ISSN 1997-9657
       

Турунен Т.А., Маатта К.  Из чего состоят программы дошкольного образования? Дискурс-анализ дошкольных образовательных программ Финляндии 1972–2000 гг.

№5 2014 Турунен Т.А., Маатта К.  Из чего состоят программы дошкольного образования? Дискурс-анализ дошкольных образовательных программ Финляндии 1972–2000 гг.
Аннотация

В статье рассматриваются финские программы дошкольного образования. Уже 40 лет дошкольное образование является частью финской образовательной системы. За это время оно претерпело ряд серьезных изменений и реформ, в значительной степени вызванных возрастающим спросом на дошкольное образование. В 2001 г. все шестилетние финские дети получили право на однолетнее дошкольное образование, за организацию которого отвечают муниципальные власти. В рамках настоящего исследования были проведены квалитативный контент-анализ, а также дискурс-анализ пяти программ дошкольного образования, принимавшихся с 1972 по 2000 гг. Из чего состоят эти программы и какие изменения они претерпели? Результаты показали, что имплицитными детерминантами учебных программ явились концепты «ребенок» и «детство». Статья делает вклад в изучение проблемы развития дошкольного образования и учебных программ.

Фрагмент статьи

Введение

В финской образовательной системе девяти годам общей школы предшествует год факультативного дошкольного обучения. Обучение в школе начинается с семи лет, при этом все шестилетние дети имеют право на получение бесплатного дошкольного образования. В 2007 году этим правом воспользовались 99% детей дошкольного возраста (Eurydice, 2009). Дошкольные учреждения возникли в Финляндии в конце 1960-х – начале 1970-х гг., и уже почти 40 лет дошкольное образование является частью финской образовательной системы. Следующий виток развития дошкольного образования начался в середине 1990-х гг. В 2001 году Министерство образования Финляндии обязало муниципальные власти страны открыть бесплатные дошкольные учреждения для всех шестилетних детей (Turunen, 2008).

