ISSN 1997-9657
       

Детский сад будущего

№1 2007 Детский сад будущего
Полный текст

Л.Л. Бурмистрова

Дошкольное образование в нашей стране имеет многолетнюю историю и богатейший опыт. В последнее время в системе дошкольного образования происходят значительные изменения: дошкольные образовательные уч­реж­дения ищут новые формы и методы работы, стремятся, чтобы в детском саду дети чувствовали себя комфортно. Многие достигли в этом направлении значительных успехов. Возникла необходимость выявить, какие детские сады являются лидерами дошкольного образования. Чтобы определить лучших, в рамках осуществления постановления правительства Москвы «О реализации приоритетного национального проекта «Образование» в городе Москве» был проведен городской конкурс «Детский сад будущего».

Конкурс важный и нужный

Подобный конкурс в Москве проводился впервые и стал значимым событием для системы дошкольного образования.

– Идея конкурса назрела давно, – рассказывает Евгений Евгеньевич Крашенинников, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и развития факультета социальной психологии Московского психолого-педагогического уни­верситета. – Сейчас меняется семья, отношения в ней, дети дошкольного возраста уже другие. И понятна необходимость найти действительно нечто новое. Но не просто так, первое что пришло в голову, а что-то веское, обоснованное. Новое не должно быть случайным.

– Детские сады с энтузиазмом откликнулись на предложение принять участие в конкурсе, – продолжает разговор Мария Михайловна Цапенко, заместитель начальника дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы. – В системе дошкольного образования работают профессионалы, которые постоянно творят, придумывают, разрабатывают что-то новое. Им всегда свойственно мечтать о чем-то большем, стремиться к совершенствованию, ведь дошкольный возраст – это такой период в жизни ребенка, когда все впереди. Малыш только пришел в этот мир, и хочется на этом этапе дать растущему человеку как можно больше пользы. Системе дошкольного образования это вполне по силам.

Сложная задача для экспертов

На первом этапе заявки на участие в конкурсе представили 34 детских сада. Компетентное жюри, в состав которого вошли ведущие специалисты вузов Москвы по дошкольному образованию, отобрало 14 наиболее интересных заявок.

Дошкольные учреждения, вышедшие во второй тур, разработали подробные, основательные проекты детских садов будущего. Перед экспертами стояла непростая задача: выбрать среди них четыре лучших.

– Задача у нас очень сложная, но ин­тересная, – говорит Мария Михайловна Ца­пенко. – Каждый проект содержит что-то новое, уникальное, о чем можно заявить, идею, которую можно реализовывать.

– Когда мы посмотрели проекты, представленные на конкурс, – делится впечатлениями Людмила Александровна Самойленко, главный специалист Управления дошкольного и общего образования Москвы, – поразило их разнообразие и инновационность. Подобные проекты могут стать основой для создания новых нормативных документов, методических разработок. Приятно, что детские сады серьезно подошли к конкурсу. Многие из них уже давно используют новые методы работы и готовы ими поделиться.

Дошкольным учреждениям были даны очень жесткие сроки подготовки к конкурсу, поэтому шанс победить имели только те учреждения, у которых есть готовые решения каких-то проблем, готовая модель детского сада будущего. А для тех, у кого идеи только зарождаются, конкурс – это большой толчок вперед к достижению поставленной цели.

Несколько часов эксперты напряженно работали, тщательно изучали проекты и оценивали их.

– Я считаю, что мы вышли на новый содержательный уровень, – уверена Наталья Сергеевна Денисенкова, доцент кафедры развития МГППУ. – На конкурс представлены не просто какие-то абстрактные картинки, а конкретные проекты, основанные на научно-теоретической базе с описанием предполагаемых результатов работы, которую собирается проделать то или иное дошкольное учреждение. Это новый уровень проведения таких конкурсов.

У экспертов, вошедших в состав жюри, есть опыт практической работы, они знают, как работает дошкольное учреждение, и имеют теоретические представления, как оно должно работать. Это дает им возможность оценить, формально ли написаны проекты, простой набор стандартных фраз из учебника или дейст­вительно реальные разработки, реальные схемы и конкретные пути решения существующих проблем.

