ISSN 1997-9657
       

Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи

№5 2019 Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи
Аннотация

В статье говорится о приемах формирования у детей навыков связной речи как важном средстве поддержки познавательной инициативы детей в ДОУ и семье. Исследование проводилось в течение 5 лет, с 2014 по 2019 гг, среди детей старшего дошкольного возраста и педагогов. Были обследованы 1233 ребенка и 456 воспитателей. В основе исследования лежит лингвистическая концепция текста, обоснованная в работах М.М. Бахтина, были применены методы лингвистического анализа текста (связной речи). Использование этих методов при диагностике речевого развития детей и воспитателей показало, что существующая в настоящее время в ДОУ речевая работа практически не направлена на формирование навыков связной речи: связность отсутствует не только в речи детей, но и в речи воспитателей. Методические приемы, предполагающие использование структурных особенностей текста (межфразовой связи, смысловой структуры, структуры сложного синтаксического целого), позволили существенно повысить уровень развития связной речи детей и воспитателей.

Исследование показало, что связная речь – это важное средство развития когнитивных способностей ребенка. Ведь как ребенок говорит (связно или несвязно), так он и мыслит, организует и направляет познавательную деятельность. Исследование доказывает: в старшем дошкольном возрасте возникают новые задачи общения – активно развивается общение со взрослыми, возникают задачи интерпретации содержания цифровых ресурсов, телевизионной и компьютерной мультипликации и т.д. Поэтому развивать когнитивные способности детей средствами детской литературы, музыкальной, изобразительной, физической, математической культуры следует на основе учета особенностей не только мышления, но связной речи.

Фрагмент статьи

Введение

Связная речь – это важное средство познавательной деятельности ребенка. Ведь как ребенок говорит (связно или несвязно), так он и мыслит. Современные специалисты говорят о необходимости поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи (Веракса, 2019). Развитие связной речи может оказаться эффективным инструментом такой поддержки.

Развитие связной речи является главной целью работы по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку без нее невозможно решение коммуникативных задач, познавательных, воспитательных (Аванесова, 2015; Алабужева, 2013; Бондаренко, 2015; Gabdulkhakov, Shishova, 2018; Выготский, 2019; Габдулхаков, Хисамова, 2012; Кулагина, 2015; Ладыжевская, 2019; Микляева, 2016; Сытина, 2017; Ушакова, 2014). Связная речь – важный показатель коммуникативного развития детей. Однако большинство воспитателей до сих пор считает, что связная речь – это умение связывать между собой слова и речевая работа должна быть направлена на формирование звуковой культуры и обогащение словаря.

Понимание связной речи как речи, состоящей из нескольких предложений, связанных между собой при помощи специальных лексико-грамматических средств, и речи, организованной как структурно-смысловое единство (как текст), до сих пор отсутствует в практической работе педагогов.

Даже когда дети учатся пересказывать сказку или делать рассказ по картине, воспитатели практически не обращают внимания на связность детской речи. При этом многие педагоги сами не обладают навыками построения связной речи и, по всей вероятности, поэтому не осознают необходимость специальной работы над связностью высказываний детей.
Цель исследования – определить комплекс приемов, ориентированных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования – лингвистические методы анализа текста, методы математической обработки результатов.

Экспериментальная база: базовые дошкольные учреждения Казанского федерального университета – детский сад №25, детский сад № 404 г. Казани и дошкольные учреждения Республики Татарстан.

Методология исследования

В основе исследования лежит лингвистическая концепция текста, обоснованная в работах М.М. Бахтина (Бахтин, 1979), Ю.М. Лотмана (Лотман, 1996), В.Ф. Габдулхакова (Габдулхаков, 2012); С.И. Гиндина (Гиндин, 1971) и др.

Обзор литературы

Лингвистические особенности связной речи, методика формирования связной речи раскрываются во многих работах (Текучев, 2006; Ушакова, 2014 и др.). Однако в основном в них показываются общие подходы к развитию речи: формирование звуковой культуры, обогащение словаря, развитие грамматического строя и др., при этом недостаточно выражена установка на текст, на текстовые единицы речи как основные компоненты развития связности.

