Известно, что дети, особенно дошкольники, – самые разборчивые и требовательные читатели в мире. Их не заинтересуют скучные длинные истории, они не обратят внимания на книгу с серыми картинками и не будут читать только потому, что надо. Дошкольникам нужны книги интересные, познавательные, увлекательные, занимательные, развивающие, содержательные, с яркими иллюстрациями… Такие, которые выпускает издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». В этом году издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» стало победителем конкурса профессионального мастерства «РЕВИЗОР–2017», проводимого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Российским книжным союзом, Генеральной дирекцией Московской международной книжной выставки-ярмарки и журналом «Книжная индустрия». Как удалось добиться успеха, какой должна быть хорошая книга для дошкольника, как ее выбрать, как заинтересовать ребенка чтением, мы попросили рассказать Эльфию Минимулловну Дорофееву, генерального директора издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Эльфия Минимулловна, почему «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»? Какой смысл вкладывали в название издательства?
– Мы начинали в 1990-е годы, в то время, когда в Москве сложно было найти достойное учреждение для дошкольников. Мы создали детский клуб, в котором дети имели возможность развиваться по самым современным методикам. Именно в тот период я познакомилась с ведущими специалистами дошкольного образования. Мы проводили интересные семинары, круглые столы, изучали новые технологии, к нам приезжали коллеги из-за рубежа. В период перестройки в дошкольном образовании произошел перелом, тогда была создана совершенно новая концепция образования. Она впервые обозначила, что ребенок не объект образования, а субъект. Именно ребенок определяет, чему и как учить, и ориентироваться, в первую очередь, мы должны на ребенка.
Наше издательство было очень маленькое, состояло из 5 человек, но уже тогда в глубине души мы понимали, что будем большими, будем заниматься обучением и детей, и взрослых, издавать книги. Такая идея у нас была с самого начала, потому и название выбрали соответствующее. Мозаика – это детская игра, что-то яркое, красивое, оригинальное... Если собрать мозаику, то получится красивый целостный узор. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» – это набор ярких частиц, собранных в единое целое.
А первый проект помните?
– К нам пришли представители издательства Московского университета культуры. Они получили государственное финансирование на учебное пособие. Проект оказался сложным. Тогда еще толком не было ни компьютеров, ни сканеров, ничего из того, чем мы пользуемся сейчас. Нужно было издать большеформатные плакаты по искусству, как знакомить детей с народным творчеством. Автором была профессор Тамара Яковлевна Шпикалова, известный ученый в области обучения детей младшего возраста народному творчеству.
Нам понравились живописные плакаты, которые она принесла. Их необходимо было отсканировать, сверстать и издать. К нам поступала масса заявок от детских садов с просьбой издать это пособие, они говорили, что обязательно его купят. Нам казалось, что если мы выпустим это пособие, то на него будет большой спрос, потому что оно очень красивое и необходимо педагогам-дошкольникам. И, конечно, мы решили сразу издать пособие высокого качества.
В то время практически все издания выходили на газетной бумаге, в лучшем случае – на офсете, причем офсет тогда был не очень хорошего качества. Мы решили издать на мелованной бумаге формата А3. Долго искали, где отсканировать. Мы же были начинающее издательство, у нас ничего не было, и мы мало что умели, но очень хотели делать качественные книги. Тех денег, что выделило государство, нам на издание не хватило. Мы взяли свой первый кредит, в валюте, который весь потратили на это пособие.
Мы издали шикарный альбом, поехали по тем адресам, где нам обещали купить, и везде услышали: у нас нет денег. Стало ясно, что мы напечатали нечто очень хорошее, но продать это невозможно ни при каких условиях. Так начинался наш бизнес.
Тогда мы еще издавали журнал «Семь гномов». Первый тираж – 100 тысяч, разлетелся. Мы напечатали второй, третий тиражи, и в этот момент началась галопирующая инфляция, рухнула система подписки, журнал было невозможно ни распространить по подписке, ни продать.
Несмотря на все сложности, издательство выжило. Как удавалось находить выход из подобных ситуаций?
– Как лягушка в молоке, бьешь-бьешь лапками, сбиваешь, в конце концов, в кусочек масла и выскакиваешь из кувшина. Так мы трудились и «выскакивали». Надо использовать любое препятствие как ступеньку для движения вверх.
Издательство прошло довольно длинный и сложный путь развития. Когда, на ваш взгляд, было сложнее выпускать книги?
