ISSN 1997-9657
       

Этический кодекс Европейской ассоциации изучения образования в раннем детстве (EECERA)

№9 2015 Этический кодекс Европейской ассоциации изучения образования в раннем детстве (EECERA)
Полный текст

Введение

Этический кодекс EECERA предложен в качестве рамочной структуры для специалистов, которые занимаются исследованиями раннего детства, публикуют и распространяют полученные результаты. Этические принципы и рекомендации были разработаны рабочей группой Попечительского Совета EECERA в сотрудничестве с различными специалистами, в частности с координационным редактором «Международного журнала образования в области раннего детства»

(“International Journal of Early Years Education”), Английской ассоциацией исследований в области образования; Шотландской ассоциацией исследований в области образования; Американской ассоциацией исследований в области образования.

Мы надеемся, что Этический кодекс будет способствовать разработке научно-исследовательских программ исследователями раннего детства, обеспечит необходимые гарантии и предосторожности всем участникам исследований, особенно самым юным, а также поможет создать высокие стандарты науки и исследовательской практики.

Этический кодекс EECERA устанавливает правила этического поведения для исследователей раннего детства. Предполагается, что все исследования, проведенные членами EECERA, или опубликованные и распространенные через платформы EECERA, в том числе журналы, книги и конференции, будут оцениваться в соответствии с этим кодексом.

Этические принципы EECERA Исследователи раннего детства должны следовать этике по отношению к:

1. ребенку, семье, сообществу и обществу;
2. демократическим ценностям;
3. справедливости и равноправию;
4. различным точкам зрения;
5. порядочности, открытости, уважительному общению;
6. качеству и точности;
7. академичности;
8. социальному вкладу.

1. Ребенок, семья, сообщество и общество

Согласно этике необходимо:

• действовать в интересах всех участников исследования от рождения и на протяжении всей жизни;

• гарантировать, что все участники исследования рассматриваются в качестве развивающихся субъектов в контексте их семей и сообществ, которые культурно представлены как части более широких слоев общества;

•  гарантировать, что отношение к людям и общностям свободно от предрассудков, независимо от их культурной принадлежности.

2. Демократические ценности

Согласно этике необходимо:

• рассматривать всех участников исследовательского процесса в качестве субъектов, а не объектов, которым дано право участвовать в  научно-исследовательской  деятельности, прямо или косвенно, активно или пассивно;

• относиться ко всем участникам и сообществам, вовлеченным в исследования, беспристрастно, с достоинством и без предубеждений, независимо от возраста, вероисповедания, языка, физических ограничений, состояния здоровья, гендерной идентичности,  сексуальной  ориентации, расы, национальности, социального класса, происхождения, культуры, социально-экономического, семейного, домашнего или родительского статуса;

• в качестве основы исследования иметь глубокое уважение к правам людей, особенно к детям и социально уязвимым членам общества, гарантировать право голоса и активное участие в принятии влияющих на них решений (уделяя должное внимание Конвенции ООН о правах ребенка);

• признавать права других людей на ценности, взгляды и мнения, которые отличаются от ценностей, взглядов и мнения исследователя;

• быть деликатным к культуре, индивидуальным и ролевым различиям и стремиться к исключению любого рода предвзятости;

• распределять, по мере возможности, силы между всеми участниками исследования, что позволяет всем участникам исследования иметь голос в исследовательском процессе и надлежащим образом осуществлять свой вклад в исследование.

3. Справедливость и равноправие

Согласно этике необходимо:

• действовать в соответствии с кодексом, который активно продвигает демократические ценности и способствует социальной справедливости и равноправию в рамках сообществ и обществ;

• уважать плюрализм на уровне парадигм, теорий, дисциплин и методологий, делающих вклад в процесс исследования, который высвечивает многогранность человеческого существа, придает доверие различным мнениям, отвечает различным реалиям и способствует, в нашем понимании, равенству участников исследования.

