Филатова Ю.О., Аксенова А.О. Отечественные и зарубежные подходы к изучению плавности речи и ее нарушений у детей дошкольного возраста

№5 2021 Филатова Ю.О., Аксенова А.О.  Отечественные и зарубежные подходы к изучению  плавности речи и ее нарушений у детей дошкольного  возраста
Аннотация

Актуальность тематики статьи. Анализ показателей неплавности в речи ребенка, выделяемых в отечественной и зарубежной науках о речевых расстройствах, и существующих методов их измерений показывает, что нарушения плавности речи у детей дошкольного возраста преимущественно связываются с эволюционным заиканием. В отечественной литературе и логопедической практике отсутствуют методы объективной оценки плавности речи и ее нарушений при заикании, в то время как за рубежом имеются разные модели категоризации показателей неплавности речи и применяются различные объективные методы измерений плавности речи у детей в норме и с заиканием.

Цель. Изучение физиологических и патологических показателей неплавности в речи детей дошкольного возраста с заиканием и без речевых нарушений для дифференциальной диагностики нормального и отклоняющегося речевого развития.

Описание хода исследования. В исследовании участвовало 35 детей в возрасте 4,5–6,5 лет: 16 детей без нарушений речи и 19 детей с заиканием разной степени выраженности. Плавность / неплавность речи оценивалась с помощью зарубежной технологии оценки показателей неплавности речи (технологии Вандербилдта) на основании анализа двух репрезентативных речевых образцов по 100 слов каждый (беседа и рассказ по серии сюжетных картин): вычислялся общий процент неплавности речи, процент физиологических и патологических показателей неплавности речи, выявлялись доминирующие виды неплавности речи в обеих группах.

Результаты исследования. Выявлена существенная разница в физиологических и патологиче­ских показателях неплавности речи у дошкольников в норме и с заиканием. Приводятся доказательства связи преимущественно патологических показателей неплавности речи с заиканием, а физиологических – с нормальным речевым развитием. У дошкольников с заиканием обнаружена прямая зависимость между общим процентом неплавности речи и степенью тяжести заикания. В группе детей без нарушений речи выявлены дошкольники с фактором риска появления заикания, для родителей которых разработаны рекомендации по охранительному общему и речевому режиму.

Заключение. Результаты экспериментального исследования демонстрируют целесообразность включения технологии Вандербилдта в комплексное обследование речи ребенка дошкольного возраста. Специфический характер и частота проявления показателей неплавности речи у детей дошкольного возраста вносят важную диагностическую информацию о типичном / атипичном становлении плавности речи.

Фрагмент статьи

Постановка проблемы

Среди многоаспектных характеристик устного высказывания плавность речи выступает как общий биологический показатель координации темпо-ритмических характеристик речевого выдоха и семантико-синтаксического планирования высказывания. Плавность речи развивается постепенно к 7 годам в процессе речевого онтогенеза (Белякова, Филатова, 2008).

До настоящего времени становление плавности речи у детей изучено недостаточно.

В то же время обнаруживается значительный интерес исследователей к данной проблеме. Это обусловлено с тем, что плавность речи является надежным показателем законченности формирования основных параметров связного высказывания. В связи с этим актуальным представляется разграничение понятий «плавность / неплавность речи», описание показателей неплавности, имеющихся в речи ребенка дошкольного возраста, которые не совпадают в отечественной и зарубежной науках о речевых расстройствах, рассмотрение дифференциальных признаков физиологической неплавности речи, характерной для речевого онтогенеза, и патологической неплавности речи, которые могут сигнализировать о начале заикания, а также обозначение рекомендаций дошкольным педагогам и родителям.

В отечественной специальной литературе под плавностью речи понимается артикуляционный комплекс непрерывного произнесения законченного высказывания на одном речевом выдохе (Белякова, Асланова, 2003; Филатова, 2012). Как показывают научные данные изучения этого феномена, плавность речи является свидетельством сформированности разных ритмических показателей речи на уровне слога, слова, фразы (Филатова, 2009, 2018).

