ISSN 1997-9657
       

Езопова С.А., Новицкая В.А., Солнцева О.В. От музея «Детская жизнь ребенка» к организации научно-методического сопровождения современной практики дошкольного образования

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты ретроспективного исследования, посвященного становлению и развитию сотрудничества Герценовского университета с детскими садами Санкт-Петербурга, раскрываются исторически сложившиеся традиции научно-методического сопровождения практики дошкольного образования, описываются современные тенденции развития данного направления. Целью исследования стало изучение ключевых идей и направлений научно-методического сопровождения деятельности детских садов в процессе целостного исторического развития. Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ содержания архивных материалов, публикаций, периодических изданий, ретроспективный метод, показывающий процесс сотрудничества Герценовского университета с точки зрения динамики его развития и исторической преемственности, научная интерпретация и синтез конкретных фактологических материалов.

Полученные результаты исследования раскрывают уникальный опыт деятельности музея «Детская жизнь ребенка», послуживший основой для формирования практики научно-методического сопровождения инновационной, опытно-экспериментальной, проектной деятельности детских садов города.

Выводы. Исследование позволяет определить тенденции развития процесса научно-методического сопровождения практики дошкольного образованиями в Санкт-Петербурге, выделить исторически сложившиеся традиции такого сотрудничества, обозначить существующие современные тенденции, определить ключевые направления развития данного процесса.

Фрагмент статьи

Введение

Интерес к процессу научно-методического сопровождения практики дошкольного образования в последнее десятилетие значительно усилился. Это связано с изменением отношения государства и общества к профессиональной деятельности современного педагога. Согласно Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 №3241п – П8), обновленные цели системы российского общего образования повышают традиционные и создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом. Сохраняя лучшие традиции научно-методического сопровождения российских учителей и воспитателей, необходимо развивать и обновлять содержание и форматы данного процесса, ориентированного на развитие новых профессиональных качеств специалистов в области дошкольного образования в соответствии со стандартом профессиональной деятельности педагога.

Приоритетность выделенной задачи подчеркнута в ключевых положениях государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642), где научно-методическое сопровождение процесса развития системы общего образования провозглашено в перечне актуальных прикладных исследований (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642. С. 208).

В настоящее время существующий эшелон исследований, посвященных проблеме научно-методического сопровождения в сфере образования, позволяет нам определить специфику данного процесса, его структуру и форматы реализации. В исследованиях А.Г. Гогоберидзе, В.А. Новицкой, Е.В. Каратаевой и др. научно-методическое сопровождение рассматривается в контексте сотрудничества двух образовательных организаций, одна из которых имеет научный и методический потенциал для оказания помощи и поддержки субъекту образования в решении актуальных задач его деятельности. Среди потребностей образовательных организаций актуальной становится практика сопровождения педагогов в процессе решения педагогических задач. Чаще потенциально готовы к научно-методическому сопровождению образовательные организации, реализующие научные исследования, имеющие научный кадровый потенциал, осуществляющие процессы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Список литературы

