Слободчиков В.И. «Дошкольное образование – полигон для культурных проб ребенка»

Фрагмент статьи

Виктор Иванович СЛОБОДЧИКОВ – член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологической антропологии, психологии развития, психологии личности. Автор большого числа публикаций по проблемам общей психологии, возрастной психологии, психологии личности и психологической антропологии.

– Виктор Иванович, сегодня сфера ваших научных интересов – антрополо­­г­ия образования. Расскажите, что это за на­правление?

– «Антропология образования» – направление широкое, здесь рассматриваются все ступени образования, не только дошкольное. Образование, которое получает человек, непрерывно, и сейчас ставится задача образования в течение всей жизни. Оно начинается с детства, далее возникает проблема преемственности, перехода от одной ступени к другой. В психологии – это кризисы развития, а в образовании – образовательные кризисы, которые связаны со сменой форм жизни.

У ребенка дошкольного возраста – одна форма жизни и система отношений со взрослыми и со сверстниками. Он приходит в школу и вдруг встречается с принципиально другой формой жизни. Другие отношения с окружающими, другие требования к собственной деятельности. В дошкольном детстве она была достаточно свободной, нерегламентированной, а в школе ребенок попадает в другую среду.

Есть такой психотравмирующий момент, который знают все психологи и педагоги, большего ужаса ребенок не испытывает в первом классе, когда он оказывается в позиции ответчика перед судьей-учителем. Тот его спрашивает, а у ребенка руки-ноги отнялись, в мозгах абсолютная пустота. Это означает, что нельзя таких ситуаций допускать. Именно здесь источник ранних школьных неврозов.

Поэтому долгое время подлинным субъектом образования является со-бытийная детско-взрослая, детско-детская общность, которая движется во времени, развиваясь и преобразуясь, осваивая репертуар многообразных деятельностей. Моя задача, задача взрослого, как можно позже вывести ребенка на партнерское общение, один на один.

К сожалению, педагогов этому не учат, они не знают, что такое образовательные кризисы. Кроме того, есть личностные кризисы, которые не связаны ни с возрастом, ни даже с социальными обстоятельствами, а только с нашей душой. Важно не путать личностный кризис с возрастным, а возрастной с образовательным. Возрастной кризис нормативен, его нужно нормально пройти, как проходят кризисы физического созревания. Они есть и у мальчиков, и у девочек. При неправильном воспитании могут быть сбои, но этот кризис все равно будет.

Полный текст интервью читайте в журнале "СДО".

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.