ISSN 1997-9657
       

Дошкольное образование в Год ребенка

Фрагмент статьи

В начале нового учебного года в Департаменте образования города Москвы собрались руководители дошкольных образовательных учреждений, ведущие специалисты в области дошкольного образования на научно-практическую конференцию «Дошкольное образование в Год ребенка: достижения, задачи и пути их достижения».

Конферен­цию открыла руководитель Де­­пар­тамента образо­ва­ния Москвы Оль­га Николаевна Ларионова:

– Внимание к дошкольному образованию сегодня велико. Возросло доверие к этим учреждениям со стороны родителей, нередко они обращаются к нам за помощью, что накладывает на нас особую ответственность. Накопленный опыт показывает, что наши дошкольные учреждения достойно отвечают требованиям времени. Конференция еще раз обозначит цели и задачи, которые стоят перед дошкольным образованием, для того чтобы этот учебный год мы плодотворно и творчески поработали и чтобы через год смогли сказать, какие вопросы мы решили.

Первый заместитель руководителя Д­е­партамента образова­ния Москвы Лариса Евгеньевна Курнешова рассказала о состоянии дошкольного об­разования, обозначила основные проблемы, которые предстоит решать в текущем учебном году:

– Год ребенка – это отправная точка в социальной политике города и прежде всего в области дошкольного образования. Главная задача, которую ставит город, – обеспечение доступности дошкольного образования. Сегодня дошкольным образованием охвачено 63% детей. Этот процент растет из года в год. Рост рождаемости сопровождается и ростом востребованности дошкольного образования. Нами проведен серьезный анализ существующих форм дошкольного образования. Строятся новые сады, открываются дополнительные места в действующих детских садах. Серьезная проблема – возврат детских садов, используемых не по назначению. Предпринимаемые меры, к сожалению, пока не сняли проблему доступности дошкольного образования. Очередность составляет 28,4 тыс. человек. 1 663 ребенка старше 5 лет, которые могли бы воспитываться в учреждениях дошкольного образования, находятся дома.

А ведь было принято постановление об обеспечении всех детей 5–6-летнего возраста для создания равных стартовых условий для обучения в школе. Если раньше мы просто наращивали места в детских садах, то теперь необходим анализ, дети какого возраста нуждаются. Продолжает оставаться на повестке дня проблема внутренних резервов действующих дет­ских садов.

Определяя задачи развития в области дошкольного образования на будущий учебный год, необходимо остановиться на вопросах качества работы. Независимо от вида детского сада, режима его работы, формы организации образовательного процесса, в педагогических коллективах решаются следующие задачи: повышение качества дошкольного образования, обеспечение охраны здоровья детей, обеспечение и защита прав ребенка. Особая роль на воспитателях и руководителях детских садов, от них зависит, насколько комфортно дети будут чувствовать себя в детском саду. В настоящее время 4000 работника детских садов не имеют специального образования, а более 750 имеют только общее образование. Не­ко­торые воспитатели работают в две смены. На­копился ряд социальных проблем у работников дошкольного образования, они оказались самыми незащищенными: воспитатели работают на чистом окладе. Ставка учителя рассчитывается из нагрузки 18 часов, а у воспитателей – 36 часов. Необходимо уделять внимание повышению социального статуса работников дошкольного образования.

В Москве много детских садов, которые известны не только в городе, но и в России. Нам есть чем гордиться, но есть и детские сады, в которые родители отказываются брать путевки или делают это крайне неохотно. Необходимо вести работу с непопулярными детскими садами, их руководителями. Нужен анализ работы каждого детского сада, который имеет низкий рейтинг у населения. Если необходимо улучшить материально-техническую базу – надо это планировать, если заведующим не хватает опыта – надо им помочь.

Накануне общегородской конференции в разных округах Москвы были проведены круглые столы по проблемам дошкольного образования. Руководители круглых столов рассказали об их итогах.

Начальник отде­ла содержания дошкольно­го образования Юго-Восточного окружного управления Екатерина Васильевна Оськина возглавляла круглый стол «Создание безопасных и комфортных условий в детском саду: проблемы, нормативная база»:

– Большой город таит в себе множество опасностей для маленького человека. В условиях повышения угроз техногенного, социального, природного и экологического происхождения участники круглого стола отмечают актуальность и важность создания безопасных и комфортных условий для детей в детских садах, необходимость целенаправленной работы для выявления условий и причин, приводящих к чрезвычайным ситуациям в дошкольных образовательных учреждениях.