1. Информационно-аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2016 год) / Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской информационно-методический центр «Семья». – СПб., 2017.
2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования 2018–2025 гг.» – http://docs.cntd.ru/document/556183093 (дата обращения 01.08.2018).
3. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой при ЛГПИ им. А.И. Герцена / Под общ. ред. Е.И. Тихеевой. – М.-Л., 1928. – 101 c.
4. Институт детства Герценовского университета / Под ред. А.Г. Гогоберидзе (авторы: Акулова О.В., Алексеева Е.Е., Барышева Т.А., Вергелес Г.И. и др.). – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2017. – 432 с.
5. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога – традиции и инновации // Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А., Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Гогоберидзе А.Г., Грядкина Т.С., Деркунская В.А., Ивченко Т.А., Крулехт М.В., Михайлова З.А., Немченко Л.В., Никонова Н.О., Полякова М.Н., Римашевская Л.С., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Коллективная монография / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, институт детства. – СПб., 2010. – 417 с.
6. Онищенко Э.В., Котова С.А., Савинова Л.Ю. Традиции профессиональной подготовки педагогических кадров в Санкт-Петербурге (на примере дошкольного и начального образования) //
Университетское образование современного педагога. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – 2016. – С. 65–72.
7. Педагогика детства: Петербургская научная школа. – СПб., 2005. – 490 с.
8. Тихеева Е.И. Организация детского сада и детского дома. – М.: Мир, 1923. –
143 с.
9. Изменения в профессиональной деятельности педагога в контексте новой трудовой реальности: коллектив. Монография / Под общ. ред. Н. В. Чекалевой. – Омск: Литера, 2015. – 228 с.
10. Лебедева И.В., Арифулина Р.У. На­учно-методическое сопровождение процесса создания инновационной среды школы // Современные наукоемкие технологии. – 2016. –
№8. – С. 339–343.
11. Полякова М.Н. Историко-ретроспективный анализ предмета педагогической диагностики в научных исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2013. – №155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-retrospektivnyy-analiz-predmeta-pedagogicheskoy-diagnostiki-v-nauchnyh-issledovaniyah-kafedry-doshkolnoy-pedagogiki (дата обращения: 04.07.2018).
12. Ничипоренко Л.К. Возможности научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов в научной лаборатории на базе музейной коллекции материалов М. Монтессори и Ф. Фребеля // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2014. – №171. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-prepodavateley-studentov-v-nauchnoy-laboratorii-na-baze-muzeynoy-kollektsii (дата обращения: 02.07.2018).
13. Шалашова И.В. Обоснование основных тенденций развития трудового обучения в ретроспективном анализе теории и практики в советской педагогике и школе 1920–30-х годов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – №105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-osnovnyh-tendentsiy-razvitiya-trudovogo-obucheniya-v-retrospektivnom-analize-teorii-i-praktiki-v-sovetskoy-pedagogike-i (дата обращения: 04.07.2018).
14. Щербаков В.С., Шайхутдинова Г.А. Методологические исследования института педагогики, психологии и социальных проблем: теории, подходы, концепции (ретроспективный анализ) // КПЖ. – 2016. – №5(118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-issledovaniya-instituta-pedagogiki-psihologii-i-sotsialnyh-problem-teorii-podhody-kontseptsii-retrospektivnyy (дата обращения: 04.07.2018).
15. Дубровская В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов // Вестник ТГПУ. – 2007. – №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-konkursnogo-dvizheniya-pedagogov (дата обращения: 21.07.2018).
16. Коротаева Е.В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования // Педагогическое образование в России. – 2015. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-v-razvitii-teorii-i-praktiki-obrazovaniya (дата обращения: 025.07.2018).
17. Паршукова И.Л. Научно-методическое сопровождение образовательного учреждения в условиях перехода региональной системы образования на ФГОС начального общего образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-usloviyah-perehoda-regionalnoy-sistemy-obrazovaniya-na-fgos (дата обращения: 02.07.2018).
18. Дроботенко Ю.Б., Макарова Н.С. Перспективные модели научно-методического сопровождения деятельности базовых кафедр педагогического университета // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – №4(13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-modeli-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-deyatelnosti-bazovyh-kafedr– pedagogicheskogo-universiteta (дата обращения: 07.07.2018).
19. Шульгина Е.В. Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский гуманитарный университет. – М., 2007.
20. Езопова С.А., Калабина И.А., Новицкая В.А. Дошкольное образование в Санкт-Петербурге // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – №1. – С. 6–20.
21. Методические советы к программе «Детство». Учебно-методическое пособие. Ред. З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
22. Готовимся к аттестации! Учебно-методическое пособие. Авторы-составители З.А. Ми­хайлова, Л.М. Маневцова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005, 2-е изд.
23. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
24. Как работать по программе «Детство». Младший дошкольник в детском саду. Учебно-методическое пособие / Составители и научные редакторы: Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михай­лова. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
25. Как работать по программе «Детство». Дошкольник 4–5 лет в детском саду. Учебно-методическое пособие / Составители и научные редакторы: Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
26. Как работать по программе «Детство». Дошкольник 5–7 лет в детском саду. Учебно-методическое пособие / Составители и научные редакторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
27. Мониторинг в детском саду. Учебно-методическое пособие / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
28. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
29. Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – СПб., 2007. – 18 с.
30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. Л.И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – М.: Оникс [и др.], 2009. – 1359 c.
31. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ; [Науч. ред. Л. В. Беловинский]. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 573 c.
32. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка: более 4000 синонимов: [Толкование значений. Сочетаемость с другими словами. Особенности употребления синонимов]. – М.: Эксмо, 2009. – 601 c.
33. Дука Н.А. Формы организации взаимодействия базовой кафедры педагогического университета и общеобразовательной организации // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 4. URL: http:// mir-nauki.com/ PDF/ 41PDMN416.pdf (дата обращения: 17.06.2018).
34. Сабинина Н.Н. Научно-методическое сопровождение педагогов в условиях инновационной деятельности // Cборник научных статей «Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспекты». – СПб.: Институт бизнеса и права, 2011. http://www.ibl.ru/konf/151211/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov.html (дата обращения: 25.06.2018).

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

научно-методическое сопровождение, музей «Детская жизнь ребенка», инновационная деятельность, практика дошкольного образования, история дошкольного образования