Довольнова И.В. Специфика проявлений инициативности мальчиками и девочками дошкольного и младшего школьного возраста в социокультурной среде

№1 2023 Довольнова И.В. Специфика проявлений инициативности мальчиками  и девочками дошкольного и младшего школьного возраста  в социокультурной среде
Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Важная роль в формировании личности мальчиков и девочек принадлежит социокультурной среде. В общении и взаимодействии со значимыми взрослыми происходит развитие нравственных ценностей и моральных установок, формируются такие свойства личности, как инициативность, активность, самостоятельность, ответственность, составляющие основу субъектности ребенка.

Цель исследования. На примере изучения инициативности в младшем дошкольном, старшем дошкольном и младшем школьном возрастах выявить специфические особенности ее проявлений среди мальчиков и девочек в ситуации взаимодействия с родителями и педагогами.

Описание хода исследования. Инициативность исследовалась методом получения шкальной оценки от родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста и специалистов образования, работающих с этими детьми. Критерием оценки являлись такие показатели инициативности, как эмоциональный, коммуникативный, творческий, познавательный. В эксперименте участвовали 165 родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста и 88 специалистов образования.

Результаты исследования. По итогам обработки данных родительского и педагогического мнения были выделены группы по степени выраженности инициативности в младшем дошкольном, старшем дошкольном и младшем школьном возрастах: «низкая инициативность», «средняя инициативность», «высокая инициативность» и представлены психологические характеристики поведения детей, имеющих разную степень ее выраженности. Выявлено постепенное снижение показателей инициативности от младшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Обнаружены различия в проявлениях инициативности мальчиками и девочками старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях обучения. У девочек показатели выше. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что мальчики на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях и уроках в школе в большей степени, чем девочки, нуждаются в эмоциональной поддержке собственных действий, в оказании помощи в реализации инициатив в зоне их проявлений; направленности инициативы на осмысление задач, поставленных взрослым, и достижение результатов. Данные исследования рекомендуется учитывать специалистам образования при определении индивидуально-психологических траекторий развития детей в условиях обучения.

Фрагмент статьи

Актуальность и проблематика темы исследования

Ребенок по мере взросления овладевает нормами культурного поведения социума и семьи. С одной стороны, дети усваивают общие культурные ценности, с другой – трансформация социального опыта в индивидуальный происходит в соответствии с культурными традициями, носителями идеальных форм которых являются значимые взрослые.

Известно, что одним из принципов образования является воспитание инициативной, самостоятельной, ответственной личности. Наблюдается противоречие между развитием детской личности, которая не только стремится к приобретению новых знаний и умений, но и способна увлечь за собой единомышленников, и общественными представлениями взрослых о социальных ролях, например, быть послушными и выполнять их требования. Закономерен вопрос: как сохранить индивидуальность ребенка в рамках приобретения культурного опыта? Исследование такого качества личности, как инициативность, будет способствовать решению задач личностного развития мальчиков и девочек подрастающего поколения. «[…] очевидно, что такие субъектные проявления, как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целеуст­ремленность, творчество, рефлексивность, – это необходимые качества для развивающейся личности, которые обуславливают достижение высоких результатов в любой сфере деятельности, обеспечивают социальное благополучие и человека, и общества в целом» (Деркунская, 2019).

Теоретическое обоснование научного исследования

В рамках концепции Л.С. Выготского, развитие личности – непрерывный процесс на каждой возрастной ступени, активным участником которого является сам субъект и его окружение. Л.С. Выготский писал, что социальная среда «[…] определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» (Выготский, 1997. С. 25). В ситуации сотрудничества с взрослым ребенок открывает для себя новое знание, совершенствует свои умения, развивает личностные качества, овладевает культурными средствами поведения в различных видах деятельности, происходит развитие детского самосознания. Среда «способствует развитию активности дошкольников (умственной, игровой, физической и других), и является основой его самостоятельной деятельности в соответствии с интересами и гендерными особенностями» (Ган, Пономарева, 2019).

Говоря о личности, мы имеем в виду мальчиков и девочек с проявлениями разнообразных субъектных качеств. Социокультурные трансформации, происходящие в современном мире, усилили интерес к изучению половозрастных и гендерных особенностей развития детской личности (интересы, ценности, поведение, мотивация действий, характер). В аспекте данного подхода приобретают новый ракурс рассмотрения вопросы становления субъектности детей (Семенова Л.Э., Семенова В.Э., 2014; Столярчук, 2012; Клецина, 2003 и др.).

Согласимся с мнением Е.П. Ильина о том, что для понимания мальчиков и девочек изучать детскую личность нужно в сравнении. Поэтому в данной статье были проанализированы работы тех ученых, которые рассматривали вопросы развития детской субъектности у мальчиков и девочек в различных сферах активности (игровой, двигательной, эмоциональной, коммуникативной, творческой, познавательной).

По мнению Л. Колберга, в период от 2 до 7 лет усиливается дифференциация активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании (Ильин, 2010). К таким же выводам приходит Т.А. Репина, наблюдая существенное уменьшение числа контактов детей с ровесниками противоположного пола от младшей дошкольной к подготовительной группе детского сада, характер избирательности и интенсивности игровых объединений в свободной деятельности детей (Репина, 1983).