Для эффективного решения разнообразных задач дошкольного образования необходима повседневная забота всего коллектива сотрудников дошкольного учреждения о здоровье, физическом и психическом благополучии ребенка.

В дошкольных образовательных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду имеет большое значение для правильного развития детей дошкольного возраста. Основа здоровой среды пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении – это прежде всего создание благоприятных гигиениче­ских, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе. Высокая реактивность детского организма обусловливает его особую чувст­вительность к внешним воздействиям.

В условиях коллективного воспитания в дошкольном образовательном учреждении физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создает предпосылки для нормального протекания всех жизненно значимых процессов в организме ребенка. Четкий распорядок дня, организованный в семье и дошкольном учреждении в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детского организма, способствует формированию у ребенка устойчивого жизненного ритма, во многом определяющего его физическое и психическое благополучие.

Следует отметить, что в дошкольных образовательных учреждениях имеют место нарушения режима дня, когда нарушение одного звена приводит к разрушению всей цепи последующих видов деятельности в течение дня:

  • увеличение времени учебной деятельно­сти по сравнению с допустимой для детей дошкольного возраста;
  • ускоренный темп проведения всех режимных моментов в течение дня;
  • недостаточная длительность дневного сна детей;
  • отсутствие или дефицит времени для двигательной и игровой деятельности детей;
  • сокращение продолжительности пребывания детей на воздухе.

В современных экономических условиях развития материально-технической базы дошкольное образовательное учреждение само имеет право приобретать игровое и дидактическое оборудование, мебель для оснащения помещений детского сада. В то же время все предметы в дошкольном образовательном учреждении – оборудование, пособия, игрушки – должны соответствовать нормативным медико-педагогическим и эстетическим требованиям и нормам безопасности. Для эффективного проведения занятий и предупреждения нарушения осанки крайне важно правильно подобрать для каждого ребенка мебель, соответствующую его антропометриче­ским данным.

Проблема безопасности в дошкольных образовательных учреждениях не может быть успешно решена без поддержки и активного участия родительской общественности. Одним из направлений стимулирования общественной активности следует считать широкое и своевременное информирование о нерешенных проблемах для повышения личной и коллективной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях.

Участники круглого стола отмечают необходимость:

1. Повысить личную ответственность руководителей дошкольных образовательных учреждений за исправное содержание инженерно-технических средств и оборудования, обеспечивающего безопасность и защищенность образовательных учреждений;
2. Департаменту образования города Москвы разработать новую «Инструкцию об охране жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях»;
3. Окружным методическим службам усилить подготовку педагогических коллективов по вопросам создания безопасных и комфортных условий для детей в детском саду.

О работе круглого стола «Развитие новых форм дошкольного образования для обеспечения доступности дошкольного образования» рассказала Наталья Викторовна Королева, начальник отдела дошкольного образования Западного окружного управления образования:

В соответствии с постановлением пра­ви­тельства Москвы от 14 февраля 2006 года № 104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» получили свое развитие такие формы дошкольного образования, как: центры игровой поддержки ребенка, лекотеки, служба ранней помощи, домашний детский сад, консультативные пункты для родителей, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения. Это связано с необходимостью обеспечения доступности дошкольного образования, выравниванием стартовых возможностей при поступлении детей в школу и формированием готовности к школе как в условиях общественного, так и семейного воспитания.

Участники круглого стола также отмечают необходимость:

1. Проведения мониторинга эффективности развития новых форм дошкольного образования и сравнительного анализа результатов внедрения данных форм в систему дошкольного образования города Москвы;
2. Усиления внимания к решению проблемы адаптации воспитанников и разработке организационных форм сотрудничества с родителями детей, охваченных новыми формами дошкольного образования.

Участники круглого стола рекомендуют:

1. Руководителям государственных образовательных учреждений во исполнение постановления правительства Москвы от 
14 февраля 2006 года №104-ПП «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» провести мониторинг эффективности создания (внедрения) новых форм дошкольного образования в образовательных учреждениях;
2. Московскому гуманитарному педагогическому институту провести рефлексивно-проектировочные мастерские по разработке методических рекомендаций и пособий для качественного функционирования структурных подразделений государственных образовательных учреждений;
3. Обеспечить информирование широкого круга родителей о новых формах дошкольного образования в целях реализации прав детей в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу и доступности дошкольного образования.