– У каждого времени свои сложности. Многие молодые издатели даже представить себе не могут, как мы делали первые книжки. На компьютере тексты не набирали, подбирали шрифт и считали размер кегля. От размера кегля высчитывали, сколько букв помещается в строчке, на полосе. Потом прикидывали, сколько текста можно разместить в этом формате. Отдельно рисовались иллюстрации, естественно, вручную. Все это несли в типографию. Типография делала набор заданным кеглем, затем отдельно текст, отдельно рисунки выкладывались на специальном монтажном столе, с этого делались пробные оттиски – «синьки». По ним мы смотрели, нет ли орфографических ошибок, не надо ли что-то увеличить или уменьшить, все ли мы правильно рассчитали.
Конечно, это были не все сложности. Типография выводила пленки, делала «сигналы» – сигнальные экземпляры издания. Раньше мы получали сигнал, смотрели его, подписывали, и только после этого книга шла в печать, потому что была очень велика вероятность ошибки. Полиграфисты также допускали ошибки, например, краски смешивали на глазок. Если печатник отходил от машины покурить, могло все слететь. Один раз нам прислали обложку, где золотая рыбка была то ли зеленого, то ли синего цвета. Долго выясняли с типографией, чья тут вина. Оказалось, что печатник не доложил краску.
Технологически тогда создавать книги было сложнее, чем сейчас, но реализовывать проще, конкуренция была нулевая. Мы выпустили первыми в стране дошкольные прописи. Тираж 60 тысяч разлетелся за три дня. Потом выяснилось, что типография и себе 60 тысяч напечатала, у нее тоже разлетелось, потому что это оказалось очень востребованным.
Конкуренция в издательском бизнесе сейчас и в самом деле очень высокая, рынок переполнен изданиями на любой вкус. Как удается издательству не просто выживать, а быть лидером в сегменте дошкольной литературы?
– Книгоизданием сейчас занимаются многие. К сожалению, распространен плагиат, много низкокачественных книг. Зачастую смотришь книжку – обложка красивая, а внутри ерунда полная, несоответствие возрасту, неинтересные задания. Самое главное – чтоб книга была интересна ребенку, из этого мы и исходим, когда готовим книгу. А можно исходить из другой идеи: главное – книгу продать. Для нас же важно содержание, целостность книги, чтобы книга приносила пользу и радость ребенку. Но для того, чтобы люди узнали, что внутри, нужно, чтобы книгу купили. Книги нужно издавать, в первую очередь, ориентируясь на интерес ребенка. Тогда будет хорошо и ребенку, и родителям, и издателям.
Мы разбираемся в дошкольном образовании так же хорошо, как и в издательском бизнесе. Это редкое сочетание, когда профессиональные интересы и в сфере дошкольного образования, и в сфере издательского бизнеса соединились.
Самое главное, что отличает наши книги, – это глубокая психологическая и методическая проработка. Наши книги сделаны не на потребу дня, не вслед за конъюнктурой рынка, а для блага людей.
Мы достаточно успешно развиваемся. Несмотря на то, что мы подолгу каждую книгу делаем, очень много уделяем внимания содержанию, оформлению книги, мы никогда не выпускаем проходных проектов. Мы не ставим планы обязательно выпускать по 30 книг ежемесячно. Случается, мы долго возимся над проектом, потому что каждую книгу стараемся сделать на века. Нам хочется, чтобы для читателя бренд «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» был определяющим фактором. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» – значит хорошо, значит надо покупать, потому что это полезно и интересно ребенку.
Эльфия Минимулловна, книги издательства получили признание на российском рынке. А вам есть что предложить зарубежному читателю?
– Наше издательство уже много лет является участником международной книжной выставки во Франкфурте. У нас там свой стенд. Многие коллеги спрашивают – зачем вам стенд? Они ездят во Франкфурт, смотрят, что нужно, выбирают какие-то проекты и им этого достаточно. Убеждена, что участие со стендом в международных выставках для издательства просто необходимо. Мы выставляем свои книги наряду с ведущими мировыми издательствами, и это дает возможность оценить – на уровне мы находимся, конкурентоспособны или какой-то проект не дотянули. Мы можем сравнивать себя с мировыми лидерами издательского бизнеса. С другой стороны, нам важно увидеть, как реагирует международный рынок на наши издания. Раньше мы приезжали во Франкфурт, для нас это было довольно дорого, брали четырехметровый стенд, выставляли свои книги на русском языке. Мимо стенда проходили другие издатели, даже не поворачивая голову в нашу сторону. Наши книги у них особого интереса не вызывали. Но в какой-то момент произошел перелом. У зарубежных издателей появился интерес к нашим книгам. Это бывший соцлагерь, которым нравятся наши художники, наше «рисование», это страны Дальнего и Ближнего Востока. В последнее время интерес к книгам проявляют и Западная Европа, и Америка. Это нас радует. Мы продаем права на издание наших книг на других языках. Для нас это признание нашего труда на международном уровне. Участвуя в международных выставках, мы не только себя пытаемся показать, но и учимся у лидеров книгоиздания. Выбираем лучшие проекты и привозим их в Россию.
