ISSN 1997-9657
       

Бренифье Оскар. Философская практика с ребенком

№2 2010 Бренифье Оскар. Философская практика с ребенком
Фрагмент статьи

Изучая методическую разработку, важно уметь отделять главное от второстепенного и применять это на практике, что далеко не всегда легко сделать. Постараемся описать занятия, направленные на развитие умения детей размышлять, как можно четче. Чтобы выполнить эту задачу нужно отметить отправную точку – тезис о том, что же является главным в философствовании.

Любая теория на практике подвергается изменению. Без учета этого факта мы превратим теорию в «заповедник» рассуждений, в котором любая практика будет лишь бледным отражением теории. Традиционное представление о философии связано со знанием истории философии и современных течений в самой философской науке, в то время как наша точка зрения заключается в том, что философия присутствует в любой теме, поднимаемой дошкольником или взрослым. Конечно же, она отражается в речи человека. В этом смысле нам важно определить, что же такое «философская практика».

Практика и реальность

«Практикой» следует называть деятельность, которая сопоставляет теорию и реальность. Окружающий мир материален, и эта материя оказывает сопротивление нашим желаниям и действиям, она есть то, что является «другим», то, чем мы стремимся управлять. А что же для нашего мышления является «другим»? Мы знаем, что реальность – это мир, включая наше собственное существование среди других людей, во всех его многочисленных проявлениях, которые мы только можем наблюдать. В то же время реальность для каждого из нас отличается, является «другой», поскольку каждый из нас строит свой образ реальности, с которым он вступает в диалог или конфронтацию. Одновременно с этим мы предполагаем, что все мы живем в одной и той же реальности. Взаимосвязь, связанность, единство мира, в котором мы живем, является одним из важных оснований, на которых строится наша речь. Именно поэтому несовершенство речи может приводить человека к достаточно сложным противоречивым ситуациям.

Эти особенности реальности были выявлены еще Платоном. Учитывая их, становится возможным понять практику философствования, т. е. развития нашего умения размышлять. Процесс размышления можно представить в следующей последовательности:

  • с помощью диалога требуется выделить предпосылки, отталкиваясь от которых будет работать наше собственное мышление;
  • совершить критический анализ и увидеть проблемы, с которыми сталкивается наше мышление;
  • сформулировать понятия и с их помощью выразить главную идею, обогатив ее по­средством соответствующих мыслительных действий;
  • применив подходящие термины, описать с их помощью противоречия и разложить их на составные элементы.

В этом процессе каждый старается добиться наиболее точного и правильного восприятия мира и себя, обдумать ход мышления других участников и понять, происходит ли оно тем же путем как у него или выходит за его пределы.

Практическая философская деятельность противопоставляет друг другу теорию, образ реальности и способ, которым мы воспринимаем наше окружение. Поэтому мы применяем диалог с самим собой, диалог с «другим» и диалог с истиной. Таким образом, в ходе размышления противопоставляются: представление о мире, которое у меня есть; «другой» – как тот, с кем я могу вступить в диалог; и, наконец, форма мышления (например, логика).

Философские операции

Нужно иметь в виду, что культурное и специфическое содержание, которое представлено в образе или высказывании, есть лишь внешность – щедрая и иногда обманчивая. За ним стоит содержание философии, которое мы можем выявить с помощью трех операций: идентификации, критики и концептуализации.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.