– Мне очень понравился проект, связан­ный с музейной педагогикой, – рассказы­ва­ет Евгений Евгеньевич Крашенинников. – Предста­вивший его детский сад давно со­трудничает с Третьяковской галереей. Пе­да­­гоги пробуют довольно тонко работать с детьми. Можно ведь просто отвести детей в музей и показать им картины. Однако таким образом нельзя привить любовь к искусству, скорее, наоборот, пропадет всякий интерес. Даже взрослый должен быть подготовлен к просмотру картин. Работники детского сада пытаются делать музейное пространство живым. Применять какие-то новые формы, например, музейную игру, привносить музейную культуру в окружающую жизнь. Сделать так, чтобы эстетическое пространство входило в детский сад, в жизнь ребенка, в том числе за счет того, что дети начинают больше рисовать и понимать, что рисование – не просто развлечение – оно создает продукт, который интересен окружающим.

После скрупулезных подсчетов жюри определило 4 лучших проекта, которые и вышли в следующий тур. Теперь экспертам предстояло посетить эти детские сады, посмотреть, что дошкольные учреждения успели сделать, оценить перспективы их развития и возможности осуществления представленных проектов.

Будущее за интеграцией

Первым образовательным учреждением, куда отправились эксперты, стал детский сад №1456 Центрального административного округа. «Интегративный детский сад – дет­ский сад будущего» – так назывался представленный им проект.

ДОУ №1465 было создано в 1996 году как учреждение комбинированного вида. На базе этого детского сада была открыта городская экспериментальная площадка по теме «Интеграция детей с генетическими нарушениями в среду обычных сверстников». Коллективом детского сада накоплен значительный опыт работы с интегративными группами. В настоящее время в структуру детского сада входят три интегративные возрастные группы. Их посещают как дети с особенностями развития, так и их обычно развивающиеся сверстники. Число детей в группах в последнее время увеличилось до 20–22 человек. Это произошло потому, что возросло число желающих посещать детский сад. В каждой группе работают два воспитателя, младший воспитатель, логопед, дефектолог и психолог.

Опыт работы показывает, что в интегративных группах должно быть определенное соотношение нормально развивающихся детей и детей с патологиями. Предпосылкой для успешного осуществления коррекции и интеграции детей с нарушениями развития в социум служит комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика каждого ребенка с последующей выработкой и осуществлением индивидуальных программ коррекции и социализации.

– Интегративный детский сад, – считает Марина Семенович, логопед, директор центра «Тверской», – это не только интеграция детей, но и тесное сотрудничество, интеграция разных специалистов: педагогов (воспитателей, логопедов, дефектологов), психологов, врачей (невропатологов, детских психиатров, педиатров).

В интегративном детском саду все дети имеют возможность развиваться в соответствии со своими способностями, здесь они обретают перспективу участвовать в жизни общества, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Счастливы дети – счастливы родители

В интегративных группах детям комфортно и уютно, они ходят в детский сад с удовольст­вием. Об этом экспертам рассказали родители детей, посещающих это учреждение.

– Когда мы впервые сюда пришли, – говорит Ирина Жарницкая, – поразила атмосфера: здесь приятные, дружелюбные, заботливые сотрудники. Это сразу бросается в глаза. Мой сын до этого не ходил в сад, и я опасалась, что ему будет сложно приспособиться к новой обстановке. К счастью, никаких проблем не возникло. Многие родители с опаской относятся к интегративным группам, в которых есть дети с особенностями развития. Я считаю, что уже с раннего возраста дети должны учиться общаться с теми, кто имеет какие-то проблемы, относиться к ним как к равным. Мне было приятно, когда, готовясь праздновать день рождения, мой сын сказал, что хочет пригласить Лизу, девочку с синдромом Дауна.

