ISSN 1997-9657
       

Никулин А.А. «Мы должны закладывать тот фундамент, с которым наши дети войдут во взрослую жизнь»

Полный текст

Алексей Александрович значительное внимание уделяет проблемам развития образования в Подольском районе, в том числе и дошкольному.

– Алексей Александрович, как ректор института вы много общаетесь со студентами. Как вы оцениваете уровень их подготовки? Многие преподаватели жалуются, что первокурсники приходят к ним со слабым багажом знаний. Стоит ли искать причины в дошкольном образовании, или пробелы появляются на более поздних стадиях обучения?

– Да, конечно, некоторые проблемы здесь существуют… Для нас, например, уже вошло в практику давать студентам на первом курсе дополнительные занятия по высшей математике – дело в том, что студенты, имея базовую школьную программу, испытывают сложности в освоении того объема курса, который заложен учебным планом высшей школы. Я не думаю, что стоит искать какую-то одну причину, почему так происходит, – безу­словно, есть целый комплекс проблем. Это и то разочарование от учебы в целом, которое происходит из-за сложностей адаптации ребенка дошкольного возраста к школьной среде, и несогласованность программ школьных и высших учебных заведений – и в том числе проблемы с мотивацией самого студента.

К сожалению, большинство абитуриентов, поступающих в вуз, не уверено в правильности выбора своей будущей специальности, зачастую на их выбор огромное влияние оказывает и чужое мнение (родителей, в основном), и в целом «модность» профессии и т. д. Одной из перспективных задач в области образования в Подольском районе Институт экономики ставит развитие профориентационной программы для школьников и студентов, которая будет включать использование специально разработанной компьютерной методики и личную консультацию психолога. К сожалению, не все понимают важность своевременного грамотного выбора будущей профессии, когда профессиональная деятельность соответствует интересам и возможностям, когда отсутствуют годы метаний в поисках себя, когда не приходит разочарование от учебы в вузе при осознании того, что попал «не туда». Ведь в общем-то учеба в вузе – это очень серьезный этап в жизни человека, закладываются те знания, умения, навыки, которые человек будет использовать потом в профессиональной жизни, и естест­венно, достаточно большой объем знаний. А у нас многие студенты примерно с третьего курса начинают работать,часто даже не столько из текущих финансовых соображений, сколько для последующей успешной конкуренции на рынке труда, которая на сегодняшний день нереально высока! И для этого нужно иметь достаточно большой уровень самостоятельности, мотивации, осознания необходимости этих шагов. Все знания не могут быть заложены в человеке в течение только учебы в вузе, поэтому особенно остро сегодня стоит вопрос о непрерывном образовании.

– Говоря о непрерывности образования, нельзя не затронуть вопрос преемственности. Нередко педагоги начальной школы сетуют, что детей в детском саду учили не тому и не так. Как обеспечить преемственность дошкольного и начального образования?

– Как мне кажется, одной из проблем «переходного» периода у детей является то, что с поступлением в школу они практически теряют ту среду, к которой привыкли, где основной акцент был сделан на творческое, физическое развитие с большим объемом игр, где закладывались первые основы самостоятельности и сама атмосфера была очень «дет­ской». В школе ребенок уже с первым звонком попадает во «взрослую» жизнь, где есть строго регламентированные уроки, где уже не осталось так много места для игр, творчества, где его учат совершенно другим вещам – практиче­ским навыкам, как писать, как считать и т. д. И для многих детей этот переходный период действительно становится очень сложным, затяжным, который определяет его нахождение в школьном пространст­ве, если задуматься, на целых 10 лет! Именно здесь мы рискуем получить то большое количество двоечников, «трудных» детей, просто детей, немотивированных на учебу в школе – и в том числе на дальнейшую учебу в высших учебных заведениях.

Поэтому, на мой взгляд, необходимо уделять максимальное внимание детям и школьным программам именно в начальных классах, где мы закладываем тот фундамент, с которым наши дети войдут во взрослую жизнь. Мне кажется, начальному образованию стоит пристальнее присмотреться к организации занятий в детских развивающих центрах, ведь там используются действительно хорошо зарекомендовавшие себя методики, по которым дети занимаются с огромным удовольствием, там обучающие программы совмещены с творческими занятиями, применяется большое количество игровых форм обучения – да что там говорить – у детей есть возможность элементарно больше двигаться на занятиях!

