ISSN 1997-9657
       

Кузнецова Е.С., Семенец Н.В. Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя

Полный текст

Применение информационно-коммуникационных технологий изменяет традиционный характер и процедуру управления воспитательно-образовательным процессом ДОУ, так как предусматривает распределение обязанностей между «естественным» и «искусственным» интеллектом.

Внедрение информационных технологий в работу ДОУ необходимо для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения педагогов и специалистов. Системе управления дошкольным образованием требуется не только новая техника, но и люди – технические специалисты, умеющие и, главное, желающие ее использовать. Специалисту необходимо:

  • эффективно использовать техническое и программно-методическое обеспечение;
  • поощрять педагогические инновации, основанные на использовании современных информационных технологий;
  • уделять большое внимание самообразованию по вопросам применения информационных технологий;
  • активно участвовать в процессе апробации образовательных электронных изданий и ресурсов;
  • активно участвовать в научно-методической работе, пропагандировать возможность использования информационных технологий в образовании.

Эффективность создания информационной среды в первую очередь зависит от заинтересованности и активной роли руководителя ДОУ в данном процессе.

Важно понять, что хорошо подготовленный в сфере информационных технологий администратор способен организовать в своем образовательном учреждении такую информационную среду, которая будет отвечать всем требованиям к программно-аппаратному обеспечению, к учебно-методическому наполнению ее информационных ресурсов, а также к обучению и организации работы педагогического коллектива.

Одним из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ является наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ними, четко выполняющих санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет.

Владение ИКТ позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет. Актуальной стала проблема разработки и внедрения информационных технологий в процесс управления дошкольным учреждением с комплексной разработкой программного обеспечения, методического обоснования и с внедрением системы менеджмента качества в воспитательно-образовательный процесс.

Однако в ходе работы мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ-компетентности.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

  • потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
  • желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
  • неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
  • возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогиче­ского пространства;
  • потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
  • существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение ИТ в их практической деятельности.

Данные противоречия позволили определить цель инновационной деятельности
с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в деятельность ДОУ информационных технологий.

Основными задачами для нас стали:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение использования информационных технологий в работе с родителями;
  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
  • создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методиче­ских материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
  • создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в ус­ловиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогиче­ских кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОУ. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них ИКТ-компетентности. В связи с этим были изучены образовательные потребности педагогов с помощью:

  • диагностирования: анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы;
  • индивидуального собеседования;
  • изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;
  • систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.

Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности:

  •  экономия времени при разработке дидактических материалов;
  •  перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
  •  переход на новый уровень педагогиче­ского мастерства.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней ИКТ-компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе (Диаграмма 1).

Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует): 24% – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИТ.

Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая): 8% – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Например, необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке, поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая): 36% – информационно-коммуникативные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно-образовательный процесс.

Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая): 32% – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИКТ-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

 

Диаграмма 1. Выявление групп педагогов, характеризующихся по разным уровням принятия информационных технологий.

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определила выбор форм управления повышением ИКТ-компетентности педагогов. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки педагоги осваивали способы и приемы использования информационных технологий в образовательном процессе.

Для подготовки педагогов дошкольного учреждения к непрерывному развитию ИТ-компетентности нам потребовалось организовать консультативную методическую поддержку.

В практике работы ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы повышения ИКТ-компетентности педагогов:

  • педагогические мастерские и наставничество;
  • обучающие семинары;
  • работа в паре;
  • тематические семинары.

Для любого педагога важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в работу.

Педагог может посетить занятие опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма мало продуктивны в «автономном режиме». Необходимо постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.

Важную роль в повышении теоретиче­ского уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы привлекаем педагогов группы 4, которые дают практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживают их выполнение.

Используем и такую форму работы, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий ИКТ, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т.к., например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИТ-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителями организуются конкурсы педагогов. Педагоги разрабатывают и готовят:

  • компьютерные презентации «Наша группа»;
  • электронные методические материалы и презентации для занятий;
  • информационные буклеты для родителей;
  • групповые газеты.

Мы выделили следующие критерии развития информационно-коммуникативных способностей педагога:

  • умение создавать текстовые и графиче­ские документы;
  •  умение использовать компьютер как педагогическое техническое средство;
  • умение разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогиче­ские программные средства;
  •  умение использовать информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
  • знание способов представления педагогической информации с помощью ИТ.

Важно отметить, что ИТ могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ.

В методической работе нашего дошкольного учреждения ИТ используется на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Разработанная система повышения ключевой ИКТ-компетентности педагогиче­ских работников дала свои результаты. Наши педагоги:

  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т.д.);
  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  •  активно используют информационные технологии в деятельности ДОУ;
  • владеют навыками поиска информации в сети Интернет;
  • владеют программой создания мультимедийных презентаций;
  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  •  владеют способами и методами применения ИТ в работе с родителями.

