В статье приводится позитивный опыт деятельности дошкольного образовательного учреждения для воспитанников с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата по социальной адаптации детей со сложными сочетанными дефектами развития, развитию партнерских отношений с семьей, формированию инклюзивной компетентности родителей. Последовательно рассматриваются возникающие проблемы, предлагаются варианты организации взаимодействия современной семьи с ребенком-дошкольником и педагогических работников дошкольной организации. Значительное внимание уделяется понятиям «социальные практики» и «социальные пробы», как вариантам социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Данная статья поможет педагогам осмыслить проблемы, возникающие при организации инклюзивного образования, и предложит возможные пути их решения. Пособие адресовано педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических вузов, слушателям системы повышения квалификации.
До недавнего времени ведущей стратегией в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) было интегрированное образование, которое предполагало создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Однако, выделение «особых» классов и групп привело к исключению этих воспитанников из социальной жизни школы и детского сада и созданию определенных барьеров в общении и взаимодействии.
Вместе с тем, законодательные акты и документы, составляющие нормативно-правовую основу дошкольного образования, обращены к детям с ограниченными возможностями здоровья. Все без исключения существующие вариативные формы дошкольного образования должны быть направлены:
• на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными возможностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6. ФГОС ДО).
Анализ психолого-педагогической литературы и собственного опыта работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом позволили выявить следующее:
• Неразработанность специальных методик и технологий инклюзивного дошкольного образования обусловливает проблемы коммуникативного и толерантного характера отношений в детском коллективе, где есть особые дети.
• Особенность дефектов воспитанников приводит к их социальной изоляции.
• Несформированность толерантного отношения родителей нормативно развивающихся детей к воспитанникам со статусом инвалидности диктует необходимость формирования инклюзивной компетентности и вовлечения семей в образовательный процесс.
Для решения обозначенных выше проблем с учетом требований ФГОС ДО (п. 3.2.2.) необходимо создать инклюзивную образовательную среду (ИОС) для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. – СПб., 1999.
2. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях. – Режим доступа: detsad-journal.narod.ru/20044/Arnautova.rtf.
3. Баимбетов А.А. Молодежь в кризисном социуме / А.А. Баимбетов, Р.Т. Насибуллин, Г.А. Кабакович, Ф.Г. Хайруллин / Под ред. Р.Т. Насибуллина. – М., 1998.
4. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
5. Гудина Т.В. Педагогические ресурсы социокультурной реабилитации детей-инвалидов. – Вологда, 2009.
6. Гудина Т.В. Организационные условия социокультурной реабилитации инвалидов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2009. –
Т. 15. – №3. – С. 331–335.
7. Гудина Т.В. Психолого-педагогические условия обеспечения равных возможностей детей-инвалидов // Динамика научных исследований. – 2012: Материалы VIII Международной научно-практической конференции.
8. Давыдова О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями: учебное пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 128 с.
9. Денисова О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое про-
странство для социально-культурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями. –
Череповец, 2006.
10. Денисова О.А. Характеристика социокультурной адаптации и интеграции лиц
с сенсорными нарушениями / О.А. Денисова, И.А. Бучилова, В.Н. Поникарова // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №7. – С. 151–158.
11. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. – Изд. В. Секачев, 2015.
12. Зрелова Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов: автореф. дис. канд. пед. наук / Т.А. Зрелова. – СПб., 2000.
13. Крылова Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей? // Воспитание дошкольников. – 2009. – №3. – С. 14–27.
14. Монастырская Л.В. Социокультурный потенциал семьи как средство позитивной социализации ребенка // Вторые Державинские чтения. – Тамбов, 1996. – С. 28.
15. Никитина Г.В. Социальная практика как педагогическое понятие. – Чита: Молодой ученый, 2011.
16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», 01.01.2014 г.
17. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей / Н.Б. Крылова; отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2007. – 191 с.
18. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго – М.: АРКТИ, 2000. – 207 с.
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ г. Москва.
20. Чащина А.А. Социальное проектирование и социальная практика // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. – Красноярск, 2006. – № 3/2. – С. 43–46.
21. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. –
Казань, 2001.
социальная адаптация, инклюзивная компетентность, инклюзивное образование, социальные практики, социальные пробы
Ваша корзина пуста