Полный текст читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Бартош Т.П., Бартош О.П. Стратегии совладающего поведения и агрессивные реакции высокотревожных мальчиков-подростков, проживающих в Магадане // Психическое здоровье. – 2016. – №6. – С. 15–21.
  2. Бартош Т.П., Бартош О.П., Мычко М.В. Ген­дер­ные особенности агрессивных и враждебных реакций высокотревожных подростков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2016. – №6 (71). – С. 68–74.
  3. Басманова Е.С. Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса // Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – С. 565–567.
  4. Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ // Современное дошкольное образование. – 2011. – №5 – С. 34–45.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ,1997. – 224 с.
  6. Ган Н.Ю., Пономарева Л.И. Особенности процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте // Образовательный вестник «Сознание». – 2019. – №10. – С. 17–22 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
  7. Голубова С.В., Емельянова Л.Ф. Физическое развитие дошкольников с учетом гендерного аспекта // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: АСГАРД, 2015. – С. 26–28 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
  8. Горьковая И.А. Предупреждение отклонений в поведении у детей в рамках концепции А.И. Захарова // Медицинская психология в России. – 2015. – №2 (31). – С. 1–12 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru. Дата обращения: 25.01.2021.
  9. Деркунская В.А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду // Современное дошкольное образование. – 2019. – №1(91). – С. 34–45. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10038
  10. Дудина Е.Н., Бакиров Э.П. Психолого-педагогические особенности раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе // Вестник ТГПУ. – 2017. – №9 (186). – С. 156–160 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
  11. Еремеева В.Д. Гендерная педагогика и нейропсихология пола // Раздельное обучение мальчиков и девочек: наука, методики, результаты. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и перспективы поло-личностного (гендерного) образования в России» (г. Железногорск, 22-23 сентября 2009 года). – М., 2010. – С. 37–44 [Электронный ресурс]. URL: http://obrzdrav.ru/Books/gender.pdf. Дата обращения: 21.07.2022
  12. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Психо­ло­гические особенности мальчиков и девочек [Электронный ресурс] / Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейро­психология – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с. URL: https://www.psychologos.ru. Дата обращения: 20.01.2021
  13. Жихарева Е.В., Маликова Е.В. Психоло­гические особенности любознательности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста // МНКО. – 2013. – №6 (43). – С. 174–176 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
  14. Журавлева И.А. Особенности самопрезентации ребенка в дошкольном возрасте // Проблемы современного образования. Интернет-журнал. – 2017. – №5. – С. 41–52 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pmedu.ru. Дата обращения: 27.01.2021.
  15. Иванова О.И., Щетинина А.М. Форми­рование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. – 124 с.
  16. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 686 с.
  17.  Кашкарева Л.М. Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни / Л.М. Кашкарева, Н.А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2016. – № 24 (128). – С. 461–464 [Электронный ресурс]. URL:https://moluch.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
  18. Клецина И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – №6. – С. 154–166 [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru. Дата обращения: 01.02.2021.
  19. Комаров А.А., Мытарев И.С. Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков подросткового возраста // Молодой ученый. – 2010. – №4 (15). – С. 346–348 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru. Дата обращения: 12.05.2022.
  20. Кон И.С. Психология половых различий [Электронный ресурс], 2006. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-175.html. Дата обращения: 21.01.2021.
  21. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста / Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 669–671.
  22. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием ребенка в дошкольных группах. Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 49 с.
  23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Издательство «Институт практической психологии». – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 384 с.
  24. Мамонова Е.Б., Черемисова И.В., Суворова О.В. Особенности проявления личностной саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста // Вестник Мининского университета. – 2016. – №3 (16). – С. 1–16 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/. Дата обращения: 27.01.2021.
  25. Мартышева Н.А. Гендерные различия в творческих способностях детей. Сайт Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola. Дата обращения: 30.05.2022.
  26. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. Изд. 3-е, испр. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 91 с.
  27. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6–7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка РОСТА». – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 176 с.
  28. Мудрик А.В. О гендерном подходе в социальном воспитании [Электронный ресурс] // Воспитательная работа в школе. – 2003. – №5. – С. 15–19. URL: https://schoolkid.info.
  29. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под ред. Г.Г. Кравцова. – М.: Левъ, 2019. – 179 с. [Электронный ресурс]. URL:https://firo.ranepa.ru. Дата обращения: 02.02.2021.
  30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
  31. Психология игры и сказки. Хрестоматия / Сост. Л.И. Эльконинова. – М.: Психологическая электронная библиотека, 2008. – 85 с.
  32. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http://mdou85.beluo.ru/wp-content/uploads/2019/01. Дата обращения: 27.01.2021.
  33. Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Гендерная методология научных исследований: новые возможности в познании объективной и субъективной реальности / Всероссийская научно-практическая конференция «Новые тенденции в образовании и науке: опыт междисциплинарных исследований». – Ростов-на-Дону, 2014. – №2. – С. 239–243 [Электронный ресурс]. URL: http://hses-online.ru/2014/02/036.pdf. Дата обращения: 20.01.2021.
  34. Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С. Осо­бенности проявления инициативы современных дошкольников // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – №1. – С. 12–26.
  35. Столярчук Л.И. Гендерный подход в условиях непрерывного образования // Известия ВГПУ. – 2012. – №14. – С. 33–37.
  36. Трифонова Е.В. Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника // Исследователь. – 2018. – №1-2. – С. 35–45.
  37. Улисных А.А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе / Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 97–102 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru.
  38. Фомина А.В. Гендерные особенности коммуникативных способностей подростков // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL:https://scienceforum.ru. 2018. Дата обращения: 31.05.2022.
  39. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. – Минск: Нар. асвета, 1985. – 240 с.
  40. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. – М.: СИРО, 2010. – 432 с.
  41. Эльконин Б.Д. Мировые тенденции в образовании и развивающее обучение. – 2016. – С. 88–98 [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru. Дата обращения: 30.09.2021.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

инициативность, мальчики, девочки, младший дошкольный возраст, старший
дошкольный возраст, младший школьный возраст, обучение, развитие, общение, взаимодействие, субъектность