Фатихова Л.Ф. Диагностика и формирование способности дошкольников с задержкой психического развития к установлению причинно-следственной связи между событиями

Аннотация

Показатель уровня развития познавательной деятельности является одним из факторов успешности обучения ребенка в школе. Авторы статьи задались целью выявления способности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) к установлению причинно-следственной связи между событиями. В данной работе описываются две методики – диагностическая и коррекционно-развивающая. Первая методика направлена на изучение уровня развития способности дошкольников с задержкой психического развития к установлению причинно-следственной связи между событиями в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Вторая методика направлена на формирование у дошкольников с задержкой психического развития умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями. На основе представленных методик авторы делают вывод, что коррекционно-развивающая работа позволяет обеспечить принципы системности и последовательности, при этом важно, чтобы формирование одних умений предшествовало формированию других, являясь для них основой.

Фрагмент статьи

Способность к пониманию и установлению причинно-следственной связи между событиями является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка и может использоваться как критерий интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Показатель уровня развития познавательной деятельности является одним из факторов успешности обучения ребенка в школе, а недостаточность этого уровня, соответственно, может привести к учебной неуспеваемости (Е.Н. Кабанова-Меллер [4], З.И. Калмыкова [5; 6], Н.А. Менчинская [9], А.И. Раев [12] и др.).

Мы задались целью изучения способности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) к установлению причинно-следственной связи между событиями. Мы разработали методику, имеющую не только констатирующую часть, направленную на выявление уровня и особенностей развития данной способности, но обучающую, предназначенную для определения возможностей ее дальнейшего развития у дошкольников данной категории.

В связи с этим нами была разработана методика «Установление причинно-следственной связи между событиями», разработанная в рамках исследования познавательной деятельности детей двух групп – нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с задержкой психического развития. В исследовании принимали участие дети 6–7-летнего возраста, находящиеся в условиях как массового (нормально развивающиеся дети), так и специального (коррекционного) обучения и воспитания (дети с ЗПР). Анализировались результаты исследования, полученные на выборке 140 детей, из них: 53 нормально развивающихся детей и 87 детей с ЗПР.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2002. – № 5. – С. 40.

2. Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект) [Текст] / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына. – М.: В.Секачев, ИОИ, 2004. – 66 с.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45 с.

4. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Текст] / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Просвещение, 1968. – 288 с.

5. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога [Текст]. Серия «Педагогика и психология» №3. / З.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1982. – 98 с.

6. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 1981. – 200с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.

8. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: Практическое пособие / Л.С. Маркова. – М: АРКТИ, 2002. – 187 с.

9. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника [Текст]: Избранные психологические труды / Н.А. Менчинская. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

10. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

11. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 112 с.

12. Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника [Текст] / А.И. Раев. – Л.: ЛГПИ, 1976. – 136 с.

13. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2011. – 80 с.; 65 карт.

14. Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 1. Старшая группа [Текст] / Л.Ф. Фа­тихова. – Уфа: Мир печати, 2011. – 228 с.

15. Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 2. Подготовительная к школе группа [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: Мир печати, 2011. – 323 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

диагностическая методика, коррекционно-развивающая методика, задержка психического развития, причинно-следственная связь, сериационные картинки