Какие проекты издательства вы считаете наиболее успешными?
– Безусловно, «Школу Семи Гномов». Этот проект назрел из всего моего жизненного опыта. Конечно, в нем принимало участие много людей, но я в этот проект вложила много своего труда, знания, опыта. Бренд «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» – это гарантия качества, а есть какие-то рекомендации, как родителям выбрать хорошие, качественные книги для ребенка?
– Очень трудно выбрать в магазине нужную книгу. На мой взгляд, у рядового родителя нет компетенции, он не может понять, заинтересует ли книга ребенка. Когда он начинает заниматься с ребенком, он уже может увидеть, интересно ребенку или нет. Ребенку может быть неинтересно по разным причинам. Например, если ребенок голодный, уставший, а родитель пытается с ним заниматься. Конечно, у ребенка появляется внутренний протест. Вместо пользы от таких занятий только вред. С другой стороны, если родитель пытается превратить свои занятия с ребенком в урок, в назидание, когда он его учит чему-нибудь, это тоже ребенку неинтересно. Поэтому надо, чтобы родитель всегда старался, чтобы ребенку было интересно, это самое главное во всех занятиях в дошкольном возрасте. Уже позже, в школе у ребенка появится понимание, что нужно, что он должен что-то сделать. Хотя в любой ситуации, даже в школе или вузе, что интересно – то получается, а если неинтересно, заставить себя очень трудно.
Даже взрослого сложно убедить что-то делать, если ему не интересно…
– Согласна, приведу пример из личного опыта. Я всегда хорошо училась, и мне казалось, что в учебе на «отлично» ничего сложного нет. Я думала, что у меня сила воли такая, заставляющая меня хорошо учиться. Но попался мне такой предмет, как сопромат, который мне не то чтобы не интересен, он мне вообще не интересен. И я поняла, что я не могу себя заставить изучать то, что мне неинтересно.
Если человек трудится на работе, которая ему не нравится, он несчастен, он сокращает себе жизнь. Работа должна доставлять радость. Нужно стремиться к тому, чтобы интерес и твое дело совпали по жизни, это очень помогает. У меня совпало. Мне интересно, что я делаю, мне это нравится.
Сделать книгу интересной – непростая задача для издателя, который использует различные средства, чтобы привлечь внимание ребенка. Где грань между книжкой и игрушкой?
– Книжки-игрушки все-таки рассчитаны на ранний возраст – до трех лет. Детям постарше это уже не так интересно. А в раннем возрасте – это самый простой вход в чтение. Почему хороши наклейки? Ребенок еще не может писать, а в книжке с наклейками он уже может отвечать на вопросы. У ребенка естественная потребность в движении, он бегает, прыгает. Точно такая же потребность у него есть в мыслительных действиях. Детям, если им этот интерес не отбить, нравится разгадывать загадки, кроссворды, совершать определенные умственные действия, узнавать что-то новое, рассматривать какие-то картинки. Только не надо все превращать в занудство, в попытку заставить что-то выучить или запомнить.
Сейчас появилось множество электронных устройств. Родители вместо книги покупают детям различные гаджеты. Есть ли у книги будущее, будет ли она по-прежнему интересна ребенку?
– Это совершенно два разных продукта. Мне кажется, что в дошкольном возрасте книга значительно важнее электронного гаджета. Все эти современные устройства тоже нужны. Было время, когда я была категорически против того, чтобы ребенок дошкольного возраста работал с компьютером или другим электронным устройством, мне казалось, что это не нужно, это мешает его развитию. Сейчас понятно, что оградить ребенка невозможно, он, в любом случае, живет в цифровом мире, окружен всеми этими устройствами. Но каждому ребенку хорошая книга всегда должна быть интереснее, если родитель правильно ее подберет, если не будет лениться читать ее перед сном, заниматься с ребенком. Надо сесть рядышком, надо почитать, вместе удивиться, задать открытый вопрос. Вместе с ребенком развитие идет быстро и эффективно. А если вы пытаетесь избавиться от ребенка, проще всего дать ему мультики посмотреть. Ребенок занят, родитель свободен, отдыхает. Вроде всем хорошо, но все это аукнется к 14-летнему возрасту. Поэтому нужно читать детям книжки, проводить с ними как можно больше времени, в походы ходить – это, во многом, залог того, что в сложный переходный возраст он не совершит больших ошибок.