В онтогенезе плавность речи формируется на протяжении всего дошкольного возраста, что сопровождается разнообразием показателей неплавности речи (Белякова, Филатова, 2008; Starkweather, 2002; Yaruss, Newman, Flore, 1999 и др.). К ним относятся: дыхательные повторы несудорожного характера (или дыхательные итерации) в процессе устной речи, повторы звуков, частей слова, целого слова (или физиологические итерации), продления гласных звуков (или пролонгации), неоправданное паузирование, пересмотры (связанные с выбором точного слова для выражения мысли) (Белякова, Асланова, 2003; Филатова, 2012). Выявлено, что для каждого возрастного периода характерными являются определенные виды неплавности речи. Если в раннем возрасте доминируют дыхательные итерации и повторы звуков, то в дошкольном детстве – неоправданное паузирование и пересмотры. Исследователями обозначены не только виды неплавности речи у детей в сензитивный период ее развития в возрасте от 1,5 до 5 лет, но и определена их динамика в виде постепенного сокращения количества и показателей неплавности речи (Белякова, Асланова, 2003).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Белякова Л.И. Системный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Теоретические проблемы нарушений плавности речи: коллективная монография / Под ред.
Ю.О. Филатовой. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – С. 15–33.
2. Белякова Л.И., Асланова С.Р. Харак­те­ристика показателей неплавности речи у дошкольников // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – С. 69–75.
3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 224 с.
4. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа // Речь ребенка: проблемы и решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 352 с.
5. Ваш ребенок заикается? Руководство для работы с родителями / Пер. Л.А. Набоковой,
Ю.А. Робиновой, Ю.О. Филатовой / Науч. ред. Ю.О. Филатова. – М.: МПГУ, 2018. – 60 с.
6. Филатова Ю.О. Формирование ритмической организации речеязыковой функции в онтогенезе // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 2–1. – С. 187–192.
7. Филатова Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: монография. – М.: Прометей, МПГУ, 2012. – 218 с.
8. Филатова Ю.О. Онтогенез и дизонтогенез плавности речи у детей // Дефектология. – 2018. – №5. – С. 31–40.
9. Bakker K. Computerized Scoring of Stuttering Severity (CSSS-2.0) [computer software]. Austin, TX: Pro-Ed, 2009.
10. Campbell J., Hill D. Systematic disfluency analysis: Accountability for differential evaluation and treatment. Mini-seminar presented to the Annual Convention of the American Speech-Language-Hearing Association, New Orleans, LA, 1987.
11. Conture E.G. Stuttering: Its Nature, Diagnosis, and Treatment. – Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 2001.
12. Curlee R.F. Identification and case selection guidelines for early childhood stuttering // Stuttering and Related Disorders of Fluency / [edited by Edward G. Conture, Richard F. Curlee. – 3rd Ed. – New York/Stuttgert: Thieme, 2007. – P. 3–22.
13. Johnson W. A study of the onset and development of stuttering // In W. Johnson & R.R. Leutenegger (Eds.), Stuttering in children and adults. Minneapolis, MN: University of Minnesota, 1955. – Р. 37–73.
14. Gillam R.B., Logan K.J. & Pearson N.A. Test of childhood stuttering (TOCS). PRO-Ed, 2009.
15. Gregory H.H. Stuttering: Differential Evaluation and Therapy // Pro-Ed Studies in Communicative Disorders. – Pro Ed, 1986. – 55 p.
16. Ntorou K., DeFranco E.O., Conture E., & Walden T. A parent-report scale of behavioral inhibition: Validation and application to preschool-age children who do and do not stutter // Journal of Fluency Disorders. – 2020. DOI: 10.1016/j.jfludis.2020.105748
17. Riley G.D. Stuttering severity instrument for children and adults (SSI-3) (3rd edition). Austin, TX: Pro-Ed, 1994.
18. Riley G.D. Stuttering severity instrument for children and adults (SSI-4) (4th edition). Austin, TX: Pro-Ed, 2009.
19. Rustin L., Botterill W., Kelman E. Assessment and therapy for young dysfluent children: Family interaction. – London: Whurr, 1997. – Р. 30–36.
20. Starkweather C.W. The development of fluency in normal children // Stuttering Therapy: Prevention and Intervention with Children. – Memphis, TN: Stuttering Foundation of America, 2002.
21. Tumanova V., Conture Ed. G., Warren L.E., Walden T.A. Speech disfluencies of preschool children who do and do not stutter // Journal of Communication Disorders. – 2014. – No. 49. – P. 25–41.
22. Yaruss J.S., Newman R.M., Flora T. Language and disfluency in nonstuttering children’s conversational speech // Journal of Fluency Disorders. 1999. – No. 24. – P. 185–209.
23. Zackheim C.T., Conture E.G. Childhood stuttering and speech disfluencies in relation to children’s mean length of utterance: a preliminary study // Journal of Fluency Disorders. – 2003. – No. 28. – Р. 115–142.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

плавность речи, детский возраст, физиологические и патологические показатели неплавности речи, эволюционное заикание, диагностика, группа риска, профилактика.