ISSN 1997-9657
       

Фогт Ф., Хаузер Б., Стеблер Р., Рехштайнер К., Урех К. Обучение через игру – педагогика и результаты обучения математике в раннем детстве

№3 2019 Фогт Ф., Хаузер Б., Стеблер Р., Рехштайнер К., Урех К. Обучение через игру – педагогика и результаты обучения математике в раннем детстве
Аннотация

Хотя исследования подчеркивают важность раннего обучения математике в детском саду, практики нуждаются в эффективных и инновационных педагогических методиках. В настоящее время применяются разные подходы: от основанного на обучении и руководстве со стороны педагогов до подхода, основанного на играх. Данное исследование раннего вмешательства рассматривает влияние этих двух подходов в педагогике на математические компетенции детей. В исследовании 35 воспитателей детских садов и 324 шестилетних ребенка были случайным образом распределены на три группы: занимающиеся по образовательной программе, использующие игровой подход с карточными и настольными играми и контрольную группу. Мнения педагогов, полученные в ходе данного исследования, были объединены в полуструктурированные интервью. Полученные данные свидетельствуют о более высоких результатах обучения в целом для игрового подхода. Дети с низким уровнем компетенций, как правило, добились больших успехов при работе по образовательной программе; дети с высокими компетенциями – больше при игровом подходе. Педагоги оценили игровой подход с использованием карточных и настольных игр как более подходящий к разнообразным потребностям детей.

Фрагмент статьи

Введение

Математические компетенции в раннем возрасте имеют большое значение для последующих результатов обучения (Duncan et al., 2007; Grossing, Peter-Koop, 2008). Несмотря на растущее понимание того, что дети нуждаются в математическом обучении в детском саду, нет единого мнения о наилучшем педагогическом подходе в этой области. Воспитатели детских садов подчеркивают, что математические занятия должны быть включены в повседневную жизнь (Gross, Rossbach, 2011) или что раннее обучение должно основываться на игре, даже если само понимание игры различно (Gasteiger, 2015).

Представленный ниже исследовательский проект сравнивает эффективность игрового подхода с использованием карточных и настольных игр (Hauser et al., 2015), с образовательной программой (Krajewski, Nieding, Schneider, 2007) и контрольной группой. Кроме того, принятие педагогами того или иного подхода имеет важное значение для его эффективной реализации. Поэтому мнения педагогов также должны быть приняты во внимание.

В данной статье рассматриваются следующие вопросы исследования: как игровой подход с карточными и настольными играми соотносится с образовательной программой по обучению детей математике? Существуют ли дифференцированные эффекты для детей с различными уровнями математических компетенций? Каков практический опыт и взгляды педагогов на игровой подход и образовательную программу?

Теоретическая основа: математические компетенции и педагогические подходы
в детском саду

Обзор начинается с актуальности обучения математике в детском саду с последующим акцентом на определенные аспекты математических компетенций детей. Затем рассматривается вопрос об отношении воспитателей к математике. После чего излагаются различные подходы к обучению математике в раннем детстве, за которыми следует обсуждение инновационного потенциала игры в раннем преподавании математики.

Значение математических компетенций

Математические компетенции в детском саду очень важны для последующих результатов обучения в школе. Такие компетенции, как распознавание цифр и чисел, числовая последовательность, счет, порядок, сравнение цифр и чисел, сложение и вычитание, были признаны сильнейшими предикторами для более поздних школьных достижений, достигая средней величины эффекта 0,34 – по сравнению с ранним чтением (0,17), навыками внимания (0,10) и социально-эмоциональным поведением (0,0) (Duncan et al., 2007). Дети с низкими математическими компетенциями в детском саду чаще всего испытывают трудности с математикой и в школе (Dornheim, 2008).

Количественно-числовые компетенции являются предиктором более поздних математических компетенций за пределами цифр и чисел, в то время как фонологическое знание – нет (Krajewski, Schneider, 2009). Математические компетенции у дошкольников в детском саду значительно различаются, что также связано с различиями в домашнем обучении (Anders et al., 2012; Sonnenschein, Galindo, 2015). Чтобы расширить возможности для всех детей, независимо от их социального происхождения, детский сад должен целенаправленно развивать методы обучения математике (Grüssing, Peter-Koop, 2008), а детям должны быть предоставлены возможности для обучения, отвечающие их разнообразным образовательным потребностям (Gasteiger, 2015).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

* Franziska Vogt, Bernhard Hauser, Rita Stebler, Karin Rechsteiner & Christa Urech (2018): Learning through play – pedagogy and learning outcomes in early childhood mathematics, European Early Childhood Education Research Journal, DOI:10.1080/1350293X.2018.1487160. Публи­куется с любезного разрешения журнала European Early Childhood Education Research Journal.

