ISSN 1997-9657
       

Додуева С.Ж. Проблемно-ориентированный анализ внешней среды дошкольной образовательной организации – первый шаг ее развития

Аннотация

В статье определены и обоснованы место и роль анализа внешней среды дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) при разработке программы ее развития. Определены его основные задачи, включающие анализ изменений характеристик социального заказа ДОО, анализ изменений в нормативно-правовой базе, анализ изменений в источниках и объемах финансирования ДОО, анализ изменений в составе и качестве услуг, предоставляемых конкурентами. Описана последовательность действий по их решению. Детализирована структура социального заказа и выделены его основные уровни (государственный заказ; заказ со стороны организаций и учреждений; личностный заказ).Определены основные компоненты социального заказа, включающие: требования со стороны государства к ДОО в соответствии с запросами и интересами общества; потребности воспитанников; ожидания родителей; профессиональные потребности педагогов; требования и ожидания общеобразовательных организаций. Предложен инструментарий для анализа, включающий анкетирование, тестирование, беседы с родителями, экспертные оценки педагогов; публичное обсуждения проблем ДОО, анализ отзывов на выпускников ДОО и успешности их обучения в начальной школе. Выделены и проанализированы факторы успешности реализации методики анализа внешней среды ДОО.

Фрагмент статьи

При развитии ДОО реализуется логическая последовательность этапов постановки и решения проблем образовательной деятельности: проблемно-ориентированный анализ функционирования образовательной системы; проектирование желаемой в будущем образовательной системы (определение целей развития); стратегическое планирование преобразований в образовательной системе; разработка инновационных проектов решения частных проблем; осуществление нововведений; оценка результатов преобразований и институализация изменений в образовательной системе (Лазарев В.С., 2013; 2015), (Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., и др. 2013), (Афанасьева Т.П., 2014), (Afanaseva T, 2015).

