ISSN 1997-9657
       

Арчакова Т.О. Head Start: дошкольное образование для детей из социально неблагополучных семей

№6 2012 Арчакова Т.О. Head Start: дошкольное образование для детей из социально неблагополучных семей
Аннотация

В статье приводится описание программы Head Start (США), в соответствии с которой уже более 40 лет ведется работа с дошкольниками из малообеспеченных семей. Программа включает в себя проекты помощи семьям мигрантов, сезонным рабочим и коренному населению Америки. Head Start предусматривает доступ к медицинской помощи и здоровому питанию, материальную поддержку, содействие в трудоустройстве, а также предлагает детско-родительские обучающие группы. Приводятся примеры стандартов программы и работы по ним. Вовлечение семьи в процесс обучения и воспитания ребенка рассматривается как особый тип работы по снижению риска безнадзорности и социального сиротст­ва. Если детям из социально незащищенных семей предоставить доступ к внесемейным ресурсам, то они развиваются намного быстрее. Затрагивается проблема оценки эффективности подобных программ в долгосрочной перспективе. Приведенная программа дает возможность личностной самореализации.

Фрагмент статьи

Head Start: история и содержание

Одной из наиболее известных подобных программ в США является Head Start Program (с 1965 г.), направленная на малообеспеченные семьи с детьми дошкольного возраста (от 2–3 до 5 лет) и включающая в себя проекты помощи семьям мигрантов, сезонных рабочих и коренного населения Америки. Программа предусматривает предоставление доступа к медицинской помощи и здоровому питанию, оказание материальной поддержки, содействие в трудоустройстве, а также детско-родительские обучающие группы (Barnet & Hustedt, 2005).

После того как в 1995 г. был открыт Early Head Start для родителей, ожидающих ребенка или воспитывающих детей от 0 до 3 лет, Head Start стала комплексной программой, охватывающей развитие ребенка с перинатального периода до момента поступления в школу. Цели программы направлены на поддержку родительства, эмоциональных связей между родителями и детьми, а также на раннее развитие. В основе программы лежит экологический подход: развитие ребенка зависит от множест­ва факторов, являясь частью культуры, семейной и социальной динамики. Head Start включает в себя посещение семей на дому для обеспечения контакта между воспитателями и родителями, и создание преемственности между занятиями в группе и познавательным развитием дома.

Список литературы

1. Арчакова Т. О. Предикторы овладения чтением и письмом у дошкольников [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей PsyJournals. 2009. №1. URL: http://psyjournals.ru/pj
2. Назаренко В. В. Диагностика готовности детей к школе в зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зару­бежная психология. 2012. № 1.
3. Barnard W. M. (2004). Parent involvement in elementary school and educational attainment. Children & Youth Services Review, 26(1), 39–62.
4. Barnett, W. S. & Hustedt, J. T. (2005) Head Start’s Lasting Benefits // Infants & Young Children, 18 (1), 16–24.
5. Besharov, D. J. & Call, D. M. (2009) Head Start Falls Further Behind. The New York Times.
6. Community Services Consortium(2009) http://www.csc.gen.or.us/head_start.htm
7. Garces, E., Thomas, D. & Currie, J. (2002) Longer-Term Effects of Head Start. The American Economic Review, 92(4), 999–1012.
8. Family Engagement and Ongoing Child Assessment (2011). The National Center for Family and Community Engagement.
9. From Neurons to Neighbourhoods: The Science of Early Child Development. Edited by Jack P. Shonkoff, Deborah A. Phillips.
10. Head Start Family and Child Experiences Survey, 2002.
11. Jacob, B. & Ludwig. J. (2008) Improving Educational Outcomes for Poor Children. NBER Working Paper No. 14550.
12. Lee, V. E. & Loeb, S. (1995) Where Do Head Start Attendees End Up? One Reason Why Preschool Effects Fade Out. Educational Evaluation And Policy Analysis. 17, 62–82.
13. PL 110-134 (2007) Head Start Act (revised) enacted by the U.S. Congress.
14. Raikes, H., Luze, G., Brooks-Gunn, J., Raikes, H. A., Pan, B. A., Tamis-LeMonda, C. S., et al. (2006). Mother–child bookreading in low-income families: Correlates and outcomes during the first three years of life. Child Development, 77(4), 924–953.
15. U.S. Department of Health, Education, and Welfare, Administration for Children, Youth and Families, Head Start Performance Standards. Washington DC: HEW, ACYF, 1975.
16. Vinovskis, M. A. (2005). The Birth of Head Start, University of Chicago Press.
17. Weiss, H., Caspe, M., Lopez, M. E. (2006). Family Involvement in Early Childhood Education. Family Involvement Makes a Difference. Cambridge, MA: Harvard Family Research Project.
18. Zigler, E. & Muenchow, S. (1992) Head Start: The inside story of America’s most successful educational entertainment. New York: Basic Books.
19. 27 Million Windows: The National Head Start Association web-site https://sites.google.com/a/nhsa.org/27millionwindows/tennessee

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование в США, образовательные стандарты, социально неблагополучные семьи, профилактика безнадзорности и сиротства, работа дошкольного учреждения с семьей, долгосрочная эффективность социальных программ.