Ребенок ходит сюда с удовольствием, его не нужно заставлять, упрашивать. Я рада, что ему нравится. Здесь он не просто проводит время, а развивается, узнает много нового, каждый день насыщен какими-то знаменательными событиями. По дороге домой он всегда делится впечатлениями и ему есть что рассказать. Мероприятия, которые организовываются в детском саду, всегда увлекательны, запоминаются, в каждом есть какая-то изюминка. Причем интересно не только детям, но и взрослым. Родители и воспитатели охотно принимают участие в праздниках. В детский сад с удовольствием приходит даже моя старшая дочь, которой 10 лет. Здесь можно поиграть всем вместе.

– Это единственный детский сад, – присоединяется к беседе отец Лизы, девочки с синдром Дауна, – где моего ребенка взяли без всяких вопросов. Мы ездим сюда из Лианозово, так как там нет подобных учреждений. В детском саду моя дочь научилась общаться с другими детьми, просто общаться – это очень важно. Дети принимают ее как свою, не выделяя среди других. На нее никто не показывает пальцем.

– Нам повезло, что мы нашли такой дет­ский сад, – рассказывает дедушка одного из воспитанников. – Мой внук – ребенок гиперактивный, он и минуты не может усидеть на месте.

В детских садах, куда мы раньше ходили, у него всегда возникали сложности. Воспитатели по­стоянно ругали нас, ворчали, делали замечания. Когда переходили в другой детский сад, педагоги вздыхали с облегчением: наконец-то его забрали. Здесь подобных проблем не возникает. Воспитатели сумели найти к малышу подход, они знают, как направить его гиперактивность в нужное русло, как его заинтересовать.

– В этом садике создана маленькая ячейка профессионалов с большим потенциалом, – добавляет Сергей Голышев, папа мальчика с особенностями развития. – Маленький образ общества. Приятно, что здесь помогают детям с проблемами.

Нина Михайловна Иовчук, профессор Московского городского психолого-педагогического Университета, доктор медицин­ских наук, специалист детского сада №1465, не только работает в этом образовательном учреждении, но и водит сюда своих внуков:

– В садике хорошо всем детям, они отсюда не хотят уходить. Дети, которые пошли в школу, после уроков возвращаются в детский сад. На протяжении всего времени, что мои внуки посещают детский сад, я ни разу не услышала от них слово «ненормальный», «дурак», а тем более «даун» по отношению к детям с особенностями развития. Они относятся ко всем одинаково. Мне приятно, что мои внуки терпимы к другим детям, они никогда не будут показывать пальцем или смеяться над теми, у кого есть какие-либо дефекты. Терпимость нужно воспитывать с детства. Такие интегративные детские сады полезны не только детям с особенностями, но и обычным малышам. Как показатель нужности подобных детских учреждений – очередь в наш детский сад. Она существует не только для детей с особенностями, но и для обычных детей. Родители с удовольст­вием отдают сюда детей.

В интегративных детских садах интересно работать и педагогам.

– Во время учебы сначала в колледже, потом в институте я проходила практику в группах для детей с особенностями развития, – делится мнением молодой воспитатель, – было очень сложно, уставала психологически. Здесь все иначе. Когда видишь, как эти дети взаимодействуют с нормальными детьми, как они тянутся, стараются не отставать от других, быть лучше – это очень приятно. Видишь прогресс, результаты своего труда. В интегративных группах большой простор для творчества, здесь постоянно что-то придумываешь, стараешься найти такие формы занятий, чтобы было интересно всем детям.

– Каждому ребенку нужен мир, который принимал бы его всего целиком и без всяких условий, – подводит итог Мария Михайловна Прочухаева, заведующая дет­ским садом №1465. – И такой мир существует в нашем дет­ском саду. За годы работы накоплен положительный опыт, создан коллектив профессионалов, в который входят педагоги, психологи и специалисты-медики: воспитатели, помощники воспитателей, семейные психологи, игротерапевты, арт-терапевты, психоневролог, невропатолог, нейропсихолог, кинезотерапевт, логопеды, дефектологи, массажист. В нашем детском садике специалисты работают по прин­ципу междисциплинарной команды, где каждый специалист использует методы смежных специальностей, дополняя друг друга. Модель интегративного детского сада доказала свою эффективность. Она привлекательна для детей, родителей и специалистов. Нами наработан богатый материал, изданы книги об опыте работы интегративных групп. Мы верим, что в этих идеях есть большая польза, и наша большая интегративная потребность состоит в распространении этих идей по мере их развития.