Доктор педагогиче­ских наук, профессор Московского город­ско­го педагогиче­ского уни­вер­ситетаТатьяна Алек­сеевна Горлова возглавляла работу круглого стола «Инновационная стратегия воспитания и обучения современных дошкольников»:

– Современное образование призвано обеспечить переход общества от постиндустриального к информационному типу развития в соответствии с требованиями личностно ориентированной парадигмы образования, Болонских и Брюгге – Копенгагенских реформ.

С учетом этих требований в Московском городском педагогическом университете проводится большая работа по проектированию стандартов нового поколения и подготовке педагога нового типа, владеющего активными знаниями и компетенциями, способного обеспечить качество на всех ступенях столичной системы образования.

Для повышения качества дошкольного образования необходимо разработать инновационную стратегию воспитания и обучения современных детей дошкольного возраста, базирующуюся на особенностях и закономерностях развития современных дошкольников, обладающих новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века.

Участники круглого стола считают необ­­ходимым:

1. При разработке инновационной стратегии основываться на позиции, предложенной учеными Московского городского педагогического университета о том, что современные дети обладают новым типом сознания;
2. Сосредоточить усилия ученых и практиков на изучении особенностей и закономерно­стей развития современных детей раннего и дошкольного возраста, и на основе полученных результатов скорректировать существующие программы и разработать современные подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с учетом региональной специфики.

Участники круглого стола рекомендуют:

1. Департаменту образования города Москвы и Московскому городскому педагогическому университету выделить наиболее перспективные направления исследований современных детей и разработать совместную программу действий, включив ее в целевую программу «Столичное образование»;
2. Ходатайствовать перед Департаментом образования города Москвы о выделении гранта для проектирования инновационной стратегии и региональной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
3. С учетом условий многоязычия и поликультурности уделить особое внимание исследованиям проблемы языкового образования детей раннего и дошкольного возраста и для решения данной проблемы открыть научно-исследовательскую лабораторию в НИИСО МГПУ и группы раннего языкового образования;
4. Департаменту образования города Москвы и Московскому городскому педагогическому университету определить базовые дошкольные образовательные учреждения и открыть городские экспериментальные площадки для внедрения инновационной стратегии дошкольного образования;
5. Московскому городскому педагогическому университету организовать курсы повышения квалификации дошкольных работников по проблеме «Современная стратегия дошкольного образования».

Заместитель начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы Мария Михай­ловна Цапенко проинформировала присутствующих о проекте «Ин­новации в дошкольном образовании: проект «Детский сад будущего»:

– В последние годы обеспечение москвичей качественными образовательными услугами, особенно детей раннего и дошкольного возраста, стало приоритетным направлением деятельности органов государственной власти, так как именно этот возраст является источником всех достижений и проблем не только конкретного человека, но и общества в целом. Именно в первые годы закладывается отношения человека к другим людям, качества его личности, его резервы. Успешность обучения строится на том, что заложено в дошкольном детстве, когда происходит интенсивное развитие способностей и возможностей ребенка.

В заседании круглого стола по обсуждению вопросов развития инноваций в дошкольном образовании, развития проекта «Детский сад будущего» приняли участие руководители дошкольных образовательных учреждений, специалисты управлений образования, центров психолого-медико-социальной реабилитации, специалисты и воспитатели дошкольных образовательных учреждений города Москвы.

В 2007 году Департаментом образования города Москвы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» впервые был проведен Московский городской конкурс «Детский сад будущего».

Целью конкурса «Детский сад будущего» является повышение качества дошкольного образования, формирование инновационного образовательного пространства и создание действующей модели дошкольного образовательного учреждения принципиально нового типа, обеспечивающего оптимальный маршрут развития каждого ребенка.

В конкурсе приняли участие 31 дошкольное образовательное учреждение. Для участия в финале были допущены проекты 14 детских садов.

Отличительной особенностью проектов, представленных на конкурс «Детский сад бу­ду­щего», является то, что практиче­ски все проекты предусматривают работу с деть­ми-инвалидами.

Победителями Московского городского конкурса «Детский сад будущего» стали следующие проекты:

  • Проект государственного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №26 Южного административного округа. Проект направлен на создание дошкольного образовательного учреждения открытого типа, которое может посещать любой ребенок в возрасте от рождения до 7 лет. В хо­де реализации проекта будут апробированы на практике новые формы дошкольного образования: лекотека, центр игровой поддержки ребенка, служба ранней помощи, консультативный пункт. Кроме того, будут реализованы следующие направления работы: «Школа молодых родителей», «Школа игры для родителей», «Школа для родителей «Особый ребенок», «Школа будущих родителей». Вся работа по формированию детского сада будущего будет построена в условиях приобщения детей к истокам традиционной отечественной культуры на основе народного календаря;
  • Проект государственного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1465 Центрального административного округа. В рамках реализации проекта будет разработана модель инклюзивного дошкольного образовательного учреждения, которая предполагает эффективное взаимодействие участников образовательного процесса. На практике предполагается реализовать идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и дошкольное образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических дефектов развития. В ходе проведения экспертизы установлено, что коллективом детского сада №1465 проведен всесторонний анализ современного опыта внедрения интегративных форм работы педагогических учреждений в России и за рубежом, который будет реализован в процессе разработки проекта «Детский сад будущего».