На данный момент в ДОУ разработана технология мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Создана система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов. Подготовлено более 10 мультимедийных презентаций по методической работе. Создана медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям; более 20 занятий с использованием информационных технологий.

Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой сайт в сети Интернет, имеется электронный адрес ДОУ.

Таким образом, информационная среда ДОУ включает:

  • методическое обеспечение;
  • базовую программную платформу, представленную операционной системой Microsoft Windows XP;
  •  аппаратный комплекс: компьютеры, локальную сеть с доступом в Интернет. В ДОУ используются следующие программы: Microsoft Office 2003 (Microsoft Word – текстовый процессор, Microsoft Excel – электронные таблицы, Microsoft Power Point – программа для создания мультимедийных презентаций; Adobe Photoshop CS2 – графический растровый редактор; Internet Explorer – веб-браузер).

Информационная среда доступна для всех участников образовательного процесса и представлена в документах, презентациях и сайтом в Интернете.

Функционирует сайт ДОУ, размещенный в Интернете по адресу mdou20abakan.ucoz.ru, носит информационный характер.

На сайте созданы следующие страницы: «Главная», «Давайте познакомимся», «Страницы истории», «Советы тетушки Совы», «Советы музыканта Гусли», «Обратная связь», «Наши группы». На сайте есть ссылки на другие информационные ресурсы в сети Интернет. Сайт прошел экспертизу городского методического кабинета на соответствие ст. 32 закона «Об образовании». Были получены методические рекомендации по организации работы сайта. Навигация сайта сквозная. Карта сайта и перечень основных разделов доступны с любой страницы.

Сайт посещают в основном родители наших воспитанников. Дальнейшее развитие сайта связано с появлением новых оригинальных идей, расширением круга посетителей (т.е. с успешным продвижением), с возможным участием в различных образовательных проектах. Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта, позволило на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

В ДОУ широко используется электронная почта, мультимедийные технологии. Электронная почта – наиболее быстрый способ пересылки текстовых сообщений или файлов, содержащих графическое изображение, фото и другие виды сообщений. По электронной почте можно пересылать различную документацию, общаться с родителями и коллегами. Научиться пользоваться почтой очень несложно. Современные операционные системы и программы весьма дружелюбны к пользователю. Существует большое количество почтовых серверов, предоставляющих бесплатные почтовые ящики, например Яндекс (http://www.yandex.ru/). Удобно заводить несколько адресов для разных целей: рабочий адрес, адрес для друзей, для регистрации на сайтах. Это позволяет разделить потоки информации и обеспечить удобство в работе.

Как показывает анализ практики, наиболее известные программные продукты общего назначения, применяемые в управлении и развитии дошкольного учреждения, следующие: Microsoft Word – текстовый процессор, Microsoft Excel – электронные таблицы, Microsoft Power Point – программа для создания мультимедийных презентаций; Adobe Photoshop CS2 – графический растровый редактор, антивирусные программы (Doctor Web, NOD), программы-архиваторы (WinZip, WinRar). Для организации телекоммуникационного взаимодействия, как правило, используют веб-браузер Internet Explorer.

Для быстрого доступа к информационным ресурсам других компьютеров, а также к офисной технике ДОУ была создана локальная сеть. Она объединяет компьютеры, установленные на сравнительно небольшом удалении друг от друга (в одном здании). В нашей локальной сети все компьютеры равноправны. Но доступ к системным папкам разный. Так, заведующий ДОУ может просматривать все доступные ресурсы, а заместители – только необходимые им папки.

В локальной сети также созданы сетевые пап­ки: «Уп­равление», «Заместитель по вос­пи­та­тельной и методической работе», «Дело­производитель». Каждая папка содержит подпапки, которые в свою очередь наполнены необходимыми файлами. Использование материалов сетевых папок позволяет сотрудникам ДОУ работать эффективно и оперативно, постоянно взаимодействуя друг с другом и обмениваясь накопленным опытом.

Особого внимания заслуживают программные продукты специального назначения, которые в той или иной мере способствуют решению задач сопровождения информационных систем управления ДОУ.

Деятельность по использованию информационных технологий, организуемая в ДОУ, как правило, направлена на совершенствование воспитательно-образовательной работы и затрагивает интересы всех участников образовательного процесса. В ходе проведения нашего исследования апробирован опыт построения информационной среды дошкольного образовательного учреждения, разработана и внедрена модель формирования информационно-коммуникативной компетентности руководителя ДОУ.

Полученные в ходе исследования результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать выводы: с одной стороны, информационные технологии служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осущест­вить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать ре­зультаты, воспользоваться графиче­скими возможностями компьютера.

Но с другой стороны – экономические проблемы и недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования в области информационных технологий сдерживают инновационные направления деятельности, связанные с активизацией информационно-технических механизмов в управлении дошкольным образовательным учреждением.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно повысить качество работы дошкольного образовательного учреждения.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.