«Детство в мире будущего»

Проект под таким названием представил на суд жюри коллектив детского сада №1938. Сотрудники этого учреждения всегда в поиске, изучают мировой опыт, передовые методики, стараются брать все самое лучшее и применять у себя.

В 1995 году на базе детского сада был открыт центр ранней социализации «Зеленая дверца». В основе его работы лежали идеи Зеленого дома известного французского педиатра и детского психолога Франсуазы Дольто.

«Зеленая дверца» открыта для детей от рождения до 4 лет и их родителей, прийти сюда может каждый – вход свободный. Здесь малыши получают свой первый социальный опыт, общаются, играют. В центре малыша принимают как отдельную самостоятельную уникальную личность. Приходя в «Зеленую дверцу» впервые, малыши знакомятся с правилами пребывания.

– Обычно дети легко и быстро понимают, что нужно следовать определенным правилам, кушать нужно только в специально предназначенном для приема пищи месте, нельзя выезжать на машинках в места, где ходят те, кто на них не катается, – рассказывает заведующая детским садом Анна Георгиевна Кадалова. – Так же естест­венно ребенок воспринимает то, что желание взять ту или иную игрушку может быть не только у него, но и другого. И жизнь в обществе начинается с уважения к себе и к другому, с умения решить проблему не бессловесно – кулаками, силой, а человеческим способом – словом.

Пребывание малыша в «Зеленой дверце» в будущем помогает ему безболезненно адаптироваться к детскому дошкольному учреждению благодаря постепенному отрыву от семьи.

Родители в «Зеленой дверце» имеют возможность пообщаться с собственным ребенком, понаблюдать за другими детьми, за тем, как складываются отношения их малыша со сверстниками, получить ответы на сложные вопросы воспитания, специалисты центра всегда готовы помочь родителям лучше понять своих детей, разобраться в накопившихся проблемах, откорректировать сложности во взаимоотношениях.

– Взрослые произносят монологи – как правило, о самих себе, – говорит Анна Георгиевна. – Не понимая, что ребенок нуждается в общении. Неважно, что ему 3 месяца. Он понимает все, ему не хватает лишь речевого аппарата. Человек может нормально развиваться, только когда выстроены межличностные отношения – прежде всего с мамой, папой, в семье. А в «Зеленой дверце» они находят еще и других людей. Таким образом, создается доверие к людям вообще.

За десять с лишним лет работы «Зеленой дверцы» ее посетили тысячи детей и родителей, причем не только жителей близлежащих районов, но и других городов. Сюда идут за опытом, советом, поддержкой. В нашем стремительно развивающемся мире родителям не всегда хватает мудрости самим разобраться в возникающих проблемах воспитания. Опыт работы «Зеленой дверцы» показывает, что необходимы консультационные центры, где родители смогут получить квалифицированную помощь.

Коллектив детского сада №1938 считает, что детские сады будущего могут применять разные формы работы.

– Детский сад будущего должен использовать передовые технологии, – убеждена Анна Георгиевна Кадалова. – Интернет, другие электронные средства информации дают сегодня широкие возможности для воспитания детей. В рамках проекта мы планируем открыть собст­венный портал. Родители смогут общаться в форуме, ведь часто случается, что им попросту не с кем обсудить проблемы воспитания, здесь же они смогут задать вопросы специалистам, зачастую многие стесняются идти за консультацией к экспертам.

У нас квалифицированный персонал, он всегда готов оказать поддержку. Родители детей, которые ходят в наше учреждение, будут иметь персональные странички-дневники, на них мы предлагаем записывать наиболее значимые события в жизни ребенка. Знакомясь с ними, воспитатели и специалисты будут иметь представление, чем малыш занимается дома, что ему интересно, смогут находить объяснение поведению ребенка, например, чем взволнован малыш. В свою очередь, специалисты будут делать записи о том, чем занимался ребенок в течение дня в детском саду, на что следует обратить внимание. Например, выяснить, почему ребенок не спал, и вместе попытаться разобраться в возникающих в связи с этим проблемах. Постоянное тесное сотрудничество родителей и педагогов необходимо.

