Бренифье Оскар. Философия в детском саду

№6 2008 Бренифье Оскар. Философия в детском саду
Фрагмент статьи

Оскар Бренифье – доктор философии, профессор Института практической философии (Париж), эксперт ЮНЕСКО. Эта статья является результатом работы философа, проведенной в различных детских садах.

Многоязычие – явление для современного мира естественное. Оно развивает интеллектуальные способности, расширяет кругозор. Намного проще выучить еще один язык в детстве, когда восприятие тоньше и новое усваивается еще лучше. Этот аргумент является решающим для тех, кто размышляет, учить ли детей родному языку.

У большинства тех, кто слышит о занятиях философией в детском саду, возникают сомнения: могут ли дети 3–4 лет заниматься философией, если даже у студентов возникают трудности с этим достаточно странным предметом? С другой стороны, на эту проблему можно посмотреть иначе: не слишком ли поздно начинать философствовать в 18 лет? Какой преподаватель не чувствует свою беспомощность, пытаясь заставить учеников критически мыслить? Следовательно, начинать занятия философией нужно в дошкольном возрасте. Это утверждение содержит лишь одно противоречие: оно опровергает множество существующих сегодня воспитательных концепций.

Попытаемся определить, в чем может состоять собственно философский характер беседы с ребенком. Не будет ли это только подготовкой к философствованию? Здесь нужно сразу оговориться, что сама философия не является завершенной, а потому этот предмет постоянно обрастает бесконечным количеством вопросов.

Практика философствования должна начинаться очень рано. При ее недостатке мышление будет развиваться крайне медленно, как некоторая периферическая операция, что часто наблюдается в философском образовании и в образовании в целом.

Полный текст читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.