ISSN 1997-9657
       

Фатихова Л.Ф. Диагностика и коррекция сенсорно-перцептивной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями

№3 2016 Фатихова Л.Ф. Диагностика и коррекция сенсорно-перцептивной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями
Аннотация

В статье представлены диагностическая и коррекционная методики, предназначенные для изучения и коррекции сенсорно-перцептивной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Сенсорно-перцептивная деятельность рассматривается как основа дальнейшего познавательного развития детей данной группы. Диагностическая методика для ее исследования включает дифференциальные критерии выполнения экспериментального задания тремя группами дошкольников – нормально развивающимися детьми, детьми с задержкой психического развития и детьми с умственной отсталостью. Коррекционная методика, направленная на формирование таких сенсорно-перцептивных действий, как умение соотносить свойства предмета к заданным эталонам форм и умение моделировать плоскостные предметные фигуры, построена с учетом теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Как диагностическая, так и коррекционная методика основаны на подходе Л.А. Венгера к изучению сенсорно-перцептивной деятельности дошкольников.

Фрагмент статьи

Введение

Сенсорно-перцептивная деятельность является одним из показателей развития высших психических функций, в том числе интеллектуальных (Каменская В.Г., Кожевникова О.А., 2014). Сенсорно-перцептивные действия, выполняя функцию ориентировки ребенка в окружающем, характеризуются недостаточностью у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья – детей с нарушениями зрения (Григорьева Л.П., 2009), нарушениями речи (Христолюбова Л.В., 2011), двигательными нарушениями (Белякова Ю.Ю., 2007; Симонова Т.Н., Симонов В.Г., 2009) и др., оказывая влияние и на первично сохранные функции, в том числе и на одну из важнейших для социальной адаптации функций – речь (Бабина Е.С., Трубникова Н.М., 2011; Мурашова И.Ю., 2015). У детей с интеллектуальными нарушениями (задержкой психического развития (далее – ЗПР) и умственной отсталостью) они имеют такие недостатки, как увеличение латентного периода опознания объектов, снижение объема восприятия, недостаточная целенаправленность и дифференцированность, фрагментарность восприятия и низкая способность формирования целостного образа (Тебенова К.С. и др., 2015; Метиева Л.А., 2006). И все же сенсорно-перцептивная деятельность относительно сохранна у детей данной группы, в связи с чем рассматривается как компенсаторная (Войлокова Е.Ф., 1999, 2005; Гаврилушкина О.П., 1990, 1991; Захарова Е.А., 2009, Стребелева Е.А., 1991, 1992). Именно на их основе формируются действия наглядно-действенного мышления, что позволяет ставить задачу по формированию у ребенка умственных действий, необходимых уже в процессе обучения в школе.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Бабина Е.С., Трубникова Н.М. Организация, содержание и результаты логопедической работы по формированию лексики у дошкольников в условиях зрительной депривации // Специальное образование. – 2011. – № 3. С. 15-24.
2. Белякова Ю.Ю. Специфика нарушений сенсорно-перцептивных функций у детей дошкольного возраста с тяжелой двигательной церебральной патологией // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 45. – Т.19. – С. 322–327.
3. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Педагогика, 1978. – 293 с.
4. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях специального дошкольного учреждения: Дис... канд. пед. наук. СПб., 1999. – 235 с.
5. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
6. Гаврилушкина О.П. Обучение конст­руированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М.: Просвещение, 1991. – 94 с.
7. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. – М.: Дрофа-Плюс, 2010. – 207 с.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
9. Григорьева Л.П. Формирование свойств зрительного восприятия у детей с ослабленным зрением // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2009. Выпуск 563. – С. 146–161.
10. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 72 с.
11. Захарова Е.А. Особенности перцептивно-речевого развития детей с проблемами в развитии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – №3. Т.3. – С.143–151.
12. Каменская В.Г., Кожевникова О.А. Сравнительный анализ скорости и качества выполнения интеллектуальных и перцептивно-моторных задач старшими дошкольниками
с разным уровнем развития речи. //Психология образования в поликультурном пространстве. – 2014. – Т.4 (№28). – С. 76–85.
13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 208 с.
14. Метиева Л.А. Развитие зрительного восприятия учащихся начальных классов школ 8 вида // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2006. – №4. – С. 26–35.
15. Мурашова И.Ю. Соотношение особенностей полимодального восприятия с симптомами общего недоразвития речи у детей к началу школьного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №9–4 (40). Ч.4. – С. 98–100.
16. Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями // Вестник ТГУ. – 2009. Выпуск 9 (77). – С. 343-348.
17. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.
18. Тебенова К.С., Туганбекова К.М, Ильясова Б.И., Заркенова Л.С. Преодоление недостатков зрительного восприятия младших дошкольников с задержкой психического развития в процессе психокоррекционной работы // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1. – С. 697–700.
19. Усанова О.Н. Методические рекомендации по исследованию комплекта практиче­ских материалов «Лилия» / О.Н. Усанова. – М.: НПЦ «Коррекция», 1993.
20. Христолюбова Л.В. Развитие речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в специальных образовательных дошкольных учреждениях // Специальное образование. – 2011. – №3. С. 92–97.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольники с интеллектуальными нарушениями, дошкольники с умственной отсталостью, дошкольники с задержкой психического развития, сенсорно-перцептивная деятельность, диагностическая методика, коррекционная методика