Список литературы

1. Anders, Y., and H.-G. Rossbach. 2015. “Preschool Teachers’ Sensitivity to Mathematics in Children’s Play: The Influence of Math-Related School Experiences, Emotional Attitudes, and Pedagogical Beliefs.” Journal of Research in Childhood Education 29 (3): 305–322. doi:10.1080/02568543.2015.1040564.
2. Anders, Y., H. G. Rossbach, S. Weinert, S. Ebert, S. Kuger, S. Lehrl, and J. von Maurice. 2012. “Home and Preschool Learning Environments and their Relations to the Development of Early Numeracy Skills.” Early Childhood Research Quarterly 27 (2): 231–244.
3. Benz, C. 2012. “Attitudes of Kindergarten Educators about Math.” Journal für Mathematik-Didaktik 33 (2): 203–232.
4. Bergen, D. 2015. “Psychological Approaches to the Study of Play.” American Journal of Play 7 (2):51–69.
5. Bodrova, E. 2008. “Make-Believe Play Versus Academic Skills: A Vygotskian Approach to Today’s Dilemma of Early Childhood Education.” European Early Childhood Education Research Journal 16 (3): 357–369.
6. Brown, E. T. 2005. “The Influence of Teachers’ Efficacy and Beliefs Regarding Mathematics Instruction in the Early Childhood Classroom.” Journal of Early Childhood Teacher Education 26 (3): 239–257.
7. Chen, J. Q., J. McCray, M. Adams, and C. Leow. 2014. “A Survey Study of Early Childhood Teachers’ Beliefs and Confidence about Teaching Early Math.” Early Childhood Education Journal 42 (6): 367–377. doi:10.1007/s10643-013-0619-0.
8. Cohen, J. 1988. Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.
9. Dornheim, D. 2008. Prädiktion von Rechenleistung und Rechenschwäche: Der Beitrag von Zahlen-Vorwissen und allgemein-kognitiven Fähigkeiten. Berlin: Logos.
10. Duncan, G. J., C. J. Dowsett, A. Claessens, K. Magnuson, A. C. Huston, P. Klebanov, L. S. Pagani,et al. 2007. “School Readiness and Later Achievement.” Developmental Psychology 43 (6): 1428–1446.
11. Engel, M., A. Claessens, T. Watts, and G. Farkas. 2016. “Mathematics Content Coverage and Student Learning in Kindergarten.” Educational Researcher 45 (5): 293–300.
12. Field, A. 2009. Discovering Statistics Using SPSS. Los Angeles, CA: Sage.
13. Garrote, A., E. Moser Opitz, and C. Ratz. 2015. “Mathematische Kompetenzen von Schülerinnen und Schülern mit dem Förderschwerpunkt geistige Entwicklung. Eine Querschnittstudie.” Empirische Sonderpädagogik 7 (1): 24–40.
14. Gasteiger, H. 2015. “Early Mathematics in Play Situations: Continuity of Learning.” In Mathematics and Transition to School: International Perspectives, edited by B. Perry, A. Gervasoni, and A. MacDonald, 255–272. Singapore: Springer.
15. Gasteiger, H., A. Obersteiner, and K. Reiss. 2015. “Formal and Informal Learning Environments: Using Games to Support Early Numeracy.” In Describing and Studying Domain-Specific Serious Games, edited by J. Torbeyns, E. Lehtinen, and J. Elen, 231–250. Cham: Springer.
16. Gross, C., and H. G. Rossbach. 2011. “Frühpädagogik.” In Empirische Bildungsforschung. Gegenstandsbereiche, edited by H. Reinders, H. Ditton, C. Gräsel, and B. Gniewosz, 75–86. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften.
17. Grüssing, M., and A. Peter-Koop. 2008. “Effekte vorschulischer mathematischer Förderung am Ende des ersten Schuljahres: Erste Befunde einer Längsschnittstudie.” Zeitschrift für Grundschulforschung 1 (1): 65–81.
18. Hauser, B. 2005. “Das Spiel als Lernmodus: Unter Druck von Verschulung - im Lichte der neueren Forschung.” In Bildung 4- bis 8-jähriger Kinder, edited by T. Guldimann, and B. Hauser, 143–168. Münster: Waxmann.