Первый шаг на пути к определению целей развития ДОО и планированию их достижения – критический анализ образовательной деятельности и ее условий. Разработчикам программы развития ДОО необходимо определить: что требуется изменить, чтобы она в будущем могла работать лучше, чем в настоящем. Следовательно, развитие дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) начинается с анализа функционирования ее образовательной системы ДОО и выявление актуальных направлений и задач ее совершенствования – выявления проблем, решение которых позволит повысить эффективность работы ДОО (Афанасьева Т.П., 2012). Этот этап на пути разработки программы развития ДОО необходим для того, чтобы зафиксировать уровень, достигнутый образовательной системой, и тем самым определить исходную точку для ее дальнейшего развития. Иначе говоря, анализ должен обеспечить выявление проблем, решение которых позволит повысить качество реализации ФГОС, а также эффективность образовательной деятельности педагогического коллектива ДОО, отдельных педагогов и воспитателей (Афанасьева Т.П., 2016).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. Управленческая компетентность руководителей школ в регионе: оценка и совершенствование: Методическое пособие для руководителей и специалистов региональной образовательной системы. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 2000. – 100 с.
2. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой. Методическое пособие. / Под редакцией Н.В. Немовой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 131 с.
3. Афанасьева Т.П. Технологии развития педколлектива, или Как без проблем управлять педагогическим коллективом школы / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева // практическое пособие. – М: АРКТИ. – 2007.
4. Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новико-ва Г.П. Восприимчивость учреждений дошкольного образования к новшествам и методы ее повышения: монография. – М.: ИРОТ, 2011.
5. Афанасьева Т.П. Восприимчивость учреждений дошкольного образования к новшествам и методы ее повышения: монография / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева, Г.П. Новикова. – Москва: ИРОТ, 2011. – 260 с.
6. Афанасьева Т.П. Выявление актуальных направлений и задач совершенствования педагогической системы ДОУ: Методические рекомендации для работников учреждений дошкольного образования/ Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. – М.: ИРОТ. – 2012. – 116 с.
7. Афанасьева Т.П. Эффективность механизмов инновационной деятельности организаций дошкольного образования – главный фактор качественной реализации ФГОС/ Т.П. Афанасьева // Педагогическое образование и наука. – 2014. – №5. – С. 30–35.
8. Афанасьева Т.П. Разработка модели деятельности организации дошкольного образования по повышению качества реализации ФГОС ДО /Т.П. Афанасьева //Педагогическое образование и наука – 2015. – №3. – С. 20–25.
9. Афанасьева Т.П. Ключевые факторы успешности модернизации механизмов инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций / Т.П. Афанасьева //Педагогическое образование и наука – 2015. – №5 – С. 32–37.
10. Афанасьева Т.П. Повышение качества инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций: роль «агентов изменений» / Т.П. Афанасьева, Г.П. Новикова // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации / под ред. Т.Ю. Макашиной, О.Б. Широких. – Коломна: ГСГУ, 2015. –
С. 14–22.
11. Афанасьева Т.П. Анализ механизмов инновационной деятельности дошкольной образовательной организации / Т.П. Афанасьева // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы IX Международной научно-практической конференции. // Под общей редакцией Г.П. Новиковой Ярославль – Москва: Издательство «Канцлер», 2016. – С. 28–37.
12. Афанасьева Т.П. Организационный механизм государственно-общественного управления развитием дошкольной образовательной организации / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы IX Международной научно-практической конференции. // Под общей редакцией Г.П. Новиковой Ярославль – Москва: Издательство «Канцлер», 2016. – С. 117–133.
13. Афанасьева Т.П. Модель выпускника дошкольной образовательной организации как средство обеспечения преемственности дошкольного и общего образования /Т.П. Афанасьева, Г.П.Новикова // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы IX Международной научно-практической конференции. // Под общей редакцией Г.П. Новиковой. – Ярославль – Москва: Канцлер, 2016. – С. 294–305.
14. Лазарев В.С. Модернизация механизмов инновационной деятельности //Педагогическое образование и наука. – 2013. – №5.– С. 38–59.
15. Лазарев В.С. Начала теории развивающихся педагогических систем // Педагогика. – М., 2015. – №6.– С. 3–16.
16. Лазарев B.C., Афанасьева Т.П., Пуден-ко Т.И., Елисеева И.А. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. / Под ред. B.C. Лазарева. – М., 1995.
17. Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисе-ева И.А. Инновационная деятельность в школах развивающего обучения. – М.: Авторский Клуб, 2015.
18. Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисе-ева И.А., Пуденко Т.И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под редакцией Лазарева В.С. – М.: Центр социальных и экономических исследований. – 1995. – 158 с.
19. Моисеева О.М. Система поддержки инновационной деятельности образовательных организаций: основные свойства и некоторые пути их обеспечения/ О.М. Моисеева //Педагогическое образование и наука – 2015. – №5 – С.42– 46.
20. Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. Проблемы готовности организаций дошкольного образования к реализации ФГОС //Педагогическое образование и наука. – 2013. – №5. – С. 33–38.
21. Новикова Г.П. Инновационная деятельность – важнейшее условие профессионально-личностного развития педагога // Педагогическое образование и наука. – 2015.– №3. – С. 11–14.
22. Новикова Г.П. Преемственность дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО // Педагогическое образование и наука. – 2014. – №3. – С. 14–20.
23. Новикова Г.П. Развитие детской одаренности в условиях введения ФГОС дошкольного образования / Г.П. Новикова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2016. – № 2. С. 26–33.
24. Новикова Г.П. Инновационная активность педагогов как условие развития общеобразовательной организации/ Г.П. Новикова // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы IX Международной научно-практической конференции. // Под общей редакцией Г.П. Новиковой. – Ярославль – Москва: Канцлер, 2016. – С. 199–210.
25. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Том XVII. Выпуск XXIX / В. Собкин, К. Скобельцина, А. Иванова, Е. Верясова. – М.: Институт социологии образования РАО Москва, 2013. – 168 с.
26. Afanaseva T.P. Factors Governing the Differences in the Degree to Which Preschool Learning Institutions are Prepared to Adopt the Federal State Educational Standard / Tatyana Afanaseva //European Journal of Contemporary Education – 2015 – Vol.(11),Is.1, pp. 4–15.
27. Khomeriki O.G. Information support of innovative processes in education: organization`s experience and tendencies of development / O.G. Khomeriki // European Journal of Contemporary Education, 2015, Vol. (11), Is.1, pp. 38–51.
28. Tyunnikov Y.S. Conceptualizing the System of Preparing Future Pedagogues for Innovation Activity // European Journal of Contemporary Education. – 2015. – Vol.(11), Is. 1. – pp. 98–112.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

анализ образовательной деятельности, вариативная составляющая государственного заказа, инвариантная составляющая государственного заказа, компоненты социального заказа, программа развития, социальный заказ