ISSN 1997-9657
       

Цапенко М.М., Слепцова В.Ю. Дошкольное детство – уникальный возрастной период

Полный текст

Великий педагог Владимир Александрович Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

От прогимназий до гувернерской службы

В контексте демографических задач, по­ставленных президентом России В. В. Пути­ным в Послании Федеральному собранию Рос­сийской Федерации, возрастает роль дошкольного образования не только с точки зрения формирования личности, но и с точки зрения решения социальных проблем. В Москве дошкольное образование никогда не выходило за рамки внимания правительства Москвы, поэтому в столице удалось сохранить и развить систему государственного дошкольного образования.

В Москве создано вариативное образовательное пространство, характеризующееся видовым разнообразием учреждений и использованием в них разных программ и технологий, как общеразвивающих, так и специализированных. Вариативность дошкольного образовательного пространства Москвы развивается в нескольких направлениях. Одно из них – расширение видового разнообразия образовательных учреждений.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное по­становлением Правительства Российской Федерации в 1995 году, позволило расширить видовое разнообразие детских садов. Однако образовательные запросы жителей Москвы потребовали создания новых форм дошкольного образования. Поэтому был принят ряд распорядительных документов правительства Москвы, позволивших создать новые формы дошкольного образования:

  • дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным национальным компонентом образования;
  • прогимназии;
  • группы кратковременного пребывания, в 2006 г. появились лекотеки, центры игровой поддержки;
  • группы кратковременного пребывания «Домашний детский сад», которые располагаются на первых этажах строящихся жилых домов;
  • группы для детей с аллергодерматозами (совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы);
  • службы ранней помощи;
  • гувернерские службы на базе дошкольных образовательных учреждений.

В Москве функционируют детские сады компенсирующего и комбинированного видов для детей с разными видами нарушений в развитии и здоровье. Сочетание в них компенсирующих и общеразвивающих групп обеспечивает интеграцию детей с проблемами в здоровье и развитии в общество здоровых детей.

Комплексные программы развития для детских садов

Вариативность дошкольного образователь­ного пространства заключается и в разно­образии образовательных программ, по которым воспитываются московские дети. Педагогический процесс организуется на основе выбранной коллективом дошколь­ного учреждения образовательной программы. Педагогическая наука предлагает более 48 комплексных и парциальных программ воспитания и обучения дошкольников. Из числа комплексных программ наиболее востребованы: «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Истоки», «Развитие», «Радуга», программа для детей раннего возраста «Первые шаги».

Разработаны и внедрены в практику педагогические технологии и методические комплекты, которые обеспечивают качественное содержание новых форм образования. Например, формированию основ экологической культуры дошкольников способствуют программы «Юный эколог», «Наш дом – природа», «Паутинка»; вопросы социально-нравственного воспитания, безопасного и комфортного самочувствия ребенка отражены в парциальных программах «Я – человек», «Дружные ребята»; всестороннее физическое развитие обеспечивают технологии «Расту здоровым» и «Плыви, малыш».

Здоровью детей – повышенное внимание

Особое внимание Департамент образования города Москвы уделяет вопросам здоровья детей. По данным Департамента здравоохранения, в детский сад приходит здоровым только каждый третий ребенок. Исследования состояния здоровья детей 5-летнего возраста, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН, показали, что только 5% из них имеют 1-ю группу здоровья.

В настоящее время отмечается ряд положительных тенденций в реализации городских программ, окружных проектов по решению проблем сохранения здоровья детей дошкольного возраста. В работе с детьми стали использоваться привлекательные для детей виды физкультурно-оздоровительной деятельности: элементы акробатики, ритмической гимнастики, спортивных игр, занятия на спортивных тренажерах, лыжи, плавание.

В административных округах расширяется программа массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей дошкольного возраста, пропагандирующих ценности физической культуры и здорового образа жизни. Стали традиционными такие соревнования, как «Веселые старты», «Осенний марафон», «Праздник на воде», «Я готов учиться в школе» (в Восточном, Южном, Юго-Восточном и Северо-Восточном округах), «Гармония в движении» (в Центральном округе и Зеленограде).

Департаментом образования города Москвы изучен опыт работы Словении по созданию спортивно-оздоровительных комплексов «Спорт и малышок». В 2007 году планируется осущест­вить пристройку таких комплексов к зданиям 50 дошкольных образовательных учреждений. Это позволит значительно расширить базу для занятий детей физкультурой и спортом. Особое внимание уделяется детям-инвалидам. В московских детских садах их воспитывается более полутора тысяч. Во многих учреждениях успешно осуществляется интеграция детей-инвалидов в общество здоровых детей, созданы группы кратковременного пребывания «Особый ребенок».

В московских дошкольных образовательных учреждениях произошли изменения в организации питания детей. Внедрено примерное 20-дневное меню, разработанное НИИ питания РАМН и ТУ Роспотребнадзора по г. Москве при непосредственном участии Департамента образования и Департамента здравоохранения. В меню представлено большое разнообразие блюд, исключены их повторы.

Доверие к дошкольным образовательным учреждениям растет

Одновременно с развитием системы дошкольного образования в городе возросло доверие родителей к общественному дошкольному образованию. В последние проблема с нехваткой мест в детских садах обострилась настолько, что коснулась многих московских семей. В связи с этим по поручению Ю.М. Лужкова вопрос о развитии системы дошкольного образования был вынесен 6 декабря 2005 г. на заседание правительства Москвы. Создан Координационный совет по развитию дошкольного образования под руковод­ством мэра Москвы Ю.М. Лужкова.

Правительством Москвы разработана Комплексная программа ликвидации очередности в государственные дошкольные образовательные учреждения, которая предусматривает строительство новых детских садов, принятие в городскую систему ведомственных детских садов и т. д.

С 1 августа 2006 года введены новая система учета будущих воспитанников и порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Создано 136 комиссий по комплектованию дошкольных образовательных учреждений. Качество организации дошкольного воспитания предполагает наличие соответствующей материально-технической базы.

Департаментом образования подготовлено технологическое задание на разработку специального проекта нового дошкольного образовательного учреждения для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет с учетом современных санитарно-гигиенических требований и достижений педагогической науки. Создан новый проект 12-группового дошкольного образовательного учреждения. Технологическое задание было разработано Департаментом образования при участии руководителей дошкольных образовательных учреждений. Проект одобрен мэром Москвы Ю.М. Лужковым и правительством Москвы.

Одна из главных задач дошкольного образования – повышение психолого-педагогической компетентности молодых родителей. В связи с этим Департаментом образования Москвы разработана программы психолого-педагогического просвещения родителей «Московская семья – компетентные родители». В рамках программы в 2006/07 учебном го­ду создано 110 консультативных пунктов для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. В Москве созданы городской и окружные советы родительской общественности по дошкольному образованию как новые общественно-го­сударственным формы управления дошколь­ны­ми образовательными учреждениями.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.