ISSN 1997-9657
       

Дошкольное образование: проблемы качества

№3 2010 Дошкольное образование: проблемы качества
Полный текст

Московский центр качества образования создан в 2004 году. С недавнего времени одним из направлений работы центра стала оценка качества дошкольного образования. Рассказать, как продвигается работа мы попросили заместителя директора центра качества Сергея Борисовича Романова, заведующего лабораторией «Оценка качества дошкольного образования» Николая Евгеньевича Вераксу, заведующую лабораторией «Начальное образование» Елену Ивановну Матвееву.

– Как создавался московский центр качест­ва образования?

С. Б. Романов: Когда было издано распоряжение правительства Москвы о создании центра качества образования, в России не было ни одного нормативного документа, который регламентировал бы работу службы качества. Что делать и как создавать центр, было непонятно. Мы воплощали свои представления о качестве и, к счастью, попали в нужное русло. К тому времени появилась первая редакция Концепции общероссийской системы качества образования, которая и подтвердила, что мы на правильном пути. Многие идеи, которые мы заложили в 2005 году, только сейчас начинают реализовываться на общероссийском уровне. Например, создание московского регистра качества образования. Регистр – совокупное название информационной базы, куда стекаются все виды оценок качества образования, то есть оценки лицензирования, аттестации, проверок Департамента образования города Москвы, методических центров, контрольных проверок, которые проводит само учреждение. На основании этой совокупности оценок получается объективная оценка. Основы системы регистра качества мы уже заложили.

Система оценки качества дошкольного образования пока работает как экспериментальная площадка, где мы опробуем разные методики оценки качества дошкольного образования. В составе экспериментальной площадки функционируют 10 дошкольных учреждений Юго-Западного округа.

– По каким критериям планируется оценивать качество дошкольного образования?

С. Б. Романов: Единой концепции оценки качества дошкольного образования не разработана, нам приходится действовать методом проб и ошибок: изучать имеющиеся материалы, вносить коррективы. На базе ДОУ мы отрабатываем экспериментальные подходы к оценке качества тех аспектов образования, которые не касаются детей. Это: условия образовательного процесса, сам образовательный процесс, обеспечение образовательного процесса. Сейчас мы создали команду единомышленников, занимающихся проблемой качества образования на профессиональном уровне, возглавляет которую доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса.

Когда мы говорим об оценке качества работы учреждения, мы имеем в виду два направления. Первое – оценка качество условий, куда относится и работа воспитателя. Нам важно выяснить, адаптированы ли условия к особенностям ребенка. И второе – оценка качества самого результата. До сих пор дискутируется вопрос: нужно ли оценивать детей, потому что объективных общепринятых систем оценки развития ребенка в этом возрасте не существует.

Для нас важно оценивать динамику формирования способностей, личностных качеств ребенка-дошкольника. В нашем опыте работы использовалось большое количество психологических методов и методик диагностики. Сложность состоит в том, что методики должны быть доступными для использования в массовом порядке. При этом нужно учитывать, что все дети разные, поэтому такая диагностика необходима для понимания условий оптимального развития ребенка. Особая проблема встает с развитием инклюзивного образования. В этом случае прямая диагностика детского развития оказывается неэффективной, более перспективной представляется оценка динамики развития качества жизни детей дошкольного возраста.

– Как воспитатели относятся к этому проекту?

С. Б. Романов: На «ура». У них есть индивидуальные планы. Они регулярно встречаются, дискутируют, обмениваются опытом.

– Родители участвуют в эксперименте?

С. Б. Романов: Родители информируются о том, что происходит. Для успешного осуществления проекта нам необходимо их мнение о нашей работе, с этой целью мы проводим анкетирование. Встречаем только положительные отзывы. Каждому родителю интересно узнать еще одну точку зрения на развитие своего ребенка, пусть даже не очень лестную для него. Хотя это делается профессионалами, которые знают, как тактично указать на проблемы малыша и дадут совет, как их можно устранить в ходе образовательной работы.

– Один из критериев оценки качества дошкольного образования – это оценка условий ДОУ. Сейчас уже можно сделать вывод – соз­даны ли в московских детских садах необходимые условия для развития детей?

С. Б. Романов: Существуют требования к предметно-развивающей среде. Они достаточно четко сформулированы. Мы можем оценить московские учреждения согласно этим нормативам. Однако нельзя считать среду определяющим фактором в развитии детей. Не сама среда, а действия ребенка в этой среде имеют значение.

Н. Е. Веракса: В отечественной психологии сложилось точное понимание роли среды, наследственности и движущих сил развития ребенка. Решающая роль отводится собственной активности малыша. Какую бы мы среду не создали, если ребенок не будет проявлять активность, он не будет развиваться. Другое дело, что среда выступает как источник развития ребенка, она может его поддерживать.

– Как оценивается качество работы воспитателей?

Н. Е. Веракса: У нас есть схема оценки профессиональной деятельности воспитателя. Для этого необходимы подготовленные эксперты. Мы сейчас хотим выйти на такой уровень, чтобы в качестве экспертов выступили сами воспитатели. Для этого потребуется дополнительная подготовка.

– Планируется ли оценивать программу, по которой работает ДОУ?

С. Б. Романов: В связи с введением новых стандартов начального образования возникла такая проблема: программы работают хорошо, но они не соответствуют этим стандартам.

В сложившейся ситуации важно, чтобы ребенок был подготовлен не просто к школе, а к работе в новых условиях, когда оценивается компетенция, где он должен выходить на другие результаты, чтобы переход в школу для ребенка не был травматичен.

Е. И. Матвеева: Сейчас в связи с переходом на новые стандарты начального образования, приоритеты поменялись. Изменения в начальной школе влекут за собой изменения и в дошкольном образовании. Существует проблема нестыковки программ. Проблема преемственности очень волнует родителей, которые хотели бы получить рекомендации от профессионалов, какими же навыками, способностями должны обладать дети после окончания дошкольного учреждения. Этот переход вызывает много вопросов. Что взять за точку отсчета, чтобы ребенок, вышедший из дошкольного учреждения, стал успешно учиться? В этом плане центр качества получил очень серьезное задание – написать рекомендации для родителей, как подготовить ребенка к школе. Чтобы по этим рекомендациям сами родители смогли оценить своего ребенка и установить, готов ли он к школе. Родитель должен сам прочитать и задать ребенку ряд вопросов, чтобы определить, готов ли он к школе. Такие показатели, как умение читать, писать, не так важны. Порой родителям сложно объяснить, почему их ребенок, который умеет читать, к школе не готов.

В центре качества разработана диагностика готовности ребенка к школе, которая проводится после первых двух недель обучения. Ребенку задаются вопросы, заполняется карта. С результатами диагностики мы идем в дошкольное учреждение. Эта связка очень важна, без этого мы не сможем ввести новые стандарты. Надо выяснить, как помочь воспитателям и родителям подготовить ребенка к школе. Новые стандарты ставят нас в жест­кие условия. Сейчас уровень подготовки детей к школе очень разный – есть хорошо готовые, есть дети, которыми родители не занимаются, и это выявляет диагностика, есть дети, которые имеют колоссальный потенциал, но он не раскрыт. Выдаются рекомендации родителям, как им дальше развивать ребенка. Диагностика очень трудоемкая, но она дает результат. В одной связке работают педагог, родитель, врач. Они обсуждают, как этому ребенку помочь. Представители дошкольных учреждений работают вместе с начальной школой – это положительный сдвиг.

– В связи с введение новых стандартов дошкольного образования необходима ли единая программа дошкольного образования?

С. Б. Романов: Программы должны содержать обязательный компонент. Недавно вышли новые требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проблема в том, что дошкольное образование всегда было мягкое, а сейчас появляются более строгие рамки. Какой из этой ситуации может быть выход? В ряде стран были разработаны стандарты не для ребенка, не для уровня его подготовленности, не к содержанию его деятельности, а к условиям организации образовательного процесса в ДОУ. В чем особенность такого подхода к дошкольному образованию? Работники ДОУ несут ответственность не за ребенка, а за те условия, которые они создали для его развития.

Н. Е. Веракса: На мой взгляд, такой подход не совсем оправдан. В нашей стране была выдвинута идея развивающего образования, которая завоевывает все большую популярность среди педагогов всего мира. В рамках этой системы решающая роль принадлежит взрослому, который ведет за собой развитие ребенка. В то же время отметим, что отечест­венная система обучения строится в целом на групповых занятиях, а это вызывает сложности в поддержки инициативы конкретного ребенка.

– В таком случае, чтобы учитывать интересы каждого ребенка, возможно, стоит развивать институт гувернерства, нанимать детям няней?

Н. Е. Веракса: Я не стал бы переоценивать возможности этого института. Скорее всего, гувернер может выполнять отдельные дополнительные функции. Качественное дошкольное образование предполагает скоординированную работу многих специалистов ДОУ: это и педагог, и психолог, и музыкальный работник, и инструктор по физическому воспитанию, и логопед и т. д., а еще нужен коллектив сверстников для общения. В нашей стране система дошкольного образования довольно дорогая, не каждому государству это под силу. Дошкольное образование и должно быть дорогим, в нем должны работать высококвалифицированные специалисты, требования к которым постоянно повышаются, и это правильно, ведь окружающий нас мир развивается очень динамично. Не случайно сейчас система дошкольного образования стала предметом социального анализа и образовательной политики. Надеюсь, такое внимание к дошкольному образованию позволит повысить его качество.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.