19. Hauser, B., E. Rathgeb-Schnierer, R. Stebler, and F. Vogt, eds. 2015. Mehr ist mehr. Mathematische Frühförderung mit Regelspielen. Seelze: Klett/Kallmayer.
20. Hauser, B., F. Vogt, R. Stebler, and K. Rechsteiner. 2014. “Förderung früher mathematischer Kompetenzen.” Frühe Bildung 3 (3): 139–145.
21. Jörns, C., K. Schuchardt, D. Grube, and C. Mähler. 2014. “Spielorientierte Förderung numerischer Kompetenzen im Vorschulalter und deren Eignung zur Prävention von Rechenschwierigkeiten.” Empirische Sonderpädagogik 2014 (3): 243–259.
22. Kamii, C., and Y. Kato. 2005. “Fostering the Development of Logico-Mathematical Thinking in a Card Game at Ages 5–6.” Early Education and Development 16 (3): 367–384. doi:10.1207/s15566935eed1603_4.
23. Krajewski, K. 2003. Vorhersage von Rechenschwäche in der Grundschule. Hamburg: Kovac.
24. Krajewski, K., G. Nieding, and W. Schneider. 2007. Mengen, zählen, Zahlen: Die Welt der Mathematik verstehen (MZZ). Berlin: Cornelsen.
25. Krajewski, K., G. Nieding, and W. Schneider. 2008. “Kurz- und langfristige Effekte mathematischer Frühförderung im Kindergarten durch das Programm ‘Mengen, zählen, Zahlen’.” Zeitschrift für Entwicklungspsychologie und Pädagogische Psychologie 40 (3): 135–146.
26. Krajewski, K., and W. Schneider. 2009. “Exploring the Impact of Phonological Awareness, Visual–Spatial Working Memory, and Preschool Quantity–Number Competencies on Mathematics Achievement in Elementary School: Findings from a 3-Year Longitudinal Study.” Journal of Experimental Child Psychology 103 (4): 516–531.
27. Kruse, J. 2015. Qualitative Interviewforschung. Weinheim: Juventa.
28. Kuckartz, U. 2010. Einführung in die computergestützte Analyse qualitativer Daten. 3rd ed. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften.
29. Lee, J. S., and H. P. Ginsburg. 2009. “Early Childhood Teachers’ Misconceptions about Mathematics Education for Young Children in the United States.” Australasian Journal of Early Childhood 34 (4): 37–45.
30. Link, M., F. Vogt, and B. Hauser. 2017. “Überzeugungen von Kindergartenlehrpersonen zur mathematischen Förderung im Kindergarten: Schweiz, Deutschland und Österreich im Vergleich.” Beiträge zur Lehrerbildung 35 (3): 440–458.
31. McCray, J. S., and J.-Q. Chen. 2012. “Pedagogical Content Knowledge for Preschool Mathematics: Construct Validity of a New Teacher Interview.” Journal of Research in Childhood Education 26 (3): 291–307. doi:10.1080/02568543.2012.685123.
32. Moser, U., and N. Bayer. 2010. 4 bis 8. Schlussbericht der summativen Evaluation. Lernfortschrittte vom Eintritt in die Eingangsstufe bis zum Ende der 3. Klasse der Primarschule. Bern: Schulverlag plus.
33. Moser, U., and S. Berweger. 2007. Wortgewandt & zahlenstark. Lern- und Entwicklungsstand bei 4-bis 6-Jährigen. St. Gallen: interkantonale Lehrmittelzentrale.
34. Moser Opitz, E. 2001. Zählen, Zahlbegriff, Rechnen. Theoretische Grundlagen und eine empirische Untersuchung zum mathematischen Erstunterricht in Sonderklassen. Bern: Paul Haupt.
35. Oppermann, E., Y. Anders, and A. Hachfeld. 2016. “The Influence of Preschool Teachers’ Content Knowledge and Mathematical Ability Beliefs on their Sensitivity to Mathematics in Children’s Play.” Teaching and Teacher Education 58: 174–184.
36. Ramani, G. B., and R. S. Siegler. 2008. “Promoting Broad and Stable Improvements in Low-Income Children’s Numerical Knowledge Through Playing Number Board Games.” Child Development 79 (2): 375–394.