Программам дошкольного образования был посвящен ряд исследований. На их содержание и принципы составления обращено внимание в одном из разделов работы Бертрам и Паскаль (2002), посвященной раннему образованию в различных странах. Взаимосвязь между играми, обучением и программами дошкольного образования рассмотрена в совместной статье Прамлин-Самуэльсон и Карлссон (2008). Аспекты восприятия учебных программ педагогами и детьми из Англии рассмотрели Роджерс и Эванс (2007). Исследователи Самшен, Чизмен, Кеннеди, Барнс, Харрисон и Стоунхауз (2009) представили свой совместный анализ процесса разработки и составления дошкольных программ в Австралии. Новизна нашей работы заключается в том, что в ней предложен анализ развития дошкольных программ в отдельно взятой стране – с момента их возникновения по настоящее время.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Aaltola, J. 1988. Humanismi kasvatuksen perustana [Humanism as basis of education]. In Tulevaisuuden opettaja [Teacher of the future], ed. A.Kantola Jyvдskylд, 75–91. Finland: Atena.
  2. Bauman, Z. 1996. Postmodernin lumo [Intimations of postmodernity]. Trans. J. Vдinцnen. Tampere, Finland: Vastapaino.
  3. Bertram, T., and C. Pascal. 2002. Early years education: An international perspective. London: Qualifications and Curriculum Authority.
  4. Broady, D. 1986. Piilo-opetussuunnitelma: mihin koulussa opitaan [The hidden curriculum: What is learnt at school]. Tampere, Finland: Vastapaino.
  5. Burr, V. 2003. Social constructionism. 2nd ed. London: Routledge.
    Davies, B., and R. Harre. 2001. Positioning: The discursive production of selves. In Discourse theory and practice. A reader, ed. M. Wetherell, S. Taylor and S.J. Yates, 261–71. London: SAGE.
  6. Esikoulukomitean mietintц 1972: A 13. [Pre-school education committee report].
  7. Eurydice. 2009. National summary sheets on education systems in Europe and ongoing reforms. Finland. European Comission.
  8. Fairclough, N. 1995. Critical discourse analysis. The critical study of language. London: Longman.
  9. Foucault, M. 1969. Tiedon arkeologia [The archaeology of knowledge]. Trans. T. Kilpelainen. Tampere, Finland: Vastapaino.
  10. Goodson, I. 1995. The making of curriculum. Collected essays. London: Falmer Press.
  11. Hirsjarvi, S. 1982. Ihmiskдsitys kasvatusajattelussa [Conception of man in educational thinking]. Jyvдskylд: Jyvдskylдn yliopiston kasvatusteteen laitoksen julkaisuja B.
  12. Jдrvelд, S., and M. Niemivirta. 1997. Mikд ohjaa oppijaa? Oppimisteoreettiset muutokset ja motivaatiotutkimuksen ajankohtaisuus [What guides a learner? Changes in learning theory and topicality of recent research in motivation]. Kasvatus 28, no. 3: 221–33.
  13. Jokinen, A., and K. Juhila. 1993. Valtasuhteiden analysoiminen [Analyzing power relationships]. In Diskurssianalyysin aakkoset [Alphabets of discourse analysis], ed. A.
  14. Jokinen, K. Juhila and E. Suoninen. Tampere, Finland: Vastapaino.
  15. Lahdes, E. 1983. Mastery learning in theory and practical innovation. Scandinavian Journal of Educational Research 27, no. 2: 89–107.
  16. Lee, N. 2001. Childhood and society. Growing up in an age of uncertainty. Buckingham: Open University Press.
  17. McNeill, D. 1985. Language viewed as action. In Culture, communication and cognition. Vygotskian perspectives, ed. J. Wertcsch, 258–70. Cambridge: Cambridge University Press.  National Core Curriculum for Basic Education 2004. Vammala, Finland: Finnish National Board of Education.
  18. Pinar, W.F., W.M. Reynolds, P. Slattery, and P.M. Taubman. 2004. Understanding curriculum. New York: Peter Lang.
  19. Potter, J., and M. Wetherell. 1987. Discourse and social psychology. Beyond attitudes and behaviour. London: Sage.
  20. Pramling Samuelsson, I., and M.A. Carlsson. 2008. The playing learning child: Towards a pedagogy of early childhood. Scandinavian Journal of Educational Research 52, no. 6: 623–41.
  21. Qvortrup, J. 1994. Childhood matters: An introduction, In Childhood matters, social theory, practices and politics. ed. J. Qvortrup, 1–23. Avebury: European Centre Vienna.
    Rдsдnen, P., and J. Erola. 1998. Postmoderni individualismi – perusteeton argumentti. [Postmodern individualism, an argument without justification]. Tiedepolitiikka 23, no. 1: 31–40.
  22. Rauste-Von Wright, M., and J. Von Wright. 1996. Oppiminen ja koulutus [Learning and education]. Porvoo, Finland: WSOY.
  23. Rogers, S., and J. Evans. 2007. Rethinking role play in the reception class. Educational Research 49, no. 2: 153–67.
  24. Saylor, J.G., and W.M. Alexander. 1974. Planning curriculum for schools. New York: Holt, Reinhart and Winston.
  25. Scribner, S. 1985. Vygotsky’s uses of history. In Culture, communication and cognition. Vygotskian perspectives, ed. J. Wertcsch, 205–35. Cambridge: Cambridge University Press.
  26. Silverstein, M. 1985. Functional stratification of language. In Culture, communication and cognition. Vygotskian perspectives. ed. J. Wertcsch, 205–35. Cambridge: Cambridge University Press.
  27. Sumsion, J., S. Cheeseman, A. Kennedy, S. Barnes, L. Harrison, and A. Stonehouse. 2009. Insider perspectives on developing belonging, being & becoming: The Early Years Learning Framework for Australia. Australasian Journal of Early Childhood 34, no. 4: 4–13.
  28. Taylor, P.H., and C.M. Richards. 1985. An introduction to curriculum studies, 2nd ed. Windsor: NFER-Nelson.
  29. Turunen, T. 2008. Mistд on esiopetussuunnitelmat tehty? Esiopetuksen opetussuunnitelman perusteiden 1996 ja 2000 diskurssianalyyttinen tutkimus [What are pre-school curricula made of? A discourse analysis of Core curricula for pre-school education in Finland 1996 and 2000.], Acta Universitatis Lapponiensis. Rovaniemi: Lapin yliopistokustannus.
  30. Turunen, T.A. 2012. Individual plans for children in transition to pre-school: A case study in one Finnish day-care centre. Early Child Development and Care, 182(3-4), 315–328.
  31. Tyler, R.W. 1949. Basic principles of curriculum and instruction. Chicago, IL: University of Chicago Press.
  32. Vallance, E. 1973. Hiding the hidden curriculum: An interpretation of the language of justification in nineteenth-century educational reform. Curriculum Theory Network.
  33. Van Dijk, T.A. 2006. Ideology and discourse analysis. Journal of Political Ideologies 11, no. 2: 115–40.
  34. Vygotsky, L.S. 1962. Thought and language. Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology.
  35. Vygotsky, L.S. 1978. Mind and Society. London: Harvard University Press.
    Wetherell, M. 2001. Editor’s introduction. In Discourse theory and practice. A reader, ed. M. Wetherell, S. Taylor and S.J. Yates. London: Sage.
  36. Yudina, E. 2007. Lev Vygotsky and his cultural-historical approach. Rediscovering Vygotsky. Vygotsky Issue. Children in Europe, 7 (special edition), 3–4.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольный; образовательная программа; дискурс-анализ; ребенок; детство