26-й – вне конкуренции

В районе Южного Чертанова ситуация с дет­скими садами благополучная, очередей нет, и малыша можно свободно записать в детское образовательное учреждение. Если только речь не идет о детском саде №26. Он пользуется у родителей особой популярностью. Здесь очередь более 250 человек.

– Дело в том, – рассказывает одна из мам, – что здесь детям хорошо, они чувствуют себя как дома, да и родители могут обратиться сюда с любой проблемой. Мы, например, ждали второго малыша, но первый ребенок относился к этому очень ревностно. Не хотел мириться с тем, что у него будет братик или сестренка, твердил, что нам больше никто не нужен. К счастью, помогли специалисты, подсказали, как лучше поступить в этой ситуации, как найти нужные слова. Наша проблема была успешно решена. И конечно, у нас даже вопросов не возникло, в какой детский сад отдать нашего второго малыша – уже в очередь записались.

– Своего ребенка мы решили водить в дет­ский сад, когда ему исполнилось два года, – рассказывает мама Даши. – С выбором садика проблем не возникло. Стоит только пообщаться с другими мамами из нашего округа, обязательно порекомендуют 26-й. Начали с группы кратковременного пребывания. Я по своему первому образованию педагог-дошкольник. Мне было немного страшновато отправлять малыша в садик, знала с какими сложностями в период адаптации сталкиваются дети в дошкольных учреждениях. Но проблем никаких не возникло. Моя дочь ходит сюда с удовольствием.

Уже в двухлетнем возрасте нам предложили изучать английский язык. Я к этой идее относилась скептически, считала, что в два года еще рано изучать иностранный. Это смешно. Но все же решили попробовать. К моему удивлению, через несколько занятий девочка стала называть окружающие предметы по-английски.

Меня радует, что с раннего возраста дети привыкают к порядку. Еще меня учили, что все занятия и мероприятия должны проходить в группе, там дети спят, кушают, играют. Здесь не так. Для каждого рода занятий есть специально отведенное место: столовая, комната для игр, занятий рисованием. Дети не сидят как законсервированные в группе, а свободно передвигаются по территории детского сада.

Светлана Арсеновна Костенко водит в 26-й садик младшую дочь.

– 26-й в рейтинге первый, он вне кон­ку­ренции, – рассказывает она. – Девочка у меня ласковая, нежная. Помню, переживала, как она будет привыкать к детскому саду, как общаться с нянечками, воспитателями. Первый воспитатель, он как первый учитель, от него очень многое зависит. У нас все сложилось удачно. Дочка идет к педагогам как к близким людям, они, в свою очередь, к ней ласковы и внимательны. Никаких претензий у меня нет, только слова благодарности. Удивляет терпение, с каким нянечки и воспитатели относятся к детям, у них доброе, материнское отношение к чужим малышам, так могут только те, кто по-настоящему любит детей и приходит на работу по зову сердца, а не по долгу службы. Как известно, у детей с 2 до 3 лет период: я сам. И к этому воспитатели относятся с пониманием, несмотря на то, что в группах по 12–15 человек, и каждый требует внимания. Был случай, когда моя дочь решила сама одеться. Я считаю нормальным, когда детей, направляющихся на прогулку, нужно быстро одеть. Но мою дочь, которая копалась с сандалиями, пытаясь их самостоятельно застегнуть, терпеливо ждали, пока она сама не сдалась и попросила: помогите.

В этом садике замечательная подготовка к школе. Некоторые родители считают, что не стоит мучить детей, заставлять в раннем возрасте учиться. На мой взгляд, с ребенком нужно заниматься той деятельностью, которая ему интересна. Здесь этот принцип полностью выполняется. Если малыш не хочет учить буквы, его никто заставлять не будет.

