ISSN 1997-9657
       

Зацепина М.Б. Фольклорные праздники в детском саду

№4 2010 Зацепина М.Б. Фольклорные праздники в детском саду
Фрагмент статьи

Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. Проведение праздника эмоционально насыщено выразительными средствами устного, музыкального и изобразительного искусства. Яркостью, колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно привлекательны для дошкольников. Они могут быть разнообразными по содержанию, посвящены многогранным сторонам социальной жизни дошкольного образовательного учреждения, природе, разным видам народного искусства.

Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме.

Приступая к осуществлению фольклорно-праздничного проекта, необходимо продумать цель, задачи и методы его организации. Обращение педагогов к такой форме проведения праздника не должно быть стихийным или случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.

Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствуют следующие моменты:

  • объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;
  • удачный подбор художественной, научно-популярной литературы и музыкального репертуара;
  • определение участников проекта и направления работы каждого из них;
  • рассматривание проекта как единой воспитательно-развлекательной системы, в процессе осуществления которой личность ребенка развивается целостно;
  • рассматривание проекта как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующих развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых;
  • фольклорный праздник готовится и проводится с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей.

Необходимо определить идейно-тематический замысел мероприятия, то есть четко сформулировать идею и программное содержание. Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями. Важно продумать сценарный ход праздника («Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки» и т. д.).

И только после этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация праздника. Сценарий следует завершить развязкой.

Проектная деятельность, связанная с организацией фольклорного праздника, обязательно включает постановку поисковых действий и предварительную работу, пост­роенные в каждом случае на взаимодейст­вии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек. Но изготовить простую игрушку, поучаствовать в выставке «Народная игрушка», выразив свои впечатления через продуктивную деятельность ребенок может и самостоятельно.

При разработке фольклорного праздничного проекта важно каждый законченный его этап обсуждать с ребенком: что у него получилось, что можно сделать еще и т.д. Например:

  • искусствоведческий этап: посещение музея, выставки, конкурса и беседа об увиденном;
  • продуктивно-художественный этап: изготовление игрушки, поделок; организация выставок и конкурсов;
  • художественно-образный этап: исполнительское мастерство;
  • театрализация действий на основе подобранного фольклорного материала (устного, музыкального и изобразительного);
  • заключительный этап, завершающийся всеобщим ярким действием.

Приведем в качестве примерного сценарий, подготовленный и реализованный дошкольным образовательным учреждением Зеленоградского административного округа г. Москвы.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.