Швеция – демократическая благополучная страна, с развитой системой образования, с огромным творческим потенциалом, с давними традициями всестороннего содействия научным исследованиям и разработкам. Непрерывность, доступность, универсализм – основные принципы системы образования, которые в Швеции стараются соблюдать на всех уровнях образовательного процесса, начиная с дошкольных учреждений. Трепетная забота государства о детях и их родителях делает шведское дошкольное образование одним из лучших в мире.
Образование – забота государства
Первые дошкольные учреждения появились в Швеции еще в XIX веке, но только в 70-х годах прошлого столетия им стали уделять значительное внимание.
С 1996 года ответственность за воспитание детей была передана от министерства здравоохранения и социальной защиты к министерству образования и исследований. Цель такого переноса – усилить педагогический и обучающий аспект дошкольных учреждений.
Основные задачи деятельности шведских дошкольных и школьных учреждений определяются парламентом страны, риксдагом (Riksdagen), и министерством просвещения (Utbildningsdepartementet).
Важной вехой стало введение первого учебного плана для дошкольных учреждений (Lpfц 98), который вступил в силу 1 августа 1998 года. Правительство и парламент Швеции утвердили учебный план, обозначающий систему ценностей, а также цели и обязанности дошкольных учреждений.
Учебный план является гарантией качественного дошкольного образования для всех детей, независимо от места проживания. Если все детские сады следуют одному учебному плану, они имеют аналогичные цели. В то же время пути к их достижению могут быть разными. Учебный план не навязывает методы работы, воспитатели в сотрудничестве с родителями и детьми сами занимаются их разработкой. То, что подходит в одном детском саду, не всегда приемлемо в другом.
Одной из сильных сторон дошкольного образования в Швеции является подготовка педагогических кадров. Для педагогов дошкольников существует специальная университетская программа, продолжительность которой составляет 3,5 года. Освоить ее может любой студент, поскольку обучение по специальности «дошкольный педагог» полностью финансируется государством.
Государство не забывает о родителях. Уже с 1948 года при рождении ребенка в Швеции родители получают денежное пособие. Помимо этого папа и мама имеют право на отпуск продолжительностью 450 дней, которые оба родителя могут использовать единовременно или «растянуть» по своему усмотрению на ближайшие восемь лет. Этими же льготами пользуются родители приемных детей.
Демократия, солидарность, ответственность
Культура воспитания детей в Швеции развивается в контексте модели «общества всеобщего благоденствия», где благополучие ребенка находится в центре внимания. Воспитание детей является общественно-политической задачей. Основополагающие ценности, которые должны быть привиты при помощи обучения и воспитания – это Демократия, Солидарность и Ответственность. Демократия является основой деятельности дошкольных учреждений. Дети должны знать, что все люди равны.
При знакомстве с учебным планом бросается в глаза, насколько государство заботится, чтобы социальная демократия стала повседневной практикой. Учебный план подчеркивает, что становление детской идентичности должно быть согласовано с изменениями шведского общества. В связи с процессами эмиграции шведское общество становится более многогранным с культурной и этнической точки зрения. Учебный план также указывает на необходимость экологического воспитания детей.
Воспитатели должны обучать ребенка заботливому отношению к окружающей среде.
Не нарушая прав ребенка
Детские сады существуют, прежде всего, для детей, даже если и родители получают выгоду в виде возможности работать или учиться. Ребенок – свободная личность, которую нужно уважать, уметь слушать и слышать. Воспитывать ребенка нужно, не нанося ущерб его личности, не унижая, так, чтобы вырастить человека, умеющего принимать решения и отвечать за свои поступки.
Концепция детства основывается на демократических ценностях и на уважении прав ребенка. Отношение восспитателей к детям носит характер не иерархического отношения – действует принцип переговоров. Вместо того чтобы командовать детьми, воспитатели приглашают их обсудить ситуацию вместе.С раннего возраста малыш имеет право выбора, он понимает, что его мнение важно для окружающих. Воспитатели должны с уважением относиться к мнениям детей, их интересам и опыту при планировании ежедневного обучения. Нет ничего удивительного, если воспитатель спрашивает у детей совета, во что лучше поиграть.
Согласно учебному плану, игра важна для развития и обучения ребенка. Дети должны иметь возможность выразить себя индивидуально и в группе, например, в песнях, музыке, рисовании, танце, театральных выступлениях, речи и письме. Языковое развитие ребенка является неотъемлемой частью дошкольного образования. Детские сады несут особую ответственность за детей, для которых шведский язык не является родным.
Ярким выражением такого отношения к жизни является создание организаций, которые следят за тем, чтобы неукоснительно соблюдались права ребенка. Эти организации, например, отслеживают рекламу на телевидении. Согласно закону 1991 года реклама не может быть направлена на детей, поэтому до, после и во время детских передач запрещен показ роликов, агитирующих покупать игрушки, напитки или другие продукты. Кроме того, для детей создана специальная конфиденциальная телефонная линяя, которая предназначена как для регистрации жалоб, так и для информирования самых маленьких граждан об их правах.
Задачи дошкольных образовательных учреждений являются широкими и всесторонними, ведь они должны заложить фундамент для последующего развития личности. Главная задача, стоящая перед дошкольным образовательным учреждением, – заинтересовать ребенка, развить в нем желание учиться, совершенствоваться, постигать новое, вселить в детей веру в собственные способности, а не достижение определенного уровня знаний.
Полный текст статьи читайте в журнале «СДО».
Ваша корзина пуста