4. Различные точки зрения

Согласно этике необходимо:

• содействовать проведению оригинальных и информативных исследований, одновременно демонстрируя уважение к существующим работам и дисциплинам;

• стремиться расширять знания во всех областях раннего возраста, учитывая мнения всех участников исследования, в том числе учащихся, педагогов, практиков, политиков и общественности;

• признавать правомерность разнообразных философских оснований педагогических исследований, парадигм и методологий и стремиться подтверждать, что полученные в их рамках результаты не подвергаются выборочной оценке и не сдерживаются прямо или косвенно различиями в методологии проводимых исследований.

5. Порядочность, открытость, уважительное общение

Согласно этике необходимо:

• обнародовать набор этических принципов и действий, которыми руководствуются участники научно-исследовательской практики;

• убедиться в том, что исследователи намеренно не ставят под угрозу благополучие других людей;

• обеспечить недопустимость обмана или утаивания информации от участников исследований; действия исследователей должны быть полностью задокументированными, результаты и методы – открытыми для внешнего контроля и критического анализа;

• обеспечить изучение процессов и полученных результатов честными и справедливыми способами, признающими общий вклад в исследования и в распространение его результатов;

• поддерживать исследователей в обнародовании результатов исследований для всех участников и широкой общественности, если это не причинит вреда;

• обеспечить информирование о результатах исследований понятным и простым для це- левой аудитории языком;

• убедиться, что исследователи не нарушали этические нормы в угоду коллегиальному решению.

6. Качество и точность

Согласно этике необходимо:

• убедиться, что исследование неукоснительно служит вопросам и задачам изучения;

• обеспечить  свободный,  независимый, критический и осознанный выбор авторов, статей, теорий и понятий, включенных в обзор литературы и документальное оформление исследования с полным цитированием;

• обеспечить высокие этические стандарты работы со всеми участникам исследования, что гарантирует соблюдение их прав;

• обеспечить самые высокие академические и профессиональные стандарты в представлении и распространении результатов исследований.

7. Академичность

Согласно этике необходимо:

• обеспечить, чтобы все, кто внес существенный вклад в создание интеллектуального продукта, были в списке авторов / участников проекта;

• признать, что некорректно перечислять людей, которые непосредственно не способствовали исследованию или письменным результатам исследования;

• убедиться, что ученое звание или другие показатели академического статуса не влияют на степень участия в исследовании и не определяют исследователя как основного автора; порядок авторства должен отражать относительное лидерство и вклад в исследование;

• признать обязанность авторов упоминать все внешние финансовые и нематериальные источники проекта, в рамках которого прямо или косвенно проводилось исследование;

• обязать авторов раскрывать историю статей, которые они предоставляют для публикации: то есть, если статья, по существу, аналогична по содержанию и форме ранее опубликованной, это должно быть отмечено, а также указано место издания.

8. Социальный вклад

Согласно этике необходимо:

• обеспечить отражение в исследовании понимания социальной ответственности перед сообществами и обществами, в которых оно проводится;

• убедиться в том, что исследование стремится обеспечить продвижение научных знаний и служить общественному благу;

• обеспечить полезность и значимость исследования для всех, кто участвует в проекте;

• поощрять исследования, которые вносят вклад в широкое исследовательское сообщество в духе критического анализа и конструктивной критики, и которые оказывают влияние как на теорию и практику, так и на расширение знаний в этой области.

Руководство к практическому исследованию

1. Обязанности по отношению к участникам исследования

Добровольное и информированное согласие:

• Исследователи должны гарантировать участие в исследовании на основании добровольного и информированного согласия. Это означает, что всем лицам, причастным к исследованию, включая маленьких детей, должна быть представлена полная и достоверная информация о содержании, целях и ходе исследования и дана возможность выразить свое согласие или несогласие участвовать в проекте. Недопустимо принудительное участие в исследовании.

• Получение согласия следует рассматривать как активно действующий и непрерывный процесс. Участникам должно быть предоставлено право в любой момент выйти из исследования.