Конечно, связная речь может формироваться спонтанно, если ребенок постоянно взаимодействует с образцами связной речи (сказками, рассказами и другими произведениями детской литературы). Особенно это заметно, если ребенку читают сказки не только в детском саду, но и дома, если дома ребенок слышит литературную речь с хорошими образцами связной речи. Однако таких детей (и семей) очень мало.

Отсутствие навыков связной речи у детей (и, конечно, у многих педагогов, родителей) отрицательно сказывается на качестве образования не только в детском саду, но и в начальной и средней школе: ребенок просто не видит связи между предложениями учебного или литературного текста, не может осмыслить содержание текста и анализировать его смысловую организацию, правильно пересказывать текст или запоминать его хотя бы до следующего занятия (Габдулхаков, 1983).

Полный текст читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF статьи.

Список литературы

1. Аванесова В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду. – М.: Наука, 2015. – 212 с.
2. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. – Ижевск: Удмуртский госуниверситет, 2013.
3. Александрова Т.И. Сказка «Катя в Игрушечном городе». URL: https://gazky.ru/skazki-po-alfavitu/t-i-aleksandrova-katya-v-igrushechnom-gorode/#bezdelushka (дата обращения 5.07.2019).
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, примеч.
С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1979. 423 с. URL: http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic/ (дата обращения 5.07.2019).
5. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования
в детском саду. – М.: Издательство МГПИ, 2015. – 96 с.
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: Мозаика-Синтез, 2019.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-7-myshlenie_i_rech.pdf (дата обращения: 29.07.2019)
8. Габдулхаков В.Ф., Хисамова В.Н. Лингводидактика поликультурного языкового образования. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 248 с.
9. Габдулхаков В.Ф. Об умении выделять абзацы // Русский язык в школе. – 1983. – №3. – С. 48–50.
10. Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Снежная королева». URL: https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/zarubezhnye-skazochniki/skazki-andersena/snezhnaja-koroleva/ (дата обращения 5.07.2019).
11. Гиндин С.И. Связный текст: формальное определение и элементы типологии / АН СССР. Ин-т рус. яз. – М., 1971. – 44 с.
12. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.
13. Ладыжевская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения [Электронный ресурс]. – URL: http://itexts.net/avtor-taisa-alekseevna-ladyzhenskaya/190740-zhivoe-slovo-taisa-ladyzhenskaya/read/page-1.html (дата обращения: 25.01.2019).
14. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. URL: https://studfiles.net/preview/1101601/ (дата обращения 5.07.2019).
15. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева,
Н.А. Виноградова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 с.
16. Пляцковский М. Мишкины книжки: URL: https://mishka-knizhka.ru/skazki-pro-volka/ (дата обращения 5.07.2019).
17. Сытина О.И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников // Молодой ученый. – 2017. – №51. – С. 296–297.
18. Текучев А.В. Теория и методика преподавания русского языка в средней школе. Практические занятия. – М.: МГПИ, 2006. – 199 с.
19. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. 2-е изд. – М.: Сфера, 2014. – 396 c.
20. Этнос и культура в межнациональных коммуникациях ХХI века / Под ред. проф.
В.Ф. Габдулхакова. URL:https://kpfu.ru/psychology/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost/nauchno-obrazovatelnyj-centr/arhiv-nauchno-prakticheskih-konferencij-sborniki (дата обращения 5.07.2019).
21. Gabdulchakov V.F., Bashinova S.N., Yashina O.V., Taraskina I.V. (2018). Integrative Mechanisms for Increas¬ing Efficiency of Educational and Methodological Interaction between Teacher and Student. Integratsiya obrazo-vaniya = Integration of Education. 2018. 22(2):248-261. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.248-261
22. Gabdulkhakov V.F., Shishova E.O. (2018). Multicultural Training Of Future Teachers In The Context Of Ethnic Tensions. Future Academy. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. IFTE 2018. 4th International Forum on Teacher Education. https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.76. No: 76. Pages: 651-660.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

приемы формирования связной речи, межфразовая связь, смысловая структура, структура сложного синтаксического целого