Елена Олеговна Смирнова (1947–2020)

№2 2020 Елена Олеговна Смирнова (1947–2020)
Полный текст

Елена Олеговна Смирнова (1947–2020)

Ушла из жизни Елена Олеговна Смирнова – доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, член редакционного совета журнала «Современное дошкольное образование».

Елена Олеговна внесла значительный вклад в развитие психологической науки, разработала соб­ственную концепцию раннего возраста. Под ее руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги».

Елена Олеговна была детским психологом по призванию, жила проблемами дошкольного образования, искренне переживала, что дети стали меньше играть, что они быстро взрослеют. Она очень хотела, чтобы у детей были хорошие, качественные и правильные игрушки. Именно поэтому она организовала и возглавила центр «Игры и игрушки».

Человек добрый, чуткий, отзывчивый.

Ее уход – это невосполнимая потеря для близких, для науки и дошкольного образования. Светлая память.

«Белая машинка» Елены Смирновой

Не стало Лены Смирновой, профессора Елены Олеговны Смирновой – самого любящего из самых любящих детских психологов.

Лена жила любовью и делала все только с нею. Секрет ее профессионального психологического дара – в этом. Ей не нужно было заучивать и твердить мантры о «безусловном принятии», а потом клясться в нем.

Ее любви хватало на всех – родных, друзей, учителей, учеников. На миллионы детей, счастливое детство которых было для нее главнее всего. По нынешним, неласковым и к детям, и к взрослым временам – романтизм. А у мягкой, нежной, мечтательной, но решительной Лены получалось: она делала все, чтобы защитить детство от циничной, грубой, напористой экспансии псевдовзрослости, для которой «детский мир» – лишь большой рынок сбыта бездарных идей и поделок. Созданный ей в МГППУ Центр игры и игрушки бескомпромиссно отсекал вредоносное в своих экспертизах. А она не уставала объяснять взрослым – педагогам и родителям, чем должна быть насыщена детская, чтобы малыш чувствовал себя в ней защищенным, любимым, единственным. Чтобы он в ней рос и жил как личность. И получал радость от того, что живет и растет.

Сейчас, по закону, ребенок имеет право на дошкольное образование с двух месяцев. Взрослые больше озабочены тем, где ему это право предоставлять – план строительства яслей выполнен на треть. И меньше – тем, как обеспечивать это право полноценным «образованием». Как «образовывать» новорожденных, младенцев, детишек раннего возраста, от 1 до 3… После трех понятно – там расцветает игра, хотя и с ней сейчас не все так просто, и не очень ясно, что цветет (об этом – специальный цикл исследований Е.О. Смирновой). Ведь образование – это обретение образа человеческого (как считал Гегель), а не протирание штанишек за партой.

А ведь на многие вопросы ответы найдены. В научной школе Майи Ивановны Лисиной придумали для самых маленьких уникальную «школу общения» с пониманием самобытнейших психологических закономерностей развития в этих возрастах. Этим пониманием мы обязаны, в первую очередь, любимой ученице М.И. Лисиной – Елене Смирновой, которая с ее уходом взяла ответственность за судьбу научной школы. Было бы справедливо, если бы она вошла в историю психологии под именем школы Лисиной – Смирновой.

У Лены Смирновой был такой эксперимент, который она поставила вместе с одной из своих учениц. Эксперимент по очеловечиванию.

Дом ребенка, его контингент испытывает острейший дефицит жизненно важного – непосредственно-эмоционального общения со взрослым (М.И. Лисина). Патронажная сест­ра еле справляется с «уходом-присмотром» за десятками переданных в учреждение (в основном, брошенных живыми родителями) малышей. И вот к психологу-экспериментатору приносят младенца. На столе у психолога разные игрушки, а среди них – белая машинка. Психолог берет машинку и начинает ему демонстрировать ее возможности – возит по столу, показывает, как крутятся колесики, предлагает малышу самому попробовать, что можно делать с машинкой. Все это сопровождается улыбками, теплым разговором, словесной поддержкой, нежными прикосновениями больших рук к маленьким ручонкам, которые учатся у больших премудростям манипуляций с машинкой. Это – событие для малыша, с ним никто из взрослых еще не вступал в такие отношения.

И машинка – уже не просто предмет совместных манипуляций, а повод для общения. Точнее – не столько предмет, сколько повод.

Через некоторое время – новая встреча. Те же участники, тот же стол, та же белая машинка. Но психолог берет другие игрушки.

И тоже что-то демонстрирует малышу, но занимает при этом отстраненную, нейтральную позицию. Ни улыбок, ни ласковых слов, просто показ. Ребенок в растерянности. И вдруг он со всей силы бьет кулачком по столу, рядом с машинкой. Машинка летит на пол. Буквально знаковый удар. Если хотите – протест против «бесчеловечности» ситуации. И попытка обратить внимание взрослого на то, что тогда сблизило по-человечески. Вернуть ситуацию человеческого сближения, продолжить то общение. Другие игрушки, судя по всему, для этого непригодны. Вот окажется в твоих взрослых руках белая машинка – и снова произойдет то чудо… Стань же человеком! Оцените заодно младенческую память на человечность.

«Белая машинка» Лены Смирновой здесь. Жаль, с ней не вернешь Лену!

Наши с Гульшат Уразалиевой соболезнования Володе Собкину, всей большой Лениной семье, сердцем которой Лена была.

За одно утро внезапно осиротели многие. Осиротела наука. Осиротело образование. Осиротела жизнь.

В. Т. Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ

В ней жила забота о здоровом, об истинном

Все мы живем с большей или меньшей тоской по всему настоящему, душа просит истины. Это хлеб ее насущный. Поэтому когда я узнал, что воспитатель и организатор вальдорфского детского сада Лена Абдулаева будет защищать диссертацию на тему, прямо вытекающую из понимания сущности ребенка, лежащей в основе вальдорфской педагогики, я очень обрадовался. Лена рассказала о своем научном руководителе Елене Олеговне и об идее Центра психологической экспертизы игр и игрушек. Эта была еще большая радость – есть, кому бороться за здравый смысл и за детское здоровье!

Мы сделали интервью об играх и игрушках для Вальдорф ТВ на канале в Youtube. Это интервью посмотрели около 50 тысяч человек. Пригласили Елену Олеговну на конференцию для родителей.

Елена Олеговна предложила перейти на «ты», но от большого уважения у меня как-то язык не повернулся, хотя периодически в разговоре называл ее Леной Олеговной.

Меня очень впечатлила живущая в Елене Олеговне ответственность ученого. После лекций задают много вопросов. И большинство психологов стараются всегда на них ответить, даже если вопросы из смежных областей – психолог же всегда найдет что сказать. Елена Олеговна четко определяла – это исследовано, а об этом наука не может сказать. Она не пускалась в интерпретации и публичные размышления.

В ней жила забота о здоровом, об истинном. Чем она привлекала как человек и как ученый.

Я впечатлился очень сильно, когда слушал ее рассказ о том, как бились за то, чтобы не ввели измерения в детсадовские стандарты.

Для меня Елена Олеговна – образ честного ученого, действующего от имени науки. И этот образ меня греет и поддерживает!

С. П. Ивашкин, консультант международного Института развития человека и организации IMO, член Европейского Совета вальдорфского образования, сооснователь «Самарской вальдорфской школы»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.