37. Sarama, J., and D. H. Clements. 2009. Early Childhood Mathematics Education Research: Learning Trajectories for Young Children. New York: Routledge.
38. Schuler, S. 2008. “Was können Mathematikmaterialien im Kindergarten leisten? - Kriterien für eine gezielte Bewertung.” In Beiträge zum Mathematikunterricht 2008, edited by Eva Vásárhelyi. Hildesheim: Franzbecker.
39. Schuler, S. 2013. Mathematische Bildung im Kindergarten in formal offenen Situationen – eine Untersuchung am Beispiel von Spielen zum Erwerb des Zahlbegriffs. Münster: Waxmann.
40. Singer, E. 2013. “Play and Playfulness, Basic Features of Early Childhood Education.” European Early Childhood Education Research Journal 21 (2): 172–184.
41. Sonnenschein, S., and C. Galindo. 2015. “Race/Ethnicity and Early Mathematics Skills: Relations between Home, Classroom, and Mathematics Achievement.” Journal of Educational Research 108 (4): 261–277.
42. Stebler, R., F. Vogt, I. Wolf, B. Hauser, and K. Rechsteiner. 2013. “Play-Based Mathematics in Kindergarten. A Video Analysis of Children’s Mathematical Behaviour While Playing a Board Game in Small Groups.” Journal für Mathematik Didaktik 34 (2): 149–175.
43. Thiel, O. 2010. “Teachers’ Attitudes Towards Mathematics in Early Childhood Education.” European Early Childhood Education Research Journal 18 (1): 105–115.
44. Vanden Heuvel-Panhuizen,M. 1995. “Leistungsmessung im aktiv-entdeckendenMathematikunterricht.” In Am Rande der Schrift. Zwischen Sprachenvielfalt und Analphabetismus, edited by H. Brügelmann, H. Balhorn, and I. Füssenich, 87–107. Lengwil am Bodensee: Libelle. van Oers, B. 2010. “Emergent Mathematical Thinking in the Context of Play.” Educational Studies in Mathematics 74 (1): 23–37.
45. Vogt, F., and K. Rechsteiner. 2015. “Regelspiele entwickeln.” In Mehr ist mehr. Mathematische Frühförderung mit Regelspielen, edited by B. Hauser, E. Rathgeb-Schnierer, R. Stebler, and F. Vogt, 46–55. Seelze: Klett/Kallmayer.
46. Vu, J. A., M. Han, and M. J. Buell. 2015. “The Effects of In-Service Training on Teachers’ Beliefs and Practices in Children’s Play.” European Early Childhood Education Research Journal 23 (4): 444–460.
47. Weisberg, D. S., K. Hirsh-Pasek, and R. M. Golinkoff. 2013. “Guided Play: Where Curricular Goals Meet a Playful Pedagogy.” Mind, Brain, and Education 7 (2): 104–112.
48. Weisberg, D. S., A. K. Kittredge, K. Hirsh-Pasek, R. M. Golinkoff, and D. Klahr. 2015. “Making Play Work for Education.” Phi Delta Kappan 96 (8): 8–13.
49. Weiss, R. H., R. B. Cattell, and J. Osterland. 1997. CFT 1. Grundintelligenztest Skala 1. Göttingen: Hogrefe.
50. Wood, E. 2009. “Conceptualising a Pedagogy of Play: International Perspectives from Theory, Policy and Practice.” In From Children to Red Hatters: Divers Images and Issues of Play, edited by D. Kuschner, 166–190. Lanham: University Press of America Inc.
51. Wullschleger, A., and R. Stebler. 2016. “Individuelle mathematikbezogene Lernunterstützung bei Regelspielen zur Förderung früher Mengen-Zahlen-Kompetenzen im Kindergarten.” In Perspektiven mathematischer Bildung im Übergang vom Kindergarten zur Grundschule, edited by S. Schuler, C. Streit, and G. Wittmann, 171–186. Berlin: Springer Spektrum.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование; математика; игра; количественно-числовые компетенции; детский сад; педагогика