ISSN 1997-9657
       

Алексеева А.С. Духовно-нравственные ценности необходимо прививать с дошкольного возраста

№2 2009 Алексеева А.С. Духовно-нравственные ценности необходимо прививать с дошкольного возраста
Полный текст

В Москве прошли очередные XVII Международные Рождественские образовательные чтения «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития». Главная цель Чтений – уяснение важности совершенствования системы российского образования на основе разумного сочетания отечественных образовательных традиций и мирового педагогического опыта, понимание значимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения как приоритетной задачи развития общества и укрепления государства, возрождение семьи, социального служения церкви, ее взаимодействия с государством в различных областях общественной жизни в свете православного миропонимания.

Чтения проходили под председательством Святей­шего Патриарха Мо­сковского и всея Ру­си Кирилла. На открытии Чтений Святейший Патриарх Кирилл, говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, образования и культуры, отметил, что мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами. Усилия государства и церкви в образовательной сфере должны способствовать консолидации, а не разделению общества.

Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко говорил о сотрудничестве министерства с представителями Русской православной церкви по созданию условий для духовно-нравственного развития обучающихся. В большинстве регионов действуют соглашения о сотрудничестве органов управления образованием с епархиями, в рамках которых разрабатываются и реализуются разнообразные спецкурсы и факультативы, позволяющие глубже понять историю и культуру православия и других религий. Для того чтобы поддержать и поощрить авторов лучших программ, министерство совместно с Русской православной церковью проводит Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

В докладах, прозвучавших на Чтениях, слышалась живая обеспокоенность будущим нашего отечества, понимание, что оно теснейшим образом зависит от эффективности процесса образования и воспитания подрастающего поколения. Образование невозможно без обращения к духовно-нравственным ценностям традиционной русской культуры, без обеспечения культурно-исторической преемственности, без глубокого усвоения духовно-нравственного содержания образования и культуры.

Особое место в рамках Международных Рождественских образовательных чтений занимает секция по православному воспитанию детей дошкольного возраста. В работе секции ежегодно принимают участие коллеги не только из России, но и из Белоруссии, Украины, Литвы.

Детский сад реагирует на все процессы, происходящие в обществе, на изменение социокультурной ситуации. Реформы последних лет затрагивают все стороны жизни общества, в том числе и систему дошкольного воспитания. Отправным пунктом реформирования дошкольного образования явилась «Концепция дошкольного воспитания» 1989 го­да, на основе которой сложилась вариативность подходов к организации и содержанию воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Именно от этой Концепции берет начало и сравнительно новое для дошкольной сферы направление православного дошкольного воспитания. В настоящее время впервые разработана Концепция православного дошкольного образования, созданы авторские программы, сформулированы основные положения методики духовно-нравственного воспитания дошкольников, разрабатываются пути педагогического просвещения родителей и педагогов в вопросах развития и воспитания маленьких детей. В этом году дошкольная секция была посвящена теме «Воспитание детей на ценностях отечественной духовной культуры в дошкольном образовательном учреждении».

В отличие от прошлых лет работа секции проходила в форме практического семинара, посвященного реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования, обучению педагогов приемам и методам использования научно-методиче­ских материалов, программ и пособий, разработанных специалистами. В ходе просмотра видеоматериалов и участия в педагогиче­ских мастерских участники семинара имели возможность познакомиться с вариативными моделями, позволяющими с учетом современных условий и социального запроса осуществлять духовно-нравственное воспитание детей, начиная с детского сада, на отечественных духовно-нравственных ценностях.

Протоиерей Димитрий Разинский, настоятель храма Иконы Казанской Божией Матери села Поречье Мос­ковской области, уделил внимание значимости дошкольного периода жизни человека и необходимости повышения внимания к духовному устроению маленького ребенка.

Выступление ведущего референта Отде­ла образования и катехизации РПЦ А. С. Але­ксеевой было посвяще­но анализу хода XVII Международных Рождествен­ских образовательных чтений. Подве­дены итоги развития системы духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных учреждениях и отмечены успехи педагогических коллективов православно ориентированных дошкольных учреждений.

