ISSN 1997-9657
       

Фатихова Л.Ф. Формирование у дошкольников с нарушением интеллекта представлений о массе предмета

№2 2018 Фатихова Л.Ф. Формирование у дошкольников с нарушением интеллекта представлений о массе предмета
Аннотация

В статье дается обзор методики развития элементарных математических представлений в дошкольной педагогике и в специальной дошкольной педагогике, такого раздела методики, как формирование восприятия массы. Описана история включения учеными-методистами в дошкольное образование задачи по формированию у детей такого измерительного умения, как ориентировка в массе предмета. Формирование у дошкольников с нарушением интеллекта представлений о физической массе предмета – одна из наиболее сложных задач коррекционно-педагогической работы. Теоретический обзор позволил выяснить недостаточную разработанность этого раздела в методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Раскрывается содержание основанной на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина методики коррекционно-педагогической работы по формированию у дошкольников с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) такого математического действия, как ориентировка в массе предметов. Методика предполагает восемь этапов, на каждом из которых используется свой комплекс методов и приемов обучения и набор демонстрационного и раздаточного материала. Предлагаются фрагменты занятий по формированию действия ориентировки у дошкольников с нарушением интеллекта в массе предметов на каждом этапе обучения. Методика реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Внедрение методики в коррекционно-образовательный процесс специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений г. Уфа показало ее эффективность.

Фрагмент статьи

Формирование у дошкольников с нарушением интеллекта представлений о физической массе предмета – одна из задач, решаемых в рамках занятий по формированию элементарных математических представлений, и, одновременно, одна из наиболее сложных задач коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории.

Вопросами разработки методических аспектов предматематической подготовки детей с нарушениями развития занимались Л.Б. Баряева (2002), Л.Б. Баряева и А. Зарин (2000), Г.В. Брыжинская (2000), И.В. Чумакова (2001). Разработкой подходов к организации обучения детей с нарушением интеллекта математике в пропедевтический период занимались М.Н. Петрова (1996) и В.В. Эк (1990). Программное содержание по формированию элементарных математических представлений у детей с отклонениями в развитии и детей с нарушением интеллекта, в частности разрабатывали Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д. Соколова (2001), Е.А. Екжанова и Е.А. Стребелева (2005).

Вопросы развития восприятия массы предметов у детей дошкольного возраста освещались в методических работах представителей отечественной дошкольной педагогики, начиная с прошлого столетия (Белоус, 1976; Березина, 1971; Леушина, 1974).

Н.Г. Белоус отмечал, что формирование у ребенка знаний о способах измерения сначала условной меркой, а в последующем и общепринятыми эталонами оценки массы способствует не только развитию «барического чувства», но и понятия числа. Процесс дифференцированной оценки массы различных предметов должен, по его мнению, проводиться сначала на сенсорной основе путем непосредственного сравнения предметов с включением сенсорной деятельности, а затем с помощью измерительной деятельности, которая способствует не только формированию восприятия и представления о массе, но и наполняет их математическим содержанием.

А.М.Леушина связывала трудности восприятия ребенком размера, формы и тяжести предмета с сенсорной проблемой и сделала вывод о сенсорном развитии как главной задаче воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на положения И.М. Сеченова о физиологии органов чувств, она указывает на то, что мышечное чувство глаз подобно руке «ощупывает» предмет, поэтому глаз функционирует в качестве измерительного прибора. Кроме того, важную роль в развитии восприятия, в том числе и массы предметов, играют ощущения, возникающие при осязании предмета руками, однако в дальнейшем в процессе упражнений устанавливается временная связь, которая позволяет зрительно сравнивать предметы, не обращаясь к зрительной проверке. Закреплению временной связи, по утверждению А.М.Леушиной, способствует и слово, которое играет обобщающую роль в восприятии. Эти особенности сенсорного развития, на наш взгляд, могут быть учтены при разработке методики формирования у дошкольников с нарушением интеллекта умения ориентироваться в массе предметов.

Список литературы

1. Алиева Т.И., Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математиче­ских представлений у дошкольников. – М.: Сфера, 2015. – 224 с.
2. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Монография / Л.Б. Баряева. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 287 с.
3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2003. – 320 с.
4. Баряева Л. Б., Зарин А. Методика формирования коли­чественных представлений у детей с интеллектуальной недос­таточностью. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 96 с.
5. Белоус Н.Г. Особенности формирования представлений о массе предметов (тяжести) у детей дошкольного возраста: Автореф. дис... канд. пед. наук. – Л., 1976. – 19 с.
6. Березина Р.Л. Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста знаний о величине предметов и об элементарных способах измерения: Автореф. дис... канд. пед. наук. – Л., 1971. – 19 с.
7. Брыжинская Г.В. Подготовка дошкольников с нарушениями интеллекта к выполнению арифметических операций по методу М. Монтессори // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. –
Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета им. М.В. Ломоносова, 2000. – С. 323–326.
8. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Т.С. Будько. – Брест: Издательство БрГУ, 2006. – 46 с.
9. Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теории и технология. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 533 с.
10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.
11. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. –
М.: Просвещение, 2009. – 174 с.
12. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. – М.: Сфера, 2016. – 112 с.
13. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
14. Микляева Н.В. Теория и технология развития математических представлений у детей / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Академия, 2015. – 352 с.
15. Михайлова 3.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 384 с.
16. Мыслюк В.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие для педагогов. – Минск: Народная асвета, 2007. – 94 с.
17. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 144 с.
18. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общ. ред. С. Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2006. – 112 с.
19. Помораева И.А., Позина В.А. Форми­рование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6–7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 176 с.
20. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогиче­ских институтов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлов, Р.Л. Не­помнящая и др. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
21. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – М.: Владос, 2001. – 88 с.
22. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.
23. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. –
М.: Просвещение, 1990.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

ориентировка в массе предметов, дошкольники с нарушением интеллекта, формирование элементарных математических представлений, этапы коррекционно-педагогической работы