– У моих детей очень тяжелое забо­ле­вание – аутизм, – взявшая слово мама не в силах сдержать слез. – Куда идти с такой проблемой? В очередь в поликлинику можно стоять годами. Специалистам, которые могут помочь, нужно платить сумасшедшие деньги. Я не могу. Да и медикаментозное лечение не всегда помогает. Кроме лекарств, ребенку необходимы забота, общение, внимание. Все это мои дети получают в детском саду. Одному из моих детей 6 лет. Он очень плохо идет на контакт. Но здесь уже есть успехи. В этот детский сад он ходит с удовольствием, и даже тянет меня сюда.

В одних структурах, куда мы обращались за помощью, говорят, что совершенно не на что надеяться, а здесь – что с ним нужно заниматься и любить. Если детсад выиграет конкурс, я буду счастлива. Не только за своих детей, но и за других, которые найдут здесь помощь. Важно, что это рядом, ведь таких детей сложно транспортировать.

– Мой сын не может ходить, – рассказывает мама одного из воспитанников, – здесь он с удовольствием занимается рисованием.

«РОДИНА» детям

– О конкурсе «Детский сад будущего» мы узнали недавно, – рассказывает Маргарита Андреевна Селис, заведующая детским садом №26, – но у нас такой богатый опыт, такие наработки, так что в сжатые сроки мы смогли все обобщить, объединить и представить проект, который называется «РОДИНА» – Российская открытая детская интегрированная научно-практическая ассоциация.

Название проекта не случайно. Россий­ская – потому что сюда вошел весь наш опыт, все наработки по духовно-нравственному воспитанию.

Открытая – означает, что к нам за консультацией, за поддержкой может обратиться любая семья. Сейчас мы готовимся открывать службу ранней помощи, она нам необходима, чтобы сделать наши консультации более доступными для большего числа родителей.

Детская – потому что мы работаем для детей и готовы решать все возникающие у них проблемы.

Интегрированная – потому что у нас очень большой блок дополнительного образования, серьезная психологическая служба. Приходя к нам, дети с родителями могут уже сейчас выбрать индивидуальный маршрут развития, вместе со специалистами определить, что больше всего интересно малышу, чем ему нравится заниматься. И в зависимости от его наклонно­стей и способностей определить занятия, которые малыш будет посещать. Научная – потому что без науки детский сад будущего невозможно представить. Научные наработки, рекомендации – это необходимая подпитка для развития. Ассоциация – это объединение всех служб и структур, которые у нас есть, плюс непрерывное сотрудничество с родителями.

И конечно, само слово «родина» имеет для детского сада №26 огромное значение. Здесь большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, изучению русской народной культуры. Не зная истории, традиций, культуры своего народа, нельзя стать образованным человеком.

С 2004 года под руководством Ирины Александровны Качаловой на базе детского сада работает экспериментальная площадка «Педагогическая поддержка детской деятельности на основе традиционной отечест­венной культуры».

– Мы пришли к созданию модели детского сада с этнокультурным компонентом, – рассказывает Маргарита Андреевна Селис, – у нас идет углубленная работа по изучению фольклора, традиций русского народа. В этом направлении мы работаем постоянно: на занятиях, организуем экскурсии в музеи.

Экспериментальная работа дает широкие возможности. В детском саду сложился единый творческий коллектив, где все готовы сотрудничать друг с другом, совместно решать любые проблемы. Специалисты разработали ряд авторских программ.

– В нашем представлении детский сад будущего, – подводит итог Маргарита Андре­евна Селис, – должен стать научно-методическим центром, в котором работают профессионалы, оказывающие помощь и поддержку и нормально развивающимся детям, и детям с какими-либо отклонениями.

Что возможно в «Тека Доме»

Детский сад №2356 Южного административного округа представил на конкурс проект «Тека Дом. Возможности, технологии, опыт практической реализации». – Наш проект родился давно, – рассказывает заведующая детским садом №2356 Марина Александровна Макарова. – Разнообразные «Теки» существуют в нашем садике уже более года: игротека, леготека, изотека, видеотека и т.д. Нам понравилась идея насыщения пространства различными «теками».

