ISSN 1997-9657
       

Зерницкий О.Б. Если ребенок болен

Полный текст

Здоровье детей – достояние нации. Но, к сожалению, данные статистики неутешительны. В последнее время увеличилось число детей с теми или иными отклонениями от нормы здоровья: около 60% больных детей имеют хронические заболевания. Воспитывать больного ребенка сложно: от родителей требуется выдержка, терпение, мудрость. Но необходимы и специальные знания, стратегии воспитания, ведь от этого во многом зависит состояние больного ребенка.

Одним из важных факторов эффективно сти лечебно-реабилитационного процесса является включение в него родителей и других близких родственников. Успешность такого включения зависит от отношения родителей к болезни вообще и к болезни ребенка в частности. Например, одно из распространенных мнений звучит так: «У хороших родителей – хороший, то есть здоровый, ребенок». При этом нередко оказывается, что болезнь ребенка – это «запрещенная», крайне тяжелая для всех членов семьи тема. О ней предпочитают не говорить как в кругу семьи, так и за ее пределами.

А. Я. Варга, занимавшаяся исследованием родительского отношения к больным детям, выделила четыре типа материнского отношения.

  1. Матери первого типа легко и органично приспосабливаются к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение.
  2. Матери второго типа сознательно и нередко безуспешно стараются приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносит в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще настаивают на своем и не уступают ребенку.
  3. Матери третьего (отвергающего) типа не проявляют большого интереса к ребенку. Основу материнства составляет чувство долга. В их отношениях с ребенком практически нет теплоты и места для спонтанного поведения. Они устойчивого отвергают ребенка. Реализация ими родительской роли сводится к контролю за поведением малыша и удовлетворению его жизненно важных потребностей. Если мать разочаровывается в ребенке, то она может испытывать чувство стыда за его несостоятельность, не принимать его эмоционально, проявлять жесткость, отстраненность в общении с ним, в лучшем случае жалеть.

    Характерным для этого стиля отношения является частое применение к ребенку физических наказаний. Такая форма воспитания объясняется фиксацией на интеллектуальной слабости ребенка. В этом случае нередко физические наказания выступают не столько инструментом в решении воспитательных задач, сколько выражением накопившейся досады и усталости, а то и стремлением воздвигнуть между собой и ребенком заслон из страха, чтобы ограничить слишком частое обращение ребенка к взрослому и его претензии на внимание.

  4. Четвертый тип отношения матери – так называемый непоследовательный. Эти матери допускают ошибки в воспитании, плохо понимают своего ребенка. Именно четвертый стиль материнства является наиболее «вредным», т. к. постоянная непредсказуемость материн ских реакций лишает малыша мира стабильности и провоцирует повышенную тревожность. При этом, помимо психолого-эмоциональной дестабилизации, велика вероятность нарушения развития познавательных функций, что в конечном счете сказывается на эффективности обучения ребенка как в дошкольном учреждении, так и на последующих этапах обучения.

К болезни ребенка должна приспосабливаться не только мама, но и вся семья. У малыша может сформироваться негативная картина мира и сложиться свой сценарий болезни, развиться высокая тревожность, связанная с беспокойством по поводу своего будущего в целом и прогнозом течения болезни.

В нашей культуре родители связывают с деть ми следующие мотивы:

  • дети – источник радости, новизны, забав;
  • в детях мы продлеваем себя, в них заключен смысл жизни;
  • родитель в ответе за своего ребенка;
  • вырастая, дети могут добиться того, что не удалось родителям;
  • дети будут обеспечивать в старости;
  • настоящая семья не может быть без детей.

Ребенок с тяжелым хроническим заболеванием не соответствует типичным родительским ожиданиям, это может стать причиной чувства беспомощности у родителей. Больные дети медленнее, чем их здоровые сверстники достигают определенных возрастных этапов, а иногда и вовсе не «проходят» их. В этих случаях родители вновь и вновь переживают чувства беспокойства, разочарования и неуверенно сти. Е. Р. Смирновой было выделено три периода, с которыми сталкивается семья ребенка с хроническим заболеванием в ходе дошкольного детства.

Первый период связан с пониманием того, что ребенок болен. Обычно он совпадает с получением точного диагноза. Очень часто родители, описывая этот период, говорят о нем как о самом кошмарном в своей жизни. В это время зачастую рушатся семьи: супруги начинают обвинять друг друга в том, что ребенок заболел. Важную роль на данном этапе играет широта социальных связей родителей, особенно наличие отношений с людьми старшего возраста.

Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы жизни. Родители с волнением наблюдают, насколько успешно ребенок достигает определенных ступеней развития. Важно, чтобы родители были внимательны к ребенку, постоянно наблюдали за его успехами, знали о сложностях, с которыми он сталкивается, следовали рекомендациям специалиста. Тип и степень тяжести заболевания ребенка играют определяющую роль в формировании семейных установок и поведения. Встречи с другими родителями в специальных детских садах, реабилитационных центрах могут способствовать коррекции собст венного поведения и формированию реалистичных ожиданий.

Третий период испытаний для семьи – поступление ребенка в школу, уточнение формы обучения (в обычной или специальной школе), переживание реакций сверстников, хлопоты по устройству внешкольной деятельности сына или дочери. Критической точкой может стать момент, когда родители убеждаются, что их ребенок не может обучаться в обычной школе и нуждается в специальной программе. Родители начинают осознавать нереальность своих первоначальных планов по поводу образования и профессиональной карьеры ребенка.

Для того чтобы смягчить воздействие этих критических моментов на жизнь семьи, необходимо знать особенности возрастного развития ребенка и развития семейных отношений в эти периоды. Важно помнить, что физическое, социальное и эмоциональное существование членов семьи взаимозависимо, и если возникают нарушения во взаимоотношениях или ухудшается здоровье одних родственников, это непременно сказывается на других.

Проблема воспитания детей с хроническими заболеваниями носит многоплановый характер – это комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования. Больной ребенок страдает не только из-за нарушений слуха, зрения, способности передвигаться и т. п., но и по причине лишения обычного мира детства, отделения от здоровых сверстников, их интересов и забот. В этой связи идея инклюзивного образования представляется весьма перспективной.

Говоря о работе с детско-родительскими отношениями в семьях, где есть дети-инвалиды дошкольного возраста, психологи и социальные работники должны, прежде всего, учитывать специфику социальной ситуации развития ребенка в семье и в тех дошкольных учреждениях, которые он посещает. Довольно часто в семьях с ребенком-инвалидом родители проявляют гиперопеку, стараются оградить ребенка от любых трудностей.

Основой поддержки семей с больным ребенком является совместное партнерство, под которым подразумевается установление уважительных, доверительных, внимательных взаимоотношений между специалистами и членами семьи. В этих взаимоотношениях каждая сторона верит в способность другой стороны внести важный вклад в процесс поддержки; делится своими знаниями и умениями; влияет на выбор целей, план работы и качество взаимодействия между семьей и практиками.

Однако на практике довольно часто исповедуется так называемая «медицинская модель» подхода к больному, в контексте которой реализуется субъект-объектное отношение к больному как к носителю определенного диагноза. При этом психологический ресурс самого больного и его ближайшего окружения практически не используется.

Кроме того, как показывают многие современные исследования, недостаточно удовлетворяется запрос больного ребенка и его семьи на психологическую помощь. Это объясняется рядом факторов. Во-первых, в штатных расписаниях лечебно-реабилитационных учреждений отсутствует должность психолога-консультанта, а если и есть клинический психолог, то его функции сводятся в основном к психодиагностике. Кроме того, многие медицин ские работники скептически относятся к участию психологов в лечебно-реабилитационном процессе и привыкли к монополизации принятия решений и ведения лечебно-реабилитационного процесса. Во-вторых, при подготовке психологов недостаточно внимания уделяется их возможному участию в лечебно-реабилитационном процессе в качестве консультантов и психотерапевтов.

Деятельность психолога может осуществляться в рамках как индивидуального или семейного консультирования детей и их родителей, так и в групповых формах работы.

Для повышения эффективности лечения и реабилитации больных детей необходимо включение в эти процессы их родителей как соучастников направленного реабилитационного процесса.

Родителям нередко свойственно стереотипное представление, что их ребенок нуждается только в лечении. Необходимо изменить его, показав родителям, что болезнь – это не только нездоровье, но и особое психологическое состояние, имеющее свою динамику, что трудности есть и будут, но их количество зависит от успешности реабилитации. И чем раньше она будет начата, тем с меньшим числом проблем столкнется сам ребенок и его близкие.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.