• Участие в проекте должно быть пересмотрено, если первоначальные содержание, цели или ход исследования существенно меняются.

• В тех немногих случаях, когда неприемлемо или невозможно получить информированное согласие, необходимо тщательно проработать вопрос о причинах этого, и они должны быть официально зафиксированы и проверены с соблюдением этических норм местных организаций.

Анонимность и конфиденциальность:

• Исследователи должны признать все права на неприкосновенность личной жизни.

Конфиденциальность и анонимность участников исследования должны рассматриваться в исследовании как норма, если только участники исследования конкретно и недвусмыслен- но не отказались от этого права.

Участники рассматриваются как субъекты исследования:

• Все исследования должны проводиться с соблюдением прав всех участников, к которым относятся с абсолютным уважением и признанием. Участники должны рассматриваться как субъекты изучения, обладающие соответствующими правами и никогда как объекты ис- следовательского процесса.

Недискриминационное и всестороннее участие (голоса детей и уязвимых групп):

• Исследователи должны стремиться к всестороннему и недискриминационному под- ходу в выявлении и отборе участников исследований.

• Если участие отдельных индивидуумов или сообществ в исследовании представляет сложность, необходимо принять меры и направить усилия на барьеры, препятствующие участию.

• Исследователи должны также изучить методики, которые предусматривают альтернативные подходы для групп людей, в меньшей степени имеющих право голоса, включая маленьких детей и социально уязвимые слои населения, чтобы они также могли внести вклад в исследовательский процесс.

• Исследователи  должны  предпринять шаги, чтобы избежать такого хода исследования, который дает преимущество одной из групп участников над другой.

Использование поощрения и недопущение эксплуатации:

• Исследователи должны понимать, что предложение стимулирования для поощрения участников для принятия участия в исследовании может вызвать проблемы и стать причиной предвзятости в подборе участников и их ответах.

• В целом, использование стимулирования должно быть, скорее, исключением, чем нормой в исследовании, и если стимулирование все же предлагается, то оно должно быть тщательно продумано.

• Исследователи должны действовать осторожно, чтобы исключить эксплуатацию участников исследования, в том числе чрезмерную зависимость от одной группы, использование доброй воли участников или отдельных групп и отсутствие у участников силы противиться требованиям и запросам.

Недопущение вреда или ущерба для участников:

• Исследователи должны помнить, что процесс исследования может оказать давление на участников, или привести к потенциально вредным последствиям для них. Они должны предпринять все необходимые шаги, чтобы уменьшить чувство навязывания чужой воли, давления или стресса, которые могут возникнуть в результате участия в исследовании.

• Исследователи должны немедленно отказаться от любых действий, которые вызывают дистресс у участников.

• Исследователи должны стремиться минимизировать влияние исследований на участников:  бюрократических,  эмоциональных, физических или других факторов, стремиться соблюдать этику «минимального вторжения» в жизнь участников.

Обратная связь с участниками исследования:

• Все участники должны быть проинструктированы на каждом этапе исследования и по завершении исследования.

• Исследователи должны быть готовы изменить ход исследования в зависимости от по- желаний участников.

• Всем участникам исследования должны быть предоставлены копии отчетов или других публикаций, связанных с их участием в исследовании.

2. Обязанности, связанные с процессом исследования

Высокие стандарты профессиональной честности, точности и компетентности:

• Исследования  должны  проводиться с самыми высокими этическими стандартами, изложенными в настоящем руководстве и признанными на международном уровне.

• Достоверность исследования зависит от тщательного и самостоятельного выбора теоретических и литературных источников, которые должны быть в точности приведены.

• Ход исследования должен точно соответствовать поставленным задачам.

• Результаты исследований должны быть тщательно  подготовлены  и  опубликованы в соответствии с высшими академическими стандартами.

Подходы к участию в исследовании с распределением власти:

• Исследователи должны работать в духе статей 3 и 12 Конвенции ООН о правах ребенка, если в исследовании предполагается участие детей или социально уязвимых молодых людей и взрослых.