– Все «теки» работают в саду в течение дня, – присоединяется к разговору старший воспитатель детского сада №2356 Евгения Соломоновна Шабалина, – нагрузки у детей большие, учебные планы расписаны. Мы все время опекаем детей, контролируем. Каждый шаг должен быть запрограммирован. В этой текучке мы часто забываем о личности малыша. Необходимо пространство, где ребенок сможет себя проявить. Программное содержание необходимо перенести в игру. Бывает, только начинаешь играть с детьми, а время поджимает, нужно выполнять программу. Обучать можно и нужно через игру, не превращать детский сад в школу. Например, можно просто рассказать детям о насекомых. А можно пойти в видеотеку и показать им фильм. Видеотека расширяет образовательные возможности. А с каким удовольствием дети ходят в театротеку. Там у детей есть возможность сыграть любую роль: побыть Золушкой, Бэтменом, Снежной Королевой. Театр освобождает ребенка от отрицательных эмоций, дает свободу, раскрепощает, можно даже освободиться от каких-то негативных черт характера, выработать новую модель поведения, научиться самостоятельно решать свои проблемы.

Проект нашел понимание и у родителей. Они с удовольствием водят малышей в различные «теки» и охотно занимаются там с детьми.

– Мои дети ходят в детский сад уже более пяти лет, сначала старший, потом младший, – рассказывает папа одного из воспитанников. – Понял за это время, что в детском саду работают энтузиасты, которые вкладывают всю свою энергию и душу. При таком подходе любой проект, который внедряется, обречен на успех. Можно сделать что угодно: закупить мебель, игрушки, вложить кучу средств, но если подходить формально к обязанностям – проект ожидает провал. Меня подкупает в этом проекте то, что здесь формируется целостный холистический подход к воспитанию. Именно в раннем возрасте закладываются основные моменты развития личности. На мой взгляд, интересна идея развития личности именно в игровой форме. Дети с удовольствием участвуют в играх, раскрывая свои творческие способности. Еще один важный момент – работа с родителями. Ребенок чему-то учится в детском саду, а возвращаясь домой, сталкивается с другими требованиями, с другим подходом. Родители и педагоги должны действовать в тесном сотрудничестве, для этого необходим консультационный центр.

– Родителей мы воспринимаем как своих коллег, – подтверждает Марина Александровна Макарова, – у нас ведь общие задачи: совместными усилиями создать необходимые условия для развития малышей, сделать детство счаст­ливым. Мы стараемся научить родителей правильно использовать тот материал, который есть в детском саду, донести до них, что малышу необходимо общение и внимание. Дошкольное образование – это фундамент. Не секрет, что многие родители приводят малышей в дет­ский сад как в камеру хранения. Утром отдал – вечером забрал. А дальше? Многие предпочитают пройтись с малышами по магазинам. Интересно ли там детям, нужно ли им это? Наша задача научить родителей правильно общаться с малышом, чтобы они не ленились, оставались с детьми в детском саду.

Подводя итоги

Итак, все проекты были рассмотрены и детально изучены. Предстояло подсчитать баллы и определить победителей. Ими стали детский сад №26 Южного административного округа, представивший проект «РОДИНА» и детский сад №1465 Центрального административного округа, разработавший проект «Интегративный детский сад – детский сад будущего».

– Считаю, что результаты конкурса зако­но­мерны, – подводит итоги Николай Евгеньевич Веракса. – И среди предварительных заявок, и среди всех представленных проектов, и по впечатлениям, которые получили эксперты в детских садах, дошкольные учреждения-победители выделялись, их проекты наиболее пер­спективны с точки зрения развития дошкольного образования. Эти учреждения выстраивают особый тип отношений между педагогом и ребенком, между педагогом, ребенком и родителями. Кроме того, у победителей имеются определенные образовательные технологии. Конкурс показал, что специалист детского сада будущего должен быть подготовлен несколько иначе, чем сейчас, он должен знать не только дошкольную педагогику и методики, но и психологию, элементы дефектологии, обладать навыком диагностического видения детей. И акцент нужно делать на подготовке специалистов.

Первый конкурс проходил в сжатые сроки, не все детские образовательные учреждения, у которых есть интересные наработки и идеи, представили свои проекты. В перспективе ожидаем, что конкурс станет традиционным и число участников будет увеличиваться.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.