Обращено внимание на то, что в новом Типовом положении о дошкольном обра­зовательном учреждении, утвержденном По­становлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. за № 666, ни разу не упоминаются термины «нравственное воспитание», «формирование духовно-нравственной личности» воспитанников, как это сказано в Законе «Об образовании». Эти понятия заменены термином «социально-личностное развитие», однако подобные подмены в формулировках педагогических категорий являются необоснованными и небезопасными, поскольку отсутствие термина «нравственность» в документе и на деле вытесняет нравственность из содержания дошкольного воспитания и образования. Необходимо принять обращение в Министерство образования и науки РФ с предложениями о внесении изменений в этот нормативный документ. В выступлении была поднята проблема преподавания Основ православной культуры в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и активном включении участников секции в обсуждение проекта нового Федерального государственного образовательного стандарта, в котором должна найти свое место система дошкольного образования.

Заслуживает внимания выступление Л. П. Гладких, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО, посвященное анализу современных подходов к проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников. Она подробно остановилась на причинах, обуславливающих остроту проблемы духовно-нравственного воспитания и вариантах ее решения. Одной из важнейших причин становится принятие нормативно-правового документа нового поколения, которое в наименьшей степени создает условия для реализации законных прав родителей на воспитание детей на духовно-нравст­венных традициях своего народа. В Типовом положении нет и намека на дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) с этнокультурным компонентом в образовании.

Злободневной остается и проблема подготовки педагогов по основам духовно-нравст­венной культуры. Педагогам особенно важно разобраться в причинах духовно-нравственного кризиса, ведущей стороной которого оказывается кризис модели человека, выработанной в европейской культуре.

На сегодня созданы и апробируются программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на принципах гармонизации систем знаний православной антропологии как учения об устройстве и назначении человека в этом мире. И они могут составить вариативную и инвариантную часть обновления содержания дошкольного образования.

Ректор Костромского института развития образования Е. А. Лушина, кандидат педагогических наук, поделилась опытом повышения квалификации педагогов по духовно-нравст­венному воспитанию детей дошкольного возраста. Рассказала о содержании и организации курсов повышения квалификации, о проведении семинаров и заседаний методического объединения «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях отечественной духовной культуры». Для распространения опыта по организации экспериментальной площадки по апробированию духовно-нравственного воспитания участникам секции был представлен пакет документов для использования в практике работы.

Педагогами-практиками с большим интересом было выслушано выступление старшего научного сотрудника Института семьи и воспитания РАО О. М. Потаповской, по­священное реализации в детском саду модели социокультурного системного развития образовательного учреждения. Данная программа в целом создает реальные условия для развития в дошкольном возрасте духовно-нравственной основы личности ребенка, социокультурное развитие всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) через активное освоение базовых социокультурных ценностей и опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями наших предков, неразрывно связанного с духовными устоями, историей, культурой нашей страны. Представлен опыт экспериментальных площадок по развитию этой системы.

Опытом сотрудничества дошкольного учреждения с семьей в направлении духовно-нравственного воспитания детей поделились педагоги детского сада №2177 с этнокультурным русским компонентом г. Москвы (заведующая Ж.Л. Новикова). Педагогический коллектив данного детского сада в настоящее время апробирует различные инновационные формы сотрудничества с семьей, которые наиболее востребованы родителями в области восстановления духовно-нравственной культуры семьи, ее воспитательного потенциала: семейный театр, семейные праздники, семейные библиотека и видеотека, семейная гостиная, педагогические мастерские.

В атмосфере глубокой заинтересованности прошли педагогические мастерские этого детского сада. Большой интерес также вызвало проведение мастер-класса «Песни праздников года» (ведущие – А.А. Крячко, руководитель педагогических программ семейного клуба «Рождество», и автор-исполнитель песен Л.Ершова), которое открывало работу секции.

Участниками секции была принята резолюция, в которой обозначен ряд социально значимых проблем по воспитанию детей на ценностях отечественной духовной культуры в дошкольном учреждении, решение которых требует единства усилий и тесного взаимодействия дошкольного учреждения, семьи, государства и церкви.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.