• Исследователи должны обеспечить всем участникам возможность свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам с учетом их возраста.

• Исследователи, занимающие позицию власти в отношении участников исследования, должны указывать меры, предпринятые для уменьшения разделения власти.

Защита данных и безопасность:

• Исследования должны соблюдать законодательство о защите данных, которое гарантирует, что все участники знают и имеют доступ к собственным персональным данным.

• Исследователи должны обеспечить надежное хранение конфиденциальных данных, сведений или сообщений и их защиту от внешних вторжений и разглашения.

• Исследователи должны иметь разрешение от участников раскрывать личную информацию третьим лицам или предоставлять третьим лицам право на доступ к таким данным.

Записи должны быть защищены от любого разглашения информации.

Открытость и раскрытие информации:

• Исследователи, которые считают, что конфиденциальность и анонимность соглашений могут привести к противоправным поступкам, должны тщательно рассмотреть вопрос о раскрытии информации для соответствующих органов.

• Если поведение участника будет представлять опасность для других участников или третьих лиц, исследователи должны рассмотреть возможность раскрытия информации.

Исследователи должны сообщить участникам, что они намерены раскрыть персональную информацию.

• Исследователи должны вести тщательное документирование причин и действий в принятии решения о раскрытии персональной информации в случае заявления о неправомерных действиях или иных серьезных последствиях.

Обязанность заботиться о безопасности и благополучии исследователей:

• Права и интересы исследователей должны быть защищены, риски для научных сотрудников при проведении исследований должны быть тщательно оценены и минимизированы.

Регулярное и открытое информирование о ходе исследования для всех участников:

• Все участники исследования, в том числе дети младшего возраста, имеют право на информирование о ходе исследования и его результатах. Исследователи должны разобрать с участниками важные моменты исследования и по завершении исследований предоставить копии отчетов или других публикаций, являющихся результатами их участия в исследовании.

3. Обязанности по отношению к результатам исследований и процессу их распространения

Оглашение спонсоров и заинтересованных лиц:

• Спонсором или заинтересованной стороной считается любое лицо или организация, которые финансируют исследования или облегчают его проведение, обеспечивая доступ к данным и участникам. Отношения между исследователем и спонсором должны быть определены в письменном соглашении и оглашаться во всех результатах исследования и публикациях.

• Все интересы в исследовании должны быть четко оговорены, включая источники финансовой поддержки и соответствующие личные или профессиональные отношения, которые могут спровоцировать конфликт интересов, включая всех, кто заинтересован в исследовании.

• Исследователи должны уделять должное внимание методологиям и способам исследования.

Конфиденциальность и анонимность:

• Любые решения об изменении соглашений о конфиденциальности и анонимности следует принимать после внимательного и тщательного обдумывания, участники должны быть заранее проинформированы о намерениях и причинах разглашения информации.

Права интеллектуальной собственности:

• Спонсор исследования должен учитывать, что исследователи имеют право самостоятельно публиковать результаты исследований, и что это право не должно быть отменено или необоснованно запрещено.

• Исследователи имеют право публично отмежеваться от результатов исследований, которые они провели, если они чувствуют, что презентация результатов вводит в заблуждение или проводится избирательно.

Стандарты отчетности и публикаций (ясность, аудитория и достоверность):

• Для обеспечения большей доступности результатов исследовательской работы должен быть использован широкий спектр инструментов распространения, в том числе современные технологии и веб-сайты.

• Для отчетности должен быть принят простой и доступный стиль изложения, который ясен и понятен всем, кто интересуется или участвует в научных исследованиях, а также соответствующий целевой аудитории.

• Исследователи должны обеспечить точность и достоверность всех публичных сообщений об исследованиях.

Социальная выгода и полезноcть:

• Результаты исследования должны способствовать улучшению политики и/или практики раннего детства и углублению знаний.

• Исследователи несут ответственность за обнародование результатов своих исследований в пользу более широкого понимания теории и практики раннего детства в рамках широкой общественности.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.