, что дети нашли замену игре в виде электронных гаджетов?

– Нужны дополнительные большие исследования не только рейтинговые, но и содержательные, чтобы понять ситуацию, которая сейчас складывается в культуре дошкольного детства, – подчеркнул Н.Е.Веракса.

Традиционные формы социализации детей, которые складывались исторически, сейчас нарушены. Мы видим, как в разных странах на традиционную культуру накладываются глобалистские тенденции. Дошкольное образование тоже должно на них реагировать. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – тоже очень серьезная проблема. Мы говорим об экологии в общем контексте, а экология должна пронизывать сознание ребенка.

Дошкольное образование – область, требующая специалистов самого разного уровня. Но без серьезного фундаментального финансирования будет чрезвычайно трудно.

Руководитель образовательных проектов Всемирного Банка в России, кандидат педагогиче­ских наук Т. Г. Шмис рассказал об основных отличиях отече­ственного и зарубежного дошкольного образования.

Россия по сравнению со странами с похожим подушевым доходом населения имеет очень неплохую систему дошкольного образования. По рейтингованию Всемирного банка мы находимся на одном уровне с Турцией, некоторыми азиатскими странами. Но нам еще много нужно сделать, чтобы догнать те страны, за которыми мы тянемся.

У нас в стране в последнее время принято много говорить о модернизации и модернизационных сдвигах. Экономисты говорят, что настоящая модернизация в дошкольном образовании начинается тогда, когда растут расходы на дошкольников, которые в остальном мире называют инвестициями. Исследования показывают, что один вложенный в дошкольное образование доллар возвращается шестикратно на развитие страны.

В России подобные инвестиции могли бы работать более разумно. Приведу простые примеры. Известно, что строительные нормативы для детских садов были немного обновлены в 1980-е годы. Поэтому новые строящиеся детские сады с трудом могут называться современными. Если мы придем в детские сады Швеции, Финляндии или Норвегии, то увидим совершенно другие учреждения. Это места, где есть открытые пространства, дети свободно переходят между помещениями, общаются с детьми других групп. Они могут есть, а могут не есть, могут спать, а могут не спать. То есть – там есть свобода. Модернизация состоит не в том, чтобы создавать новые места, а в изменении сознания и подходов.

Ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем дет­ства РАО, кандидат педагогических наук Б. Б. Егоров поделился собственным опытом:

– Я в прошлом воспитатель и заведующий детским садом. Участвовать в исследовании по составлению рейтинга детских садов мне было интересно как педагогу-дошкольнику.

Мне думается, что стоит и развитым странам приехать к нам поучиться нашей системе дошкольного образования. На протяжении многих десятилетий доказывалось, что это одна из самых продуктивных систем. Другое дело – какие мы предъявляем требования. Наши родители предъявляли одни требования, современные родители другие.

Можно говорить, что результаты исследования оказались ожидаемыми. Радует, что оценку «неудовлетворительно» получило очень малое количество детских садов. Сегодня, если спрашивать у родителей, как там, в детском саду, большинство скажет «нормально». А это и есть оценка «удовлетворительно».

Одна из самых больших проблем была закрытость системы дошкольного образования России. Детский сад – это территория, о которой родитель может узнать только из разговора с другим родителем, который уже водит в этот детский сад ребенка. Даже в Москве, одном из самых благополучных регионов дошкольного образования, очень трудно получить информацию, что там внутри детского сада, чему там учат.

Понятно, что этим рейтингом мы не можем ответить родителям на вопрос, как попасть в детский сад. Своим исследованием мы пытались ответить на три вопроса: какие условия в детском саду, какой воспитатель и чему там научат.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.