Какое место в издательстве занимает методическая литература?
– На сегодняшний день меньше, чем литература, предназначенная для домашних занятий. По нашей программе «От рождения до школы» работает 80% детских садов России, поэтому методическая литература издательства востребована. Сейчас мы начали проект «Программа «От рождения до школы»: новые возможности», где стараемся в новом формате давать материал воспитателям. Педагоги сейчас другие, они работают с компьютером. Они много знают, у них значительно больше ответственности, к ним больше требований, у них нет времени читать толстенные книги в том стиле, в котором они были написаны раньше – методические указания, конспекты занятий, в которых написано, что говорит воспитатель, что отвечает ребенок. Надо менять принцип подачи материала в методических пособиях, а в самой системе дошкольного образования надо менять формат отношения взрослого с ребенком, в этом направлении мы сейчас и движемся.
Выпускает ли «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» книги для родителей?
– У нас есть несколько серий для родителей. Они написаны очень кратко, простым языком. Но книга для родителей – очень сложный жанр. Родитель все-таки – самое главное звено в воспитании ребенка. Нужно делать больше книг для родителей, они должны быть другими. В свое время семья Никитиных внесла настоящий переворот в сознании родителей. До этого был Бенджамин Спок, который первым сказал, что не нужно пеленать детей, не нужно их кормить по часам.
«МОЗАИКА-СИНТЕЗ» не только издает книги, но и реализует их через свою розничную сеть – магазины «Школа Семи Гномов», расскажите, как возник этот проект?
– На мой взгляд, самое главное – чтобы то, что вы делаете, было уникальным. Нельзя никого повторять, это бессмысленно, бесперспективно, нужно создавать свое, новое, оригинальное – только в этом может быть какая-то ценность. Точно так и с магазином. Можно открыть просто детский магазин, собрать там детскую продукцию. Создать обычный детский магазин – нам это не интересно, у нас была совершенно другая идея, открыть особенные магазины.
Главная их особенность заключается в том, что весь товар, который попадает в нашу сеть, предварительно отбирается методистами. Мы не берем любой товар и не руководствуемся соображениями, что он очень хорошо продается, это не может быть ключевым критерием при выборе того, что поступает на полки нашего магазина. Для нас самое главное, чтобы то, что мы предлагаем нашим детям, было действительно полезно и нужно.
Родитель приходит в любой магазин купить прописи или пособие по математике для малышей – полки просто завалены книжками с одинаковыми названиями. Родитель, любящий своих детей и даже разбирающийся в педагогике, должен потратить кучу времени и массу сил, и то без гарантии результата, чтобы выбрать что-то действительно нужное и полезное. Вот этот труд, который требует и времени, и знаний, выполняют наши методисты, специалисты в области дошкольного образования. Их задача – выбрать качественный продукт при оптимальном соотношении цены и качества, потому что я считаю, качество – наш конек. Некачественный продукт просто не нужен ребенку. Лучше купить одну очень хорошую книгу, чем много низкого качества. Основная идея сети магазинов ШСГ заключается в том, чтобы в магазине был товар высочайшего качества как по содержанию, так и по исполнению. Чтобы родитель, придя в магазин ШСГ, был уверен, что любой товар, который он приобретет, будет ему полезен, нужен и интересен его ребенку.
При реализации этой идеи возникли определенные проблемы, потому что мы отказывались от брендовых товаров. Мы не продаем, например, куклу Барби, конечно, это хорошая игрушка, но она не вписывается в идеологию наших магазинов. Это в определенном смысле влияет на прибыльность магазина, потому что люди смотрят телевизор, рекламу. Были определенные проблемы с тем, чтобы вывести магазины на рентабельность, хорошую прибыльность, непонятно, как это было сделать, сохраняя свою идею. Первый магазин мы открыли в 2009 году, сеть существует достаточно давно, но только в последнее время мы нащупали ту золотую середину и ту ниточку, за которую нужно потянуть, чтобы сделать так, как нужно, чтобы это было и полезно, и прибыльно.
Эльфия Минимулловна, поделитесь идеями, какие книги издательство планирует выпустить в ближайшее время?
– У нас есть очень интересные проекты, которые, надеюсь, взорвут рынок. Но раскрывать детали мне пока не хотелось бы.
Успехов, спасибо за беседу.
Интервью вела Лариса Бурмистрова
Ваша корзина пуста