– Алексей Александрович, качество дошкольного образования зависит во многом от квалификации педагогов. Как в Подольске обстоят дела с подготовкой кадров для дошкольных учреждений?

– Дело в том, что в Подольске нет как таковых специальных центров или учебных заведений, которые занимались бы подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров. И когда мы это поняли, решили изменить ситуацию, поскольку уже много лет Институт экономики старается реализовывать в своих стенах концепцию непрерывного образования, – сегодня у нас, помимо Института экономики и бизнес-школы, есть колледж, школа и детский сад. Когда мы сами столкнулись с острой нехваткой современных, квалифицированных кадров в регионе, а также с тем, где эти кадры обучать, то было принято решение совместно с Администрацией г. Подольска организовать специальные курсы для воспитателей дошкольных учреждений, где бы они могли получить знания о последних инновационных тенденциях в сфере дошкольного образования. Например, с 1 ноября по 22 ноября 2011 года в Институте экономики при поддержке РАО «Институт психолого-педагогиче­ских проблем детства» была реализована программа «Менеджмент и разработка игровых методов обучения. Актуальные проблемы развития детей в ДОУ», где в том числе наши преподаватели обучали воспитателей, как можно прививать детям первые навыки грамотного обращения с деньгами через игру, с помощью игровых пособий «Денежный поток для детей».

– Еще один важный показатель качества дошкольного образования – охват. Все ли дети, желающие посещать дошкольные учреждения, имеют такую возможность?

– Подольск – один из наиболее активно развивающихся городов Московской области. Не так давно был построен новый микро­район, в котором будет жить более 80 000 жителей, и поэтому одной из первоочередных задач, стоящих перед администрацией города, было решение вопроса обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. В новом микрорайоне предусмотрено строительство школ, детских садов, так что проблема, которая ост­ро стояла перед родителями в предыдущие годы – как устроить ребенка в детский сад, – будет в ближайшее время полностью решена.

– Алексей Александрович, сейчас широко обсуждается Закон «Об образовании». Должно ли, на ваш взгляд, дошкольное образование стать обязательным?

– Мой ответ на этот вопрос совершенно однозначен – должно. Период, когда ребенок наиболее открыт всему новому, когда максимально активны все функции детского организма, направленные на развитие, необходимо использовать наиболее эффективно, чтобы раскрыть потенциальные возможности ребенка и создать предпосылки для его успешной взрослой деятельности.

Справка:

В Подольске одобрена Концепция развития дошкольного образования в городском округе Подольск до 2020 года.

Цель концепции – разработка механизмов доступности и устойчивого развития качест­ва дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего.

В Подольске более сорока дошкольных образовательных учреждений: прогимназии, центры развития ребенка, детские сады общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов, ясли. Действуют как муниципальные детские сады, так и частные.

2011 год стал переходным по изменению типов дошкольных учреждений. Из функционирующих дошкольных учреждений По­доль­ского муниципального района отрабатывается уставная документация на 4 автономных и 18 бюджетных учреждений.
В учреждениях созданы хорошие условия для личностного развития детей. 2021 ребенок охвачен дополнительными образовательными услугами, функционируют изобразительные, театрализованные и хореографические студии, спортивные секции, в двух учреждениях работают компьютерные классы.

В последние месяцы 2011 года на территории городского округа Подольска в микрорайоне «Подольские просторы» построены три здания детских дошкольных образовательных учреждений на 140 мест каждое. Средства для строительства объектов социальной инфраструктуры на земельных участках, на которых осуществляется строительство жилья для военнослужащих, были выделены за счет субсидий из бюджета Московской области.

Трехэтажные монолитно-кирпичные здания детских учреждений отвечают современным требованиям. В новых детских садах расположены уютные игровые комнаты, музыкальный и гимнастический залы, пище­блок, медпункт.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.