В ходе круглого стола конструктивно обсуждались вопросы инклюзивного образования, обеспечения равных стартовых возможностей развития каждого ребенка, видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, новые формы работы с семьями, имеющими детей с особыми нуждами: дальнейшее открытие групп кратковременного пребывания «Особый ребенок», стационарных групп для детей с особыми нуждами, интегративных групп, лекотек.

Особо отмечена необходимость открытия в детских садах и психолого-медико-социальных центрах служб ранней помощи, консультативных пунктов и лекотек для раннего выявления и сопровождения детей с ограниченными возможностями, что поможет прогнозировать организацию различных видов помощи семье, планировать дальнейшее открытие групп и мест в детских садах.

Участники круглого стола считают необ­­ходимым:

1. В течение 2007/08 учебного года провести серию методических мероприятий в дет­ских садах – победителях конкурса «Детский сад будущего»;
2. Опубликовать в 2007–2008 гг. публичные доклады детских садов – победителей конкурса «Детский сад будущего» о ходе реализации проектов;
3. Ходатайствовать перед правительством Москвы об увеличении в 2008 году количества грантов для дошкольных образовательных учреждений на реализацию проекта «Детский сад будущего».

Круглый стол «До­­школьное обра­зо­­ва­­тель­­ное учрежде­ние – интеллектуаль­ный и культурный центр развития ребенка» провел Ни­ко­­лай Евгеньевич Верак­са, доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета:

– В настоящее время отмечается тенденция усиления значимости дошкольного возраста как базового ресурса повышения интеллектуального потенциала современного общества.

В развитых странах дошкольное воспитание приобретает статус начальной ступени общего образования в рамках государственных приоритетов. Эти тенденции отражают объективные процессы общественного развития, связанные с усложнением и увеличением объе­ма информационной нагрузки в различных сферах человеческой деятельности.

В этих условиях общее образование не может строиться на принципах упрощения содержания и методов обучения, а начинает предъявлять требования к познавательным, коммуникативным, регуляторным и иным способностям и возможностям детей, достигнутым на предшествующем этапе развития.

В данных условиях становятся очевидными преимущества дошкольных образовательных учреждений в сравнении с другими формами обучения в силу наличия больших возможно­стей для обогащения детского развития и социальной ответственности за его результат.

Отмеченные тенденции наблюдаются и в нашей стране, что находит свое выражение в многообразии вариативных форм дошкольного образования и типов дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем роль дошкольного образования остается недостаточно проявленной в общественном сознании, что ведет к снижению его значимости как самоценного этапа детского развития.

Участники круглого стола по результатам обсуждения проблем организации поддержки интеллектуального развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения считают целесообразным:

1. Разработать дифференцированную программу, направленную на поддержку интеллектуального развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений разного типа;
2. Разработать программу поддержки интеллектуального развития детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития, в том числе и средствами дистанционного образования;
3. Разработать специальную систему повышения квалификации кадров для обеспечения эффективной поддержки интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
4. Раскрыть роль интеллектуального развития детей дошкольного возраста в едином процессе становления детской психики и разработать рекомендации по созданию гармоничной образовательной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;
5. Создать сеть дошкольных образовательных учреждений с целью анализа влияния различных факторов на эффективность образовательной работы, направленной на поддержку интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
6. Организовать систему мероприятий по ознакомлению учителей начальной школы с особенностями образовательной работы с деть­ми в условиях дошкольного образовательного учреждения с целью обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;
7. Провести исследования, направленные на изучение влияния различных образовательных программ системы дошкольного образования Москвы на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;
8. Разработать городскую программу, направленную на оптимизацию условий развития умственно одаренных детей дошкольного возраста как интеллектуального потенциала нации;
9. Рассмотреть вопрос о профилизации педагогического колледжа города Москвы на базе Московского городского психолого-педагогического университета с целью подготовки специалистов в сфере организации образовательного процесса, направленного на под­держку интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
10. Материалы, указанные в данной резолюции, включить в содержание разрабатываемой городской целевой программы «Столичное образование – 5».

Заведующая центра развития ребенка – детского сада №2452 Наталья Евгеньевна Куз­нецовадала отчет о работе круглого стола «Физкультура и спорт в детском саду»:

– В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, совершенствуются интеллектуальные возможности ребенка.

В Москве реализуются программы «Малыши открывают спорт» и «Дельфиненок», разработанные Департаментом образования города Москвы, целью которых является развитие дет­ского дошкольного спортивного воспитания. Программами предусмотрена организация работы с детьми дошкольного возраста непосредственно на базах образовательных учреждений, а также в районных и административных округах столицы.

В настоящее время отмечается ряд положительных тенденций в реализации этих городских программ. Детские сады продолжают работать по увеличению спортивных секций и кружков. На сегодняшней день их 952, где занимаются 23 тысячи детей дошкольного возраста.

Расширяется программа физкультурно-спортивных мероприятий в детских садах, административных округах и городских. Стали уже традиционными такие соревнования, как: «Веселые старты», «Школа мяча», «Дельфиненок», «Умею плавать», «Красота в движении – здоровье с детства» и др.

В рамках программы «Одаренный ребенок» проводится предметная олимпиада по физической культуре «Я готов учиться в школе» и «Юный шашист». Сегодня экспериментальное и инновационное пространство по исследуемой проблеме физического воспитания охватывает деятельность 29 дошкольных образовательных учреждений в рамках действующих 6 городских и 8 окружных экспериментальных площадок.

Вместе с тем остается и ряд нерешенных проблем: материально-техническая база ряда дошкольных образовательных учреждений не отвечает современным требованиям для проведения полноценных занятий физической культурой и занятий по спортивному воспитанию; программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров физкультурно-спортивного профиля для дошкольных образовательных учреждений требует пересмотра; программно-методическое обеспечение физического и спортивного воспитания не ориентировано на различные виды дошкольных образовательных учреждений.

Для повышения качества физического и спортивного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Москвы необходимо:

1. Просить Департамент образования города Москвы:

  • выйти с предложением в Минобразования и Минтруда и социального развития о введении в реестр профессий должности «воспитатель по физической культуре»;
  • внести коррективы в проектную документацию на строительство спортивного блока в дошкольных образовательных учреждениях с учетом требований СанПиН 2.4.1.1249-03;
  • открыть экспериментальные площадки по апробации моделей физкультурно-спортивного воспитания детей дошкольного возраста;
  • создать рабочую группу по разработке программы «Спортивное воспитание детей дошкольного возраста».

2. Детским оздоровительно-образовательным центрам и методическим службам округов:

  • обеспечить научно-методическую поддержку всем категориям работников дошкольных образовательных учреждений в профессиональных знаниях о современном физическом развитии детей, о формах и методах работы с ними;
  • усилить контроль за качеством физического и спортивного воспитания детей;
  • расширить принцип интеграции занятий по физической культуре с формами дополнительного физкультурного образования и оздоровительными мероприятиями в режиме дня;
  • совершенствовать систему дополнительного физкультурного воспитания, увеличить контингент детей, задействованных в сфере физкультурно-спортивных услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • обеспечить выполнение стандартов по плавательной подготовке всеми воспитанниками старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях;
  • обеспечить проведение мероприятий по профилактике травматизма во время физкультурно-спортивных занятий с детьми.

Круглый стол «Ор­ганизация работы дошкольных образователь­ных учреждений в усло­виях многоязычия» возглавляла Лариса Алексеевна Парамонова, доктор педагогических наук, директор центра «Дошкольное дет­ство» им. А. В. Запорожца:

– Участники круглого стола отмечают особую актуальность обсуждаемой проблемы в связи с тем, что в Москве с каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество детей нерусской национальности, не владеющих русским языком. В то же время часто педагоги испытывают определенные трудности в организации педагогического процесса и не готовы профессионально работать в смешанной по языку группе.

В процессе обсуждения затрагивались следующие вопросы: основные методологические подходы к воспитанию двуязычных детей, содержание и технологии двуязычного образования, роль семьи и педагогического коллектива в адаптации детей, не владеющих русским языком, к новым условиям окружения, в формировании личности двуязычного ребенка дошкольного возраста и др.

К основным методологическим подходам в выстраивании работы с нерусскоговорящими детьми можно отнести следующие:

  • сочетание овладения русским языком в естественном общении с целенаправленным обучением на занятиях при поддержке родного языка и культуры;
  • игра как мощный, основной, инициирующий пусковой механизм речи ребенка;
  • предметно-практическая деятельность как основа содержательной интеракции и коммуникации;
  • наглядная семантизация статических и динамических языковых аспектов;
  • эмоциональное благополучие двуязычной личности в образовательном учреждении и семье;
  • создание особой развивающей среды, способствующей успешному становлению билингвизма у детей дошкольного возраста.

Участники круглого стола предлагают:

1. Разработать нормативный документ Департамента образования города Москвы, регулирующий организацию педагогического процесса в смешанной по языку группе (отв. М. М. Цапенко, заместитель начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы);
2. Организовать и провести семинар по ознакомлению с содержанием сборника материалов «Обучение детей дошкольного возраста русскому языку в условиях многоязычия», подготовленного в центре «Дошкольное детство» им А. В. Запорожца и изданного Департаментом образования г. Москвы (отв. Л. А. Парамонова, директор центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца);
3. Подготовить «Памятку для родителей двуязычных детей» (отв. Л. А. Парамонова, директор центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца).

Заслуженный учитель РФ, заведующая центра развития ребенка – детского сада №69 Южного окружного управления образования Людмила Владимировна Салтанова представила отчет о работе круглого стола «Развитие дошкольных образовательных учреждений в условиях нормативного финансирования»:

– Участники круглого стола отмечают особую актуальность обсуждаемой проблемы в связи с тем, что с 1 января 2007 года все дошкольные образовательные учреждения го­рода Москвы перешли на нормативное фи­нансирование.

На круглом столе обсуждались вопросы, связанные с основными проблемами дошкольных образовательных учреждений и подходами к их решению в условиях нормативного финансирования.

В связи с введением финансовых нормативов затрат на содержание одного воспитанника в дошкольных образовательных учреждениях самыми актуальными проблемами являются проблемы выведения за норматив расходов на питание, привязка финансовых затрат на питание к денежному эквиваленту натуральных норм и показателю «число дней функционирования». Показатель «число дней функционирования» всегда являлся одним из основных критериев оценки работы дошкольного образовательного учреждения.

На сегодняшний день с экономической точки зрения руководителям дошкольных образовательных учреждений не выгодно стремиться к увеличению этого показателя, так как норматив затрат на содержание одного ребенка выделяется исходя из среднего показателя «число дней функционирования» по городу Москве. На практике получается, чем выше число дней функционирования, тем меньше учреждение имеет денег.

Введенный поправочный коэффициент недостаточен для тех дошкольных образовательных учреждений, где день функционирования свыше 175.

Несмотря на введение поправочных коэффициентов к нормативу затрат, в ряде дошкольных образовательных учреждений по-прежнему актуальны следующие проблемы:

  • обеспечение функционирования малокомплектных детских садов; детских садов компенсирующего вида; комбинированного вида, имеющих в своем составе количество групп компенсирующего вида больше, чем количество групп общеразвивающего вида;
  • обеспечение функционирования детских садов, имеющих группы для ослабленных и часто болеющих детей;
  • обеспечение функционирования детских садов, имеющих в своем составе новые формы дошкольного образования – лекотеки, центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты, службы ранней помощи;
  • обеспечение функционирования детских садов с этнокультурным компонентом образования;
  • обеспечение функционирования детских садов, работающих в инновационном режиме, имеющих экспериментальные площадки, педагогов высокой квалификации, а также молодых специалистов и студентов вечерних и заочных отделений высших учебных заведений.

Участники круглого стола рекомендуют:

1. Внедрить механизмы, обеспечивающие полноценное функционирование малокомплект­ных детских садов; детских садов компенсирующего вида; комбинированного вида, имеющих в своем составе количество групп компенсирующего вида больше, чем количество групп общеразвивающего вида; детских садов, имеющих группы для ослабленных и часто болеющих детей; детских садов, имеющих в своем составе новые формы дошкольного образования – лекотеки, центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты, службы ранней помощи; детских садов с этнокультурным компонентом образования; детских садов, работающих в инновационном режиме, педагогов высокой квалификации, а также молодых специалистов и студентов вечерних и заочных отделений высших учебных заведений;

2. Вывести расходы на питание за норматив, объем финансовых затрат на питание определять исходя из показателя «число дней функционирования», денежного эквивалента натуральных норм питания и режима работы дошкольного образовательного учреждения.

